Нижний Новгород. Эпизоды холодного августа

Нижний Новгород.  Эпизоды холодного августа
Солнечный храм

Проглядывавшее сквозь тучи серебряное небо смотрело в зеркало мокрой площадки перед храмом Александра Невского. Но оно было в этом не одиноко. Там же отражался и собор солнечно-ажурной пирамидой в тумане дождя. Его архитектурные рельефы жили в гармонии с белым частоколом великолепного спортивного сооружения, которому восклицали три сосны, подчеркнув сочетание старины и современности. 
За нотной строкой ограды развернулась панорама густого массива зелени на противоположном берегу. В холмах прятались здания, вырастали высотки.
Небо робко дарило голубые улыбки умытым жёлтым стенам, чистой площади и высунувшему язык бронзовому колоколу, удерживаемому белыми металлическими ногами. Его бока украсили тесьма надписи по низу, орнамент по верху и лента исторических барельефов посередине.
Распахнул святость на огромной стене чудный иконостас, выделив из темноты сияющие лики в золотых плоских нишах.

Бронзовый шар

Толстые металлические канаты крепко держали необъятный шар, похожий на глобус. Под ним приземлилась плетёная металлическая корзина, в которой стоял элегантный воздухоплаватель в жилете, пиджаке, очках. Застыло во времени мгновение: исследователь с интеллигентной бородкой обеими руками опустил вниз подзорную трубу и внимательно всмотрелся вдаль.
Внизу текла серая река, по мосту протянулась лента дороги, зеленели два берега, стоял деревянный поклонный крест, из-за крон выглядывал золотой купол на белом барабане, катили игрушечные автомобили и спешили автобусы по своим маршрутам. Дорога моста раскидала серые ветви на берегу в разные стороны. Вернее, береговые дороги с обеих сторон перешли в мост и в нём соединились в одну. Серебряная дуга спортивного стадиона превратилась в ряд дружинников с белыми копьями, охранявших солнечный храм с искрящимися куполами под пенными облачными волнами. Под мостом проплывал кораблик, с берега на мост поворачивал стройный ряд машин. Крутой спуск к реке обозначился несколькими обнажёнными кустами - необычным украшением пустыря у застроенного побережья. Мозаикой сложились крыши и купола среди зелени, ленты улиц, крошечные автомобили.

Кремль
Выбитые буквы мраморной таблички на белёной стене кремлёвского зеленоглавого храма под тёмным куполом напоминали: «Архангельский собор построен 1631». Под козырьком заняла своё место надвратная икона архистратига Михаила. У стены на травяном газоне стояли две каменные плиты с отколотым верхом, густо исписанные старинными письменами.
Внутри маленького храма надписи по-славянски указывали на полусферы ниш. Под надписью на полочке стояло плетёное четырёхугольное блюдо для пожертвований.
«Здесь почивает Благоверная Великая княгиня Нижегородская Ирина»
«Здесь почивают Благоверные Великие Князья Нижегородские Иоанн Васильевич и Василий Симеонович».
«Здесь почивают Благоверные Великие Князья Нижегородские иноки Зосима и Иона».
На белой плите рядом со стеной, державшей ниши, выбита надпись: «Кузьма Минин», ниже - 1616.
Другую стену заполнили иконы и   таблички с памятными надписями: три верхних и длинная ниже икон:
1221 г. «Лета 6728 князь великий Юрья Всеволодовичь заложил град на устье Оки реки и нарече Нов град Нижней и церковь постави соборную Архангела Михаила деревянную»
1227 г. «Лета 6735 великий князь Юрьи Всеволодовичь заложил церковь каменную Архангела Михаила в Нове граде Нижнем»
1539 г. «Лета 6867 годе князь Андрей Константинович в Нижнем Нове граде построил церковь каменную святого архистратига Михаила близ двора своего»
1631 г. «По вашему Государственному указу в Нижнем Нове городе соборная каменная церковь Архангела Михаила отделана совсем, а делали Ваши Государские подмастерья Лаврентий Возоулин да пасынок его Онтипа да с ними сорок человек каменщиков нижегородцов»

Глубокую раскопку до древней кладки огородили позеленевшие мхом плоские камни, над которыми возвышалась краснокирпичная стена. Круглая арка с широкой башенкой обозначила центральный вход  рядами вытянутых клетчатых окон. Внутри округлого прохода по всей ширине пестрели сувенирные лавочки. 
В длинном переходе затаилась древность. Крупная кладка с неровностями и грубыми швами пролегла под ногами. Кирпичные столбики держали дощатое перекрытие галереи. 

На площади перед Кремлём каменные ступени вели к постаменту, возвысившему Козьму Минина.
По кремлёвской  стене тянулись глухие арки, вдоль которых  выстроилась в ряд военная техника. Чернела марка С13 серой подлодки Александра Маринеско. Перед входом стояли навытяжку длинные шесты флагштоков с полотнищами цвета триколора. Воспаривший над стелой Георгий в развевавшемся плаще и блестевшем шлеме, похожим на будёновку, победил фашистскую гидру, явившись из первого века.  Голуби заполнили плиточный тротуар. Красные и жёлтые ковры расстелились на зелёном газоне.
Вокруг Кремля

С внешней стороны кремлёвской стены, глазастой тёмными бойницами, газон уступил свободу своей ширины невысокому увесистому монументу, сложенному в четыре ряда девятью каменными прямоугольниками. На этом панно рельефно выступал наклон девичьей головы с рекой волос на лебяжьей шее, тонкий контур её одежды и линия удлинённой руки, поддерживавшей волну коромысла. Душа грустной красавицы в каменной раме успокоилась: не забыта её старинная печальная история.
За ровный газон ненавязчиво держались фонарные столбы и несколько пышных пожилых деревьев возле упитанной башни,  повторившей стиль стены. И стена, и утолщённая книзу башня ощетинились зубчиками покрытия.
На древней неровности известняковых кирпичей с красными заплатками крепко держалась чугунная вывеска «КОРОМЫСЛОВА БАШНЯ. Сооружена в 1508-1511 г.»   
Вывеска на щербатой стене поясняла: «ТАЙНИЦКАЯ БАШНЯ.  Сооружена в 1508-1511 г.» На вбитом в красный кирпич стержне  сидела еле видимая птичка. Издали металлическая птаха сливалась со стеной, но легко проявлялась вблизи. Около красной башни, обветренной стариной, два указателя сообщали направление: «Ивановская башня – выставочный зал. Дмитриевская башня - выставочный зал».  Невысокая металлическая оградка обняла периметр башни и стены.
Металлического «краба» в коричневой раме, к голове которого был подвешен узорный колокол, огородили ажурные стенки под зелёным арочным зонтом с блестящим куполом.

Набережная

Небо над набережной держала высокая стела, низ которой блестел золотым барельефом  с изображением  римского полководца с надписью: «Князь Пожарский» и  венчавших его крылатых богинь. Аналогичный барельеф с противоположной стороны «Козьма Минин» изображал достойного горожанина в простом одеянии.

Памятью героям протянулась серая стена с белым контуром сражавшихся в бою солдат. Белые цифры обозначили даты войны:  1941-1945. Группа немецких делегатов стояла у площадки Вечного огня. Доброжелательные немцы возложили цветы, провели акцию памяти «2019.  Дружба-Freundschaft. Мир и дружба с Россией» и рассказали о цели исторического визита. Они заявляли: «Мы хотим познакомиться с Россией! Вместо санкций, военных угроз или войны мы предпочитаем личные встречи и сотрудничество между немцами и русскими для осуществления нашей общей цели – мира, который надо сохранить. Мы приверженцы ориентированной на людей демократической «геополитики, исходящей от простого человека» - мы следуем ей с горячим сердцем и в целях устойчивой мирной политики».
Путешествие «Дружба» - «Freundschaftsfahrt 2019» стало проведением встреч с людьми из разных стран.  Из города Баутцен их путь пролегал через Польшу, Литву, Латвию к границе России.  Первая остановка в России – в «Малом Сталинграде» - городе Великие Луки, затем их автомобили отправились в Москву, Тамбов, Саратов, Казань и Нижний Новгород. Они просили поддержать их призывы: «Достижение мира через дружбу, а не с помощью оружия! Мир в Европе достигался всегда, скорее, при помощи диалога, чем с оружием в руках».

Постамент возвысил князя, державшего шлем в правой руке, и святителя в схиме с крестом.  Каменный свиток внизу пояснял: «Основателю города святому великому князю Георгию Всеволодовичу и наставнику его святителю Симону от нижегородцев».
 
Троица стражей порядка

На огороженном газоне среди цветов отдыхал гравийный силуэт оленя с городского герба.  Вдоль ограды встал частокол  молодых ёлок. Беспокойный ветер не тревожил сидевших на скамьях трёх крепких мужиков. Невозмутимо продолжали свою работу три служителя закона.
Старший городовой  с кобурой на ремнях уверенно расставил ноги в сапогах и  пальцами держал эфес  шашки, опиравшейся остриём на площадку. Левая его рука покоилась на колене. Пять медалей на груди бравого усача в кубанке указывали на то, что он верой и правдой служил царю.
На средней скамье  милиционер в фуражке  и медалями на форме придерживал на колене планшет, висевший на ремне через плечо. Рядом с его сапогами возле скамьи овчарка-медалистка в уверенной готовности навострила уши, раскрыла умные глаза, высунула язык.  Возле собаки в середине скамеечной композиции – ожили от напора ветра два каменных голубя, один встрепенулся, подняв крылья. Невозмутимые птицы и не обращавшая на них внимания собака объединили три эпохи.
Современный боец  в форменной кепке, заправленной гимнастёрке, если так назвать рубашку с нагрудными карманами, сидел на краю правой скамьи, устойчиво расставив ноги в надёжно зашнурованных берцах. Его  рука держала рацию на колене. 
Представители власти разных эпох России в любой момент были готовы выполнить приказ. Каменные защитники порядка прочно сидели на деревянных скамьях и сквозь дождливую завесу передавали по ветру эстафету мыслей.

За оградой уходил в небо прямоугольник здания: «Главное управление Министерства внутренних дел Российской федерации».  Вдоль огороженного тротуара протянулся газон с зелёными ёлочками, пирамидками хвойников, кустами роз, юными голубых ёлками на ленточной щебёнке между газоном.
Возле управления у фотостены склонила голову Мать в  округлой каменной нише.

Старина

Деревянный двухэтажный старинный дом с  вросшими в землю окнами ещё хранил своё существование напротив гостиницы «Ибис» под охраной настенного изображения на профильном листе с белой надписью kucha на синем фоне, на котором бесформенно выделялось серое нагромождение нарисованных камней. На втором этаже зияли побитые окна на потемневшем некрашеном брусе.
Пышные деревья склонились к дому, часть которого была покрыта жёлтым профилем. Необновлённая двухэтажная половина не скрывала свою старость, но чистое окно с сотовой решёткой было занавешено белым тюлем.
Второй этаж отличался резным обрамлением. Под кровлей красовались изящные уголки парапета. Первый этаж заняли более скромные окна, но их деревянные элементы сохранили мастерство и бережность к традициям. Вросшие в тротуар окна первого этажа украсили красные кирпичи. Козырёк терпеливо хранил талант творившего его мастера деревянных дел: подогнанные понизу доски в изгибе, верхняя кайма, под которой нежились причудливые узоры. Под козырьком держали оборону исчёрканные чёрной краской деревянные узоры дверей. Дом ревниво охраняли крупные деревья, освежая его зеленью.
Прикреплённый листок напоминал историю дома.

«1842. Здание принадлежало купцу Виктору Филофилактовичу Пятову, который сдавал его под квартиры семьям своих сестёр – Екатерины Морошкиной и Людмилы Невзоровой. В семье Невзоровых родились три дочери: Софья, Зинаида и Августа, позже ставшие известными революционерками.
1900. В квартире сестёр Невзоровых проходит конспирированное собрание марксистов об издании первой конспирированной общерусской революционной газеты «Искра», на котором выступал Владимир Ильич Ленин, посетивший Нижний Новгород в пятый и последний раз.
1967. В честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции на втором этаже дома открывают музей-квартиру сестёр Невзоровых, который стал одним из главных музеев, посвящённых истории революционного движения в Нижнем Новгороде.
1979. Заканчиваются реконструкция и расширение музея, экспозиция которого занимает теперь два этажа. Сотрудники музея восстанавливают мемориальную обстановку трёх комнат, позволившую показать типичную квартиру нижегородского интеллигента среднего достатка.
1993. Ввиду политических изменений музей-квартира переименовывается в музей Нижегородской Интеллигенции, который сохраняет свою основную экспозицию. На базе музея проходят краеведческие и музыкальные клубы под названием «Вечера на Полевой» и «Под зелёной лампой»
2004. Впервые происходит обсуждения проекта переноса здания на территорию музея-заповедника «Щелоковский хутор». Позже в результате поджога сгорает дом на улице Максима Горького 139, пожар унёс жизнь одного человека, а строительство на этом участке останавливается до настоящего времени.
2014. В связи с планами расширения улицы Максима Горького музей покидает здание, а его экспозиция переезжает в выставочный зал «Покровка,8».  С тех пор здание музея было закрыто для посетителей.

Плакат развернул секрет закрытого здания фотокопией потемневшей деревянной лестницы с резными балясинами, с надписью на простенке «Добро пожаловать обратно домой».  На другом фото лежал в воздухе у стены узнаваемый манекен в чёрном костюме, чёрной шляпе и белой рубашке.
Выплескивалась информация о содержимом:
«Выставка «Обратно домой» стала возможностью открыть пустующее здание бывшего музея нижегородской интеллигенции и актуализированные связанные с ним проблемы... Один из участников выставки Александр Лавров создал инсталляцию под названием «Дом с привидениями», которая основана на истории с пребыванием Владимира Ильича Ленина в этом доме в 1900 году, и дух Ленина продолжает жить в его стенах по сей день...  Когда посетители заходили в комнату к левитирующему Ленину, внезапно начинала играть музыка, а зрители замечали, что голова у фигуры медленно поворачивается в сторону вошедших».

Золотой дождь

Вечер Большой Покровской улицы пытался смягчить ветреную прохладу. Светились теплом названия, манившие платными угощениями и развлечениями. Редкие смельчаки прогуливались под занавесившимся небом. Гитарные звуки рисовали «Город золотой», ублажая тучи в надежде остановить дождь. Им внимали увесистые вековые дома. Безмолвная музыка добротной архитектуры нанизывала на себя старание мелодии, клавиши белых простенков и чёрных окон поглощали звуки улицы. Летала над струнами песня о райском городе с дивными животными, исходившая от парня, сидевшего на бордюре. В отличие от прохожих его внимательно слушали высокие ели. Задумался каменный Добролюбов, заложив ногу на ногу. Музыка ему пришлась по душе, но очередной дождь пытался смыть купол звучания. Но пока водяной холод не ухватил поводья правления, песня растекалась фоном городского вечера.  Небесному фонтану радовался только ухоженный газон.

Возле увенчанного листвой, похожего на гигантский гриб дерева, стояли дети, вооружённые динамиком и микрофоном. Звучали великолепные детские песни. Чистым золотом вплетались кристальные голоса в капельные струи.  Мимо этой прелести равнодушно шли прохожие, не замечая чуда. Один молодой человек пританцовывал, но не в такт песни «Настоящий друг», а прислушиваясь к своим наушникам. Радовались души старинных домов, Атлант и Кариатида задумались о вечности музыки. Холодный летний вечер облачился в голосовую гармонию. Дождь, вобрав в себя энергию ангельского пения, окреп, набрался сил и, сам того не желая, свернул самодеятельный концерт.  Появились первые зонты.

Блестящий металлической стройностью почтальон в форменной фуражке и с объёмной сумкой на плече задумчиво смотрел вверх, опираясь на скульптурный велосипед.
Клетчатый угол с отпавшей местами штукатуркой держал тёмный барельеф, изображавший Владимира Ильича в процессе беседы с молодыми революционерами в уголочке комнаты.  На длинной стороне угла бетонной стены расставлены чёрные буквы: «В И Ленину и Нижегородским марксистам». Ниже указаны даты: 1893,1894,1900 гг. 
У кинотеатра «Октябрь» стояла дама и любовалась своей изысканностью, глядя  в узорно обрамленное трюмо. Изящная красавица в полуобороте жеманно поправляла ленту шляпки на аккуратной причёске и зеркало мутновато отображало  образец молодости и моды позапрошлого века.  Замерла волнами длинная юбка, облегала фигуру стильная  кофта с оборками и широким бантом сзади. 
Углы дома с зелёно-сизыми горизонтальными простенками украсились по углам белыми колоннами, на середине которых примели на постаменты грифоны. Скульптурный мужичок приглашал рукой в гости.

На скамье сидела чудная старинная модница в шляпке-таблетке, в длинной юбке с оборкой и левой рукой опиралась на спинку скамьи, держа раскрытую книгу, а её правая рука была обращена к мальчику в бескозырке, матроске и в коротких штанишках. Малыш положил маме на колени деревянный корабль. Красивая пара с любовью смотрели друг на друга и вели неслышную беседу. 
Во дворике спряталась скульптура, посвящённая обжоркам. Из пеньков разной длины торчала кухонная утварь – шумовки, половники, вилки, нож. На большом среднем постаменте возвышалась чаша в виде цветка, в которую еле помещалась огромная металлическая  ложка, державшая зелёный шар – то ли мороженое, то ли кусок теста.
Серое сооружение, похожее на усечённую пирамиду с чердачком под зелёной кровлей отвернулось от улицы. На зелёные плечики угловых выступов пирамиды присел приукрашенный домик. Слилась со стеной пара маленьких окон, над которыми показывал время с окантованным золотым блеском белый круглый циферблат с чёрными римскими цифрами.

Фронтон фасада с надписью: «Государственный банк» накрепко держал роскошный герб.  Этот серо-молочный с зелёным покрытием замок с пристроенным входом-теремом привлекал внимание лепниной цвета стен. На верху здания чудные прозрачные чёрные флюгеры украсили небо.
Мраморная коричневая лестница широко вела к смежным металлическим двустворчатым дверям-воротам с надписями «входъ» и «выходъ». Каждую узорчатую створку охранял золотой двуглавый орёл с поднятыми крыльями.  Двери заняли всё пространство этого участка стены.
На стоявшем плакате изображена большая старинная почтовая марка с добрым лицом Максима Горького, надписями «1892 Почта СССР 1932» и  «15 коп»,  подписью писателя. Вывеска поведала: «В д. 24/22 по ул. Б. Покровская находилась редакция газеты «НИЖЕГОРОДСКIЙ ЛИСТОКЪ», где Горький работал 1896-1902 гг. и публиковал свои произведения, получая по 3 коп. за строку».
На защиту света встал ряд четырёхглавых фонарных столбов.

Сосредоточенный атлант и умиротворённая кариатида кремового цвета подпирали затылками колонны, держась руками за голову. Над ними протянулась пара верхних этажей классики позапрошлого века. Рядом с ними спокойно существовал лабиринт страха и дом великана.
По центру улицы оставлена память старой мостовой: в начале и конце дорожки установлены таблички из металла – с двух концов  коротких полосок рельсов: «Первые в России линии пассажирского трамвая открылись в Нижнем Новгороде в 1896 году. На Большой Покровской они были узкоколейными и однопутными. Работы вела фирма «Р. К. фон Гартман и К0»  - и тот же текст на английском языке.
Стеклянная дверь в магазин «МЯСОROOB»  расположилась в нише, украшенной лепниной кремового цвета. Вместо ручки торчал настоящий топор, втиснутый остриём в дверь.

Добролюбов, сидевший перед площадью на тумбе, был задумчив и сосредоточен. Он сделал центр сквера сосредоточением мысли перед длинным и широким ковром газона: возвышался над низким постаментом, закинув нога на ногу и скрестив ладони на колене, открытом распахнутыми полами пальто. На его обнажённой причёске независимо восседал голубь.
Упитанная бронзовая козочка с длинной шеей упиралась на дорожку тонкими ногами с широкими копытами. Блестели рога, вымя, шерсть, хвост, бородка. Красавица широко раскрыла глаза, улыбалась и неслышно мекала.
История давно ушедшего века шифровалась в старинных вывесках.
«Скоропечатная и граверная мастерская М. И. СВЕРДЛОВА, резьба печатей и производство каучуковыхъ штемпелей. Фирма существует с 1881 года».
Стена салатового цвета держала на себе такого же цвета дверь, которую с двух сторон прижали витрины. Сквозь стекло правой витрины выглядывал торс упитанного манекена в жёлтой шляпе и таком же жилете.

Герои на площади

Ступени вели к гранитному удлинённому постаменту, возвышавшемуся на огороженном зелёном холме площади: «Горожанину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Минин и Пожарский возвышавшиеся перед белым храмом, были аватарами московской скульптуры, только меньше. Великий горожанин Козьма поднял в призыве правую руку, левой держался за эфес стоявшего меча Пожарского. Князь Дмитрий сидел, правой сжав рукоятку того же меча, слушал горячие призывы собеседника, левой рукой придерживал вертикальный щит. От храма волной вниз изогнулась улица, вдоль которой у вереницы домов припарковались нескончаемые машины.

На Рождественской

Вдоль простенков трёхэтажки выдвинулся ряд светлых женских голов над лепными полосами с кистями. Козырьки повторяли тот же уютный стиль. Первый этаж с витринными окнами отметил своё предназначение: «Гильдия нижегородских фотографов».
Перспективу Рождественской улицы обозначили трамвайные провода, прижатые друг к другу дома со светло-спокойными элементами украшений.

Возле микрооградки от улицы на нижнем большом круге кряжисто стоял каменный мешок соли, крепко завязанный вверху. На меньшем верхнем круге двойного постамента с надписью по боковому периметру «Соляная афера» наполнились дождём великаны-калоши, носками выступив за край круга. Можно было бы померить, но вчерашний дождь опередил.
Вывеска пояснила ситуацию: «В 1864 году после паводка соляные склады
по берегу Оки оказались пустыми... Но следствие установило, что соль украли
ещё до наводнения...  Купцы откупились. Отец Фёдора Блинова подарил сыну чугунные башмаки: «Носи один раз в год и помни о нашей чести».

Дома выстроились, как на подбор, одного роста, но у каждого был свой характер, своя история и своя служба. Голубой белоколонный дом вывесками обещал накормить: Рыбные деликатесы, закуски соленья, объды, банкеты, водка, наливка, рыбные блюда. Под ними было указано: «Акционерное общество «Пиръ» и пара гордых надписей: «Ресторацiя ПЯТКИНЪ». Не поскупились хозяева на украшения: держались узорами изящные капители, на фронтоне в нише установлена большая вычурная белая ваза с двумя ручками.

Часть улицы без зелени впитала в себя хмурый день, выкрасивший в серый цвет дома старинные с современными вывесками.
Курносый бронзовый разносчик выпечки в длинном фартуке и картузе держал большой прямоугольный разнос за стороны. Круглолицый юнец в сапогах и косоворотке предлагал прохожим бронзовые булки, баранки, кренделя. На круглом знаке выступало слово «Караван». На его подставке - кусочке металлической мостовой была прикреплена табличка из металла: «Нижнему Новгороду от хлебозаводчиков Тюриных 4 ноября 2013 г.»

На таком же кусочке мостовой стоял бронзовый трёхногий мольберт с неоконченной картиной. Рядом с ним вечным полуоборотом стоял художник в процессе работы: правой рукой держал невидимую кисть у картины, левой – круг с кистями и красками. Очень привлекателен был человек в ауре творения: пальто, длинный шарф вокруг шеи - один конец закинут на спину, другой – длинный свисал на груди; небольшая, но окладистая борода, берет на голове, лицо славянского богатыря.  Картину в раме наполнили бронзовые выпуклости-мазки: облака, храм, кремлёвская стена. Объёмная надпись внизу картины поясняла: «В 1893 г. В Н. Новгороде художник К. Е. Маковский работал над эпизодами к картине «Воззвание Минина».

Улица соединила площадь Народного единства с площадью перед Благовещенским монастырём. Изящные с исходящими лучиками во все стороны ажурные восьмиконечные кресты над разноцветной чешуёй винтовых полос на куполах радовали ненадолго выглянувшее солнце.