Колодцы и колонки

Пустое ведро, привязанное к столбу журавля, так и хочет вырваться из рук и устремиться вверх под давлением груза. Но вот, преодолев сопротивление, ты «макаешь» ведро в воду, оно послушно утопает в глубине, потом выныривает снова. Поднимать намного легче, но надо следить, чтобы ведро шло наверх ровно, не ударяясь по пути наверх о влажные стенки колодца.

Бывают земли плодородные, бывают скудные, бывают пустыни, бывают степи. Мы жили в местности, где вода питьевая была редкостью. Хотя у многих во дворе были колодцы-журавли, длинный столб, на один конец которого прикреплялось ведро, на другой – тяжёлый груз, вода в них была жёсткая.

На нашей улице из всех домов, а на них приходилось около тридцати дворов, был всего один колодец с питьевой водой. Может, было ещё несколько семей, у которых была своя питьевая вода. Но помнится мне, как ходили все за водой к дому Телеспаевых. От нас они жили довольно далеко.  Для перевозки воды были специальные тележки – небольшие колёса с резиновыми покрышками, соединённые железным ободком и штангой с припаянным к ней крючком. На этот крючок надевалась за ручку фляга. Фляга – огромный алюминиевый бидон, очень лёгкий на вес, когда пустой. Фляга вмещала, кажется, ведра четыре, у неё широкие, оттопыренные ручки и крышка, закрывающаяся на специальный замок, похожий на мордочку собачки. Щёлк. И закрыта крышка фляги. Подставить к ней тележку, нацепить ухо крышки на крючок, наклонить тележку вниз, и вот уже готова вода к перевозке.

С внутренней стороны в крышку была вдета в специальный ободок толстая резинка. Такая прокладка защищала от утечки. Вода во фляге была сначала холодной. Летом она нагревалась от тепла. Доставали воду ковшом – алюминиевой кастрюлькой с длинной ручкой. Когда воды во фляге оставалось совсем немного, остатки старой воды сливали в ведро, цепляли флягу на крючок самодельной тележки и шли за водой. Вода в колодце у дяди Самаркана была мягкая, не такая солёная как в нашем колодце, но и не такая пресная, как в колонках соседнего с нами совхоза, куда мы ходили в школу. По дороге в школу или по пути домой, останавливались часто мы возле колонки, что была на железной дороге, и пили воду, накачав холодной воды из глубины земли.

А ещё, когда мы весной ходили в школу, преодолевая лужи и шагая по жидким от грязи дорогам, мы останавливались всегда и мыли под колонкой, что ближе к школе, свои резиновые сапоги. В грязной обуви нельзя было являться в школу - дежурные у входя проверяли обувь и могли в немытых сапогах не запустить.

Сухой, надрывный кашель поршня внушает надежду на скорый результат. Сейчас, сейчас появится вода.  Но несмотря на усиленные нажатия на тяжёлую чёрную ручку колонки, вода всё ещё не бежит, не спешит. Разочарование.  Где же вода? Но вот, ещё через пару нажатий на рычаг, выплёвывает колонка сначала редкие брызги, потом выливается тонкая струйка воды. И потом, когда успокаивается поршень, льётся бурным потоком вода. Мягкая, холодная, вкусная вода...


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию