Перед расставанием с Москвой

     Я дала себе слово, что, как только покину Москву окончательно, обязательно напишу воспоминания о десяти годах, проведенных в столице. Мне кажется, время еще не пришло, нужно пожить в некотором  временном и пространственном удалении от дорогой и горячо любимой  МОсквушки, чтобы яснее понять, чем  она была  для меня эти годы.

     На периферии Москву недолюбливают, это еще мягко сказано. Кто-то служил с москвичами в армии, рассказывал об их непомерной кичливости и амбициях, кто-то увязывает Москву и правительство  в единое целое, и  нелюбовь к правительству автоматически ложится на плечи самих москвичей,  кто-то ненавидит  гламурных выскочек из телевизора, которые считают себя хозяевами жизни, рассуждают на всю страну о том, какую часть тела им надо подтянуть или подкачать, а попросту с жиру бесятся: все-то им надоело, все-то их раздражают. Больше всего, конечно,  людей подстегивает  к этой нелюбви разница в зарплате в столице и регионах, а также боль за откровенное  разворовывание страны.

      Я и сама лет двенадцать назад представляла, что в Москве деньги на деревьях растут, что их лопатой гребут; маленькие язвочки зависти  подтачивали мой в общем-то незлобивый характер. А потом я приехала сюда, ибо дошла до обнищания физического. Задержалась на  целое десятилетие.  Обо всем этом я когда-нибудь напишу по порядку.

     Пока же  мы с сестрой решили в оставшиеся несколько месяцев  жизни в столице попробовать наверстать упущенное. Упущенное для нас -определенно то, чего на нашей малой Родине нет или очень немного. Маловато у нас, прямо скажем, учреждений культуры, архитектурных памятников. Кажется, мы побывали везде: в музеях, храмах, картинных галереях, театрах, концертных  залах, известных парках и усадьбах, даже на подводной лодке! Насытиться живописью, музыкой, игрой столичных актеров было  необходимо, на духовном плане велась кропотливая работа. Деньги? Да. Были, не сравнить с зарплатами нашего маленького городка. Но деньги имеют свойство заканчиваться, и к этому  простому человеку нужно отнестись философски, научиться жить на пресловутую «пензию». А память. Память сохранит  главное…

     Прошлым летом позволила себе, наконец, пригласить  внуков, мальчиков 10 и 11 лет.  Решила устроить им такой двухдневный  праздник – встречу с Москвой. Мы с ними и в палеонтологический  музей, и на ВДНХ, и в зоопарк, и в Сокольники. Бедняжки не чувствовали ног под собой, очень утомлялись. А какое красивое шоу мы увидели в «Москвариуме»! Настоящая сказка с  моржами, дельфинами и косатками…  Когда же спросили, что им больше всего понравилось, они хором ответили: «Метро!» Да, уважаемые, не обвиняйте моих внуков в неразвитости,  я и сама считаю московское метро  одним из самых ярких достижений человеческого гения. Просто вы привыкли, может быть, а они все это увидели впервые: и прекрасно оформленные вестибюли, и лесенки-чудесенки –эскалаторы, и поезда под землей. И не поверите, как им было страшно в первый раз прокатиться в вагоне метро, как они жались ко мне и затыкали уши от непривычного грохота.

     И вот, наконец, стали мы с сестрой думать, где же еще не побывали? Хотелось бы послушать хор Сретенского монастыря, посетить оперетту, побывать в театре Вахтангова , насладиться органной музыкой. На органе мы и сошлись. Сказано – сделано, тут нам и интернет во благо. Купили билеты в кафедральный собор святых Петра и Павла, что в Старосадском переулке. Вышли на Китай-городе. Дорогу нашли быстро, добрые, приветливые люди охотно объясняли, как дойти. Сам собор, как игрушка, чистенький, отреставрированный, по всей видимости. Плохо, что никакой, хотя бы маленькой  сценки не было,  музыканты были не видны, разве только  когда стоя  приветствовали  многочисленных зрителей, приходилось просто слушать и вбирать звук, созерцая  почти под потолком Иисуса, распятого на кресте, глядя сквозь стекла  узких стрельчатых окон на темнеющее московское  небо. Все исполнители были  достаточно молоды, и это радовало. Музыка жива! Органист Иван Царев покорил своим исполнением сонаты для органа № 4 си-бемоль мажор Феликса Мендельсона. Мощные звуки, казалось, проникали в самое сердце. Мы не знатоки музыкальных тонкостей, но  были потрясены игрой скрипача Константина Казначеева,  вдохновенной увертюрой к опере  Вебера «Обертон» в исполнении  симфонического оркестра «Инструментальная капелла» под  управлением  Виктора Луценко. Вышли из зала с легкостью в душе, с каким-то подъемом, какой бывает, когда прикасаешься к чему-нибудь возвышенному. Впереди белели два удивительных  православных храма, сияли кресты, слышалась разнородная речь. Мы по-хорошему завидовали москвичам, ведь они могут в любое время насладиться всем изысканным, что есть в столице России.

     Одно только огорчало нас: что  в Старосадском переулке, что на улице Забелина многие старинные  здания казались заброшенными. Лепнина обвалилась, штукатурка осыпалась, кое-где видна даже кирпичная кладка. А ведь это старая Москва, исторический центр. Архитектура поразительная, но, видно, не доходят руки у  хранителей истории. И это не только там, в одном месте. Мы наблюдали такое и в других местах. Вот плитку кладут, где надо и не надо. Строят «Магниты», «Пятерочки» и прочую дребедень. Конечно, польза от этого есть. И деньги.  Не так давно мы побывали в Австрии, опять же благодаря московским зарплатам.  Вена – это просто чудо архитектуры. Это кружево, это пик творческой мысли. В Москве таких чудес архитектуры  не меньше, но почему-то стоят они,  забытые всеми. Хочется верить, что когда-нибудь их отреставрируют, доведут до ума. Ломать – не строить.  Тут каждый камень – история. Сохраните  историю в камне для потомков, чтобы, глядя на улочки и переулки старой Москвы, у них вырывалось восхищенное: «Ух ты!»


На это произведение написано 8 рецензий      Написать рецензию