Проектировщик миров

Глава 9. Двойное потрясение

Сигнал тревоги буквально вытряхнул Ингу из постели. Лёгкая дрёма, которою только и могла себе позволить девушка моментально испарилась, ведь единственный, кто мог так протрубить в пси-диапазоне был Даниил. Стремительная попытка связи ни к чему не привела.
— Это Дан? — прокричала в дверях полуодетая Татьяна.
— Он, — холодно подтвердила Инга.
— Потому, что Сергей… — воспитаннице трудно было выговорить страшное слово.
— Не знаю. Связи нет.
— Думаешь, Наум заблокировал канал?
— Больше некому, — печально подвела итог наставница, — Таня, ну что ты голяком в дверях стоишь? Успокойся и иди спать.
— Как спать?
— Как положено. Ни от тебя, ни от меня сейчас ничего не зависит.
Таня обиженно закусила губу и молча закрыла дверь. А Инга, несмотря на убеждённость в собственной бесполезности, быстро оделась и побежала в штаб команды Реи.

Но полную ясность произошедшего удалось получить лишь к рассвету. Очнувшийся в своём теле Даниил хоть и был выжат как лимон, но мужественно борясь с усталостью, изложил Инге все детали.
— Сергей был в лицее. Как всегда торчал в кабинете информатики. Выглядел, конечно, неважно. Хотя не сказал бы, что его состояние походило на критическое.
— А что он делал?
— То же, что и всегда. Менял параметры, ковырялся в настройках конфигурации. Правда в предпоследний раз его что-то сильно напугало.
— Напугало? Что именно?
— Не знаю. Сейчас, когда пацан мёртв, Рогов его комп отламывает от криокамеры. Потом передаст нам на исследование.
— Погоди, — не сдавалась Инга, — Что там могло произойти?
Даниил наморщил лоб, силясь вспомнить всё в точности.
— Мальчишка днями и ночами занимался генерацией миров. Но ему то одно не нравилось, то другое. В этих случаях он обычно заходил в виртуальность не больше чем на пару минут. А тут вдруг застрял надолго. И не просто застрял, я отлично видел, что парень в восторге от зрелища. А вот потом…
— Что случилось?
— Не могу точно сказать. Я видел, что Сергей затрясся от страха.
— Но ведь смоделированный шлем должен был моментально выбросить его! Фил сам проектировал эту систему!
— Инга, — устало проворчал Даниил, — Я лишь говорю о том, как это выглядело со стороны. Пацана реально трясло, но он всё же смог скинуть шлем. Он разрыдался и хотел удалить мир.
— И не стал?
— У него почему-то это не получилось. Он что-то кричал про пользователя. Не представляю, что он имел ввиду. Ну, а потом он достал анализатор хронопотока и подключил вместо шлема.
— Как? — Инга была настолько поражена услышанным, что застыла с разинутым ртом.
— Чёрт знает почему, там совпали разъёмы. Понимаю, этого не могло произойти в принципе. Но случилось. Сергей провёл какие-то манипуляции в файлах настройки, вновь надел шлем. И тут его сердце остановилось.

***

Смерть Сергея повергла в уныние почти всех обитателей острова. Лишь самые отчаянные верили в невозможное и строили несбыточные фантазии. Эти немногие во всю уповали на тот факт, что Наум по-прежнему оставался недоступным. Среди воспитанников центром оптимистических настроений была Злата. Она отчаянно спорила со всеми, кто не сомневался в гибели землянина.
— Ну, и что, что его тело умерло? Где его сознание, а? — неустанно выкрикивала девчушка.
И каждый раз не отходивший от неё ни на шаг Михаил повторял одно и то же:
— Злата, ну надо же иметь смелость смотреть фактам в лицо.
— Фактам? Каким? Никто ничего толком не проанализировал! Рея не разговаривает, Наум всё ещё в отключке. Это, по-твоему, просто так?

И не желавший огорчать свою девушку Михаил только вздыхал.

***

Спустя два дня после сигнала тревоги Наум вышел из закрытого режима и с глубоким прискорбием констатировал провал попытки спасения. В коротком докладе кибермозг острова вновь обрисовал свои ожидания и подробно изложил полученные результаты. Научный совет в полной тишине выслушал сухие факты. Никто не высказывал претензий, не прозвучало ни слова критики. Рея, изначально выступавшая против плана Наума, молча плакала, переживая за одно и неудачу своей группы. Кибермозг не стал окончательно добивать слушателей и попытался привнести толику конструктивного позитива:
— Ещё раз говорю, что в настоящее время я могу подтвердить неудачу моих предположений. Но работа в этом направлении будет продолжена. Полученный объём данных столь велик, что даже на максимуме текущей мощности на его детальную обработку мне понадобятся годы. Потому предлагаю при первой же возможности собрать вычислительный комплекс в пространстве, которое имеет намного более стремительный временной поток…

***

После разочаровывающего сообщения Наума суматошная жизнь островитян
начала приходить в привычное русло. Сбитый за последние недели график занятий восстановили уже на следующий день. Кураторы ставили перед воспитанниками новые задачи, кибермозг, как в старые добрые времена, продолжил мужественно отбиваться от бесконечных детских вопросов. Да и ребятня, понимая, что нужно жить дальше, постепенно переключилась на другие проблемы.

В один из таких дней Даниил болтался в лаборатории биоконструирования, наблюдая как подшефные Реи выращивают адского вида существ. Монстры были как на подбор — один страшнее другого. Перевитые мышцами тела, многослойные роговые пластины, ужасающие саблезубые пасти. Даниил не мог поверить собственным ушам, слушая как дети восторгаются кошмарными созданиями. Но неожиданно кто-то осторожно потянул его за рукав и тихонько прошептал:
— Не оборачивайся! Жду тебя на выходе из корпуса.
Озадаченный странным приглашением, Даниил вышел из здания и тут же обнаружил сидящего на скамейке главного специалист в области цифрового моделирования вселенных.
— Привет, Фил!
— Здравствуй, Дан! Давай немного прогуляемся?
— Э… Прости! Что-то серьёзное? Мог бы пси-связью…
— Мог, но не хочу.

Они неторопливо брели к пустующему в это время пляжу. Даниил удивлённо смотрел на снедаемого внутренней борьбой собеседника. Фил никак не мог решиться заговорить. Наконец, Даниилу это надоело:
— Фил! Кончай в загадки играть! Что там такое, что ты никак не можешь сообщить?
— Да, в общем-то ничего, — Фил грустно опустил голову, — Просто не хочу будоражить кого бы то ни было воспоминаниями. Тем более воспитанников. Я разбирался с компом, что поддерживал виртуальный домен Сергея.
— Нашёл что-то интересное?
— Интересное? Скорее, странное. Ты помнишь, что в нём был поврежден коммуникативный узел?
— Да.
— Так вот. Я поменял сгоревшую схему, обновил систему ввода-вывода и перезапустил компьютер. Штатная, даже рутинная, операция. Ничего необычного. Но когда закончил, то решил проверить работоспособность генерации мира Сергея.
— Так. Интересно. И что же ты обнаружил?
— Мир запустился. За каким-то чёртом я решил глянуть статистику. Естественно, там значилось, что единственный пользователь в системе не обнаружен. Но вот то, что там загадочным образом исчез ещё один объект, меня сильно удивило.
— Погоди! Что за объект? И что значит “исчез”?
— Хорошие вопросы! Я думал, что ты, как наблюдатель, мне поможешь на них ответить.
— Представления не имею. А разве в гибнущем домене разрушение ландшафта не должно носить глобальный характер?
— Вовсе нет. Все уничтожаемые, как и вновь создаваемые объекты строго фиксировались системой. Тут всё чётко. Пойми, речь идёт о неподконтрольном исчезновении.
— Ну, я тут тебе не помощник. Напряги своих технарей.
— Дан, — тут голос Фила внезапно стал невнятно-глухим, — Это не технический сбой.
— А какой?
Кибертехник вдруг посмотрел на Даниила каким-то странно-извиняющимся взглядом и сообщил:
— Я уже обсудил это со Львом. К счастью, он разделяет мои опасения.
— Какие опасения? — Даниил сообразил, что окончательно утратил нить понимания.
Но Фил не стал объяснять, а неожиданно попросил:
— Можешь сделать одолжение?
— Какое?
— Вот, — Фил сунул в руку собеседника конверт, — Там таблетка пси-интерфейса. Он настроенный на канал домена Сергея. Попробуй во сне заглянуть туда.
— И что я там увижу? — Даниил удивлённо хлопал глазами.
Но Фил только пожал плечами и смущённо посмотрел под ноги. “Мда… Ледяные всё же слишком ранимы. Не могут смириться” — подумал Даниил, а вслух твёрдо заверил:
— Не беспокойся. Сделаю всё, что смогу.

***

Даниил прилепил тончайшую, словно вырезанную из бумаги, таблетку к правому виску и повалился на подушку. Взбудораженный странным разговором мозг не желал погружаться в сон, и молодой человек нехотя обдумывал непонятные ожидания ледяных. “Что бы там не думал гиперчувствительный Фил, а Сергея больше нет. Рогов наверняка уже извлёк тело из бесполезной криокамеры и захоронил. Комп домена в принципе не мог являться хранилищем для сознания мальчишки. А, значит, всё это зря…” Рука молодого человека уже потянулась к виску, чтобы сорвать ненужный интерфейс, но в памяти всплыли просящие глаза Фила. И Даниил решил не мешать странной процедуре. Он зевнул, медленно опустил веки и провалился в сон.

Практически моментально его окружила знакомая вьюжная ночь. Даниил грустно усмехнулся, сообразив, что маскировка разрушения структуры домена после перезагрузки снова вступила в действие. Антураж сохранился в нетронутом виде. Холод, тьма, молчаливо бредущие персонажи… Всё было как и раньше. Молодой человек оглядел окружающую темень, не понимая что ему следует делать. Но подсказать было некому, и он медленно двинулся в направлении светящихся окон.

Он рассеянно шагал по зимнему городу, непрерывно размышляя о том, что хотел здесь обнаружить Фил. Знакомые улицы, обледенелые витрины, тусклые окна… Привычная атмосфера домена Сергея. Вот там в переулке его панельная пятиэтажка, справа за сквером старая школа, дальше по проспекту лицей. Всё на месте. Будто и не происходило ничего.

Тут Даниила словно окатило ледяным душем. “Всё на месте?! Да, быть того не может!” Он застыл как вкопанный и изо всех сил прислушался к внутренним ощущениям. Ошибки быть не могло: всё было в точности как и раньше! А это значит… Даниил не мог даже мысленно произнести родившийся вывод. Он замер, отключил зрение, слух и остальные органы чувств. Полностью настроился на использование своего странного цифрового дара. И его практически волшебная способность моментально просигналила, что в домене явно присутствует живой пользователь.

Даниил со всех ног кинулся в дом Сергея. Пусто! Короткий забег до лицея. И вот перед молодым человеком так хорошо знакомое здание, наполненное придуманными островитянами технологиями. Роботы шелестят резиновыми гусеницами и перебирают многосуставчатыми манипуляторами, на стенах вспыхивают голографические экраны, детишки мучают суперкомпьютер… “Прямо упрощённый макет острова!” пронеслось в голове, но тут мысли приняли совершенно другое направление, ибо из-за угла вышел белобрысый друг Сергея. Даниил кинулся к нему.
— Здравствуй!
— Здравствуйте! — Олег настороженно разглядывал незнакомца.
— Я разыскиваю одного мальчика. Его зовут Сергей Ножкин. Ты не знаешь, где его найти?
— Он, скорее всего, в классе информатики.
— Что? — от услышанного у Даниила подкосились ноги, — Так он в лицее?
— Конечно! — простодушно заверил паренёк и тут же смущённо уточнил, — Правда, я его сегодня не видел. Вы лучше учителей спросите.

Видя, что у взрослого больше нет вопросов, мальчуган резво побежал по своим делам. Даниил взлетел по лестнице и опрометью кинулся по коридору в класс информатики. Картонная дверь распахнулась словно невесомая, и перед Даниилом предстал совершенно пустой кабинет.

***

Солнце палило немилосердно, но Даниилу, торопливо шагавшему в сторону корпуса вычислителей было не до погодных аномалий. Он нервно покусывал сорванную травинку и напряжённо обдумывал предстоящий разговор с Филом. В то, что Фил обнаружил каким-то образом выжившего Сергея, Даниил не верил ни секунды. Кибер-техник ни за что бы не стал скрывать столь важную информацию. Но с какой целью и по какой причине он обратился к Даниилу?

До крыльца нужного здания уже оставалось не больше полусотни метров, когда навстречу выбежал Фил. На его лице сияла столь радостная улыбка, что с Даниила враз слетела вся суровость.
— Привет! Получилось? — Фил только что не подпрыгивал от нетерпения.
— А как же, — недовольно буркнул Даниил.
— И что там? — любопытство просто снедало кибертехника.
— Давай присядем на травку и поболтаем.

Усевшись, Даниил посмотрел на перевозбуждённого товарища и строго сказал:
— Фил, не понимаю твоего настроения. Разговор ведь серьёзный. Когда ты узнал, что Сергей жив?
От услышанного у кибертехника моментально перекосило лицо. Губы ещё держали ликующую улыбку, а глаза уже удивлённо лезли из орбит. Наконец физиономия приняла глуповато-ошеломлённый вид, и Фил, запинаясь, просипел:
— Что? Что ты сказал?
— Ты попросил меня посетить перезапущенный домен. Я тогда не поинтересовался причиной. Просто сделал, как ты просил. Сегодня ночью я отчётливо почувствовал присутствие Сергея в домене. Даже неигровые персонажи не отрицают его нахождение в том мире. А ведь они врать не умеют. Потому хочу услышать твою версию случившегося.
— Дан! Но этого… — Фил запнулся, а затем решительно запротестовал: — Этого ведь просто не может быть! Я хотел, чтобы ты лишь посмотрел что там творится. Как я тебе говорил, система зарегистрировала исчезновение объекта.
— И для этого ты попросил меня? Не проще ли было обратиться к Науму?
— Видимо, нет, — раздался сзади голос Льва.

Физик также расположился на траве и строго посмотрел на Фила.
— Ты постеснялся того факта, что Наум может найти недочёты в вашем построении?
— Да, — Фил пристыжённо опустил глаза.
— Бывает, — хмыкнул Лев, — В мироздании, оказывается всё бывает.

Слово “всё” было произнесено так громко, что Даниил мигом смекнул:
— Так, и что ты нашёл?
— Фил, прости, — сказал Лев, — Я видел, как ты передал Дану пси-интерфейс. Я потратил весь вечер и ночь на копание в домене Сергея.
— Нашёл что-то интересное? — Фил моментально повеселел.
— Интересное, говоришь? Ребята, держите челюсти! Я обнаружил, что виртуальный мир, созданный Сергеем на компьютере “Ямал”, всё ещё существует. Существует после перезапуска домена!
— Погоди! — встрял Даниил, — Это тот нарисованный мир, что он пытался удалить?
— Именно. Но не это самое интересное.
— А что?
— Сознание Сергея теперь находится в том мире.

Фил и Даниил молча таращились на физика, не в силах вымолвить ни слова. Даниил всё же пришёл в себя раньше.
— Лев, это бред! Одно дело создать убогую виртуальность внутри другой виртуальности. На этот фокус у компа ещё хватит силёнок. Но сознание пацана он никак сохранить не мог! — и Даниил растерянно повернулся к Филу за поддержкой.
— Совершенно верно! — подтвердил тот.
— А вот тут начинается самое интересное. Нарисованный компьютер “Ямал” не поддерживал среду виртуальной реальности, которой занимался Сергей. Он создал переход в новую реальность, — заключил Лев.