Про свадьбу

50.

10 августа 1973 года я выходила замуж.  За молодого  лейтенанта.  Его к тому времени перевели из Благовещенска в Райчихинск. И он приезжал оттуда, чтобы сделать мне предложение. Приезжал три раза. И три раза мы приходили в ЗАГС, чтобы подать заявление. Первый раз жених на вопрос работника заведения промямлил, что пришли "просто посмотреть", второй раз, снова – посмотреть, а в третий раз он, наконец-то озвучил цель нашего прихода:
- А подать заявление можно? 
 
Сроки поджимали – мне первого августа необходимо явиться по распределению в районный центр. Раньше с этим строго было. Но мне не очень-то хотелось ехать в деревню. А тут жених такой нерешительный попался.  Замуж зовёт, а с заявлением всё тянет.
И тут, оказалось, что в городском  ЗАГСе запись на регистрацию уже только на октябрь.
-Очередь, ребята, очередь! Долго думали! Приходили же, помню, приходили!Вот, есть место в октябре. Берёте? Записываю?
-Передумает же до октября, - осенило меня!- Надо самой действовать.
А жених согласен. Для него всё равно – июль или октябрь. За руку держит меня крепко, головой кивает.
-Нет-нет, нам надо сейчас! Именно сейчас. В октябре будет уже поздно!
Я от себя не ожидала такой прыти. Вроде, скромная девушка, а тут меня понесло!
-Тогда поедете в Белогорье,  - осмотрев на меня с ног до головы, предложила регистраторша, - вот, на десятое августа есть время. Поедете? Не торжественная регистрация, конечно, но в вашем положении...
-Нет никакого положения, мне по распределению надо ехать. Далеко. Надо сейчас! - настаивала я на своём. Откуда только смелости набралась!
Зря работница загса старалась что-то увидеть во мне не так. Всё было строго. По правилам. Мама держала меня в ежовых рукавицах. Да и жених строгих правил.
Подали заявление, дошли до автовокзала и жених уехал к месту службы. Но обещал к свадьбе вернуться. Обязательно.
 
В семье началась подготовка к свадьбе. Родители доставали спиртное, продукты. С этим было сложно.  Жених же не участвовал в подготовке к свадьбе. У него начались учения. Он был на полигоне. Но денег дал. Родители мои высоко оценили его благородный поступок и с удовольствием готовили свадьбу.   

Платьев свадебных в продаже  было мало. А те, что продавались в свадебном салоне – были дорогими и одинаковыми. Мне хотелось не так, как у всех. И мы купили в универмаге красивую ткань.  По талонам, выданным в загсе, в салоне было куплено только кружевное шелковое белье. Такое можно было купить только там.  Белые туфли с перламутровой огромной пуговицей  – на базаре. Платье шили в ателье. Впервые в жизни – в ателье. Платье во время примерок ушивалось три раза. Потому что с каждой примеркой я становилась все тоньше и тоньше.  Волновалась, наверное, сильно - замуж берут!

В то время  было так -  возьмут или не возьмут. Девушки  обязательно должны были  к двадцати двум годкам выйти замуж.  Просто мода какая-то была-  замуж. Особенно много свадеб играли  после выпускных в военных училищах.  Улетали девчонки из города, как фейерверк – сверкнула, блеснула  и … нету!

Мой жених накануне прислал телеграмму с коротким текстом –«буду восьмого».  Значит  к восьмому августа все должно быть  готово, решили мои родители. По совету опытных людей купили ящик спирта по пять рублей за бутылку ( водки  было не достать да и дорого).
Приехали из деревни родственники – моя любимая тётя Оля и всё её многочисленное семейство.   Привезли  тушку кабанчика, овощей, да разносолов разных. Все это выгрузили в мешках  из кузова грузовика и занесли в квартиру.

Комната стала непроходимой. И повернуться негде и сесть не на что. Жили небогато. Диванчик небольшой, а стульев  у соседей насобирали по всему подъезду, столов разнокалиберных притащили. Все рады помочь, свадьба же! Общая радость.   
По соседям раздали продукты – кто жарил котлеты, кто  готовил закуски, кто варил холодец. Дружно, весело.
Я  в этом мероприятии  была «сбоку припека». Никто меня не трогал, никто не волновал. Меня в этой суматохе никто и не замечал. Бродила как неприкаянная.  Переживала. Уже восьмое августа проходит, а жениха то – нету!

Внутри граждан,  готовящихся к свадьбе,   назревает волнение: а жених будет?  Мой друг,  давно любивший меня, но абсолютно безразличный мне, просто друг, вдруг активизировался и сделал неожиданное  предложение:
-…а ты, Галка, не переживай!  Если жениха не будет, я буду вместо него, а потом распишемся! Чего продуктам-то пропадать. Я же люблю тебя. Выходи за меня!
Я уж и совсем приуныла!  Я - то любила лейтенанта, красивого, доброго, скромного Алексея. Чувствовала, мой он человек. Похожие мы. И не верила, что обманул.
И мне не нравился такой расклад событий, а особенно жених новоявленный! Восьмого жених не приехал. Ни письма, ни грамотки! И уже поздним  вечером сидим в комнатке моей с подружкой Алькой, слезы льём, да розочки к фате пришиваем. Рукодельницей слыла моя  Алька. Все в её руках преображалось!  А вот помочь ничем не могла - что делать? Так и не решили.

Девятого к вечеру уже паника в доме: а будет ли жених?  Под балконом запасной вариант стоит, нервно курит. А в дома – полным ходом подготовка к свадьбе идёт.
Тётя Оля, моя замечательная тётя, разводит спирт в ведре. Размешивает его  половником, пробуя, хорош ли. Да так напробовалась, что её эмоции хлестали через край.  Уже и не скрывала слез своих, громко  причитала:
- О яке  це ж горе, яка ж  то  бида! Свадьба на носу,  а чиловьика немае!  Яка свадьба без жениха! Бидна дивчинка, яке горе, нареченого немае.
Гости кивают головами, утирают нахлынувшие слезы. На меня совсем не смотрят. Глаза в сторону отводят. Жалеют.

К вечеру и я приуныла. Вышла на балкон: под балконом всё ещё стоит претендент в мужья . Ждёт, когда же я его  всем представлю, волнуется. Рубашечка беленькая, на брючках стрелочки, подстригся, руки в карманах. Топчется, по сторонам поглядывает. Тоже ждёт. Надеется. Верит в чудеса. Эх! Была не была, думает он, видимо.

А из-за угла дома выходит, не спеша, мой суженый! Подходит к «претенденту» и закурить у него просит! Какая наглость! Его ждут, слёзы льют, а он – перекур устраивает. У меня  ноги онемели!  Двинуться с места не могу. Не докурил. Нервничает. На вопросы претендента отвечает, кивает головой.  Я вернулась в комнату. Села на стул – жду. В квартире всеобщий плач и переполох. Обсуждают, что с продуктами будут делать, если свадьба отменится. Сами себе, как будто и нет меня совсем. И в природе я не существую. Никто в мою сторону не смотрит. Это не у меня свадьба. Это у них свадьба. И жених к ним не едет. Вот проблема-то!

Вдруг звонок в дверь. Тетя Оля, напробовавшись спирту основательно, совсем разошлась, во весь голос причитает:
-… о ще госты  приихалы, усе к свадьбе готово, а жениха нема! Бидна Галю, як же вона переживэ це!
- Как переживет все претендент, - подумала вскользь я и шагнула навстречу к верному спутнику жизни.

Но тётка моя любимая Оля опередила меня. И первая бросилась жениха обнимать и целовать. Чем влюбила в себя моего мужа навсегда.
И тут началось! Загремели стулья, задвигались столы, запорхали белые скатерти, зазвенели рюмки, тарелки – началась подготовка к завтрашнему дню – к десятому августа. Замечательная была свадьба! А к вечеру пошел сильный дождь. Ливень!  И была сильная гроза. Тётя Оля сказала, что это хорошая примета- дождь в день свадьбы. И мы все ей поверили.


На это произведение написано 8 рецензий      Написать рецензию