Нежданное "нихао" в Суйфэньхэ

   из сборника "О братьях наших меньших"
   Спускаюсь по тротуару под горку со склона небольшой сопки, от больницы «Азия» к центру города.

   Старый асфальт ведёт мимо заселённых пятиэтажных домов, очень похожих своей архитектурой на русские «панельные», привычные для многих спальных районов наших городов.

   Вижу, как нижние этажи этого жилья начинают заполняться продуктовыми торговыми точками. Вначале они выглядят ещё очень скромно, и выполняют продажи-покупки самого необходимого в шаговой доступности.  Такие магазинчики, понятно, очень нужны для жителей этого квартала, которые заняты на работе целыми днями и, возвращаясь в свои квартиры для отдыха, могут по пути быстро приобрести всё необходимое  для жизни.  Полки этих магазинчиков заполнены кондитерскими изделиями, овощами и фруктами, напитками в любой таре, всевозможными сортами чая и прочим, прочим, включая свинину любой нарезки.

   Продвигаясь дальше, всё чаще обнаруживаю, как торговля становится активней, и уже выплёскивается  на улицы, заполняя кромки тротуаров и близлежащее к ним пространство. Это продавцы из государственных магазинов на стеллажах и прилавках продвигают свой товар покупателям на подходе к ним. От них не отстают и частники. В узких рядках на бордюрах в подставках и таре торговцы раскладывают свой свежий разноцветный товар, обдавая покупателей живыми зелёными луково-овощными ароматами.

   Стоял тёплый летний полдень. Вокруг шумно от  многолюдья и узости пространства.    К тому же шоссейные дороги, примыкающие к тротуарам, вносят весомые сопровождения к громкому народному  говору, активно вплетая в него технические звуки неторопливо движущихся и оглушительно сигналящих  легковых автомобилей и строительной техники.

   Спускаясь всё ниже и приближаясь к центру, иду вдоль ярких вывесок и рекламы товаров, перекрывающих несущие фасады зданий. Всё это наглядное великолепие изложено на китайском языке, что не мешает любому человеку понять ассортимент продаж и специфику магазинов.

   Так пройдя квартала два-три, собираюсь пересечь на переходе широкую улицу с активным движением транспорта. В какой-то момент вдруг чувствую, что здесь меня что-то задерживает, даже приостанавливает… А улица, преграждающая моё движение, слева от меня, здания через три, неожиданно заканчивается ещё одним склоном-сопкой. На ней красуется новая телевизионная вышка, своим присутствием ограничивая прямолинейность трассы и уводя поток машин  куда-то далеко за поворот.

   В поле зрения попадает небольшая вывеска на скромном одноэтажном здании. Она ярко-зелёного цвета, и не увидеть её просто невозможно.  По-русски, без самобытности, грамотно, с любовью  и добротно на ней написано: «Охотник и Рыболов».

   Невольно заинтересовавшись, приблизилась к магазину.

   Около входа, присев на корточки и прислонившись к стене, сидел пожилой китаец. Наверное, он был хозяином и вышел погреться на солнышке, пока нет покупателей...
На асфальтовой площадке перед ним, недалеко от тротуара, стоят две обычные птичьи клетки. Маленькие по размеру, они выглядят здесь одиноко и беззащитно, если бы не человек у входа.

   В каждой клетке находилось по  птице. Они были довольно  крупные, видимо, поэтому содержались поодиночке в небольших клетках.
Вели они себя тихо, увлечённо занятые едой. Клетки были поставлены очень близко друг к другу, почти соприкасаясь. Думаю, что эти птицы были очень дружны или даже  представляли собой пару.

   При моём приближении одна из птиц в левой клетке суматошно заметалась, разбрасывая махами крыльев корм сквозь решётку, вторая продолжала спокойно клевать яблоко. Я отступила подальше, птица успокоилась, затем тоже заинтересовалась едой.
- Наверное, женский пол…- подумала я про неё.

   Издали я приняла их за дальневосточных ворон, чёрных по своей породе. Но при внимательном рассмотрение поняла, что это был совсем другой, неизвестный мне вид птиц.

   Птицы выглядели торжественно красиво и ярко. Их чёрное и гладкое оперение отливало атласным  блеском, а высокие и мощные чешуйчатые лапы, имея жёлтый окрас, прибавляли им  нарядность и рост. Ярко-жёлтого цвета слегка клювы смотрелись особенно значительно на небольших головках с изящным украшением из жёлтых перьев. Всё было гармонично и, даже, элегантно в их облике.

   Продолжая наблюдать за птицами, я старалась припомнить их названия.
- Тукан…- нет, чёрный дрозд…- тоже нет, он маленький по сравнению с ними; по размеру они  – со среднюю ворону, но такое роскошное оперение не носила ни одна ворона; нет – явно не вороны. – Гадала я, понимая, что птиц  не знала.

   Попыталась издали поговорить с хозяином-китайцем, который заинтересованно наблюдал за мной, видимо, птицы продавались. По-русски спросила:

   - Скажите, пожалуйста, как называются эти птицы?
   В ответ прозвучало что-то неразборчивое и совершенно не похожее ни на какое-то название. Переспрашивать не стала… Китаец не подошёл ближе.
 
   Вдоволь насмотревшись, я засобиралась уходить.

   В это время по тротуару мимо проходила китаянка – взрослая женщина. С  добродушной улыбкой посмотрев на меня, она приостановилась и громко выразительно произнесла, обращаясь к  клеткам:
   
   - Нихао! (Здравствуйте!)

   Каково было моё изумление, когда из клеток последовал быстрый отклик:

   - Нихао!
   Сказано было с интонацией и тембром голоса китаянки…

   Поражённая я повернулась к женщине и дала ей возможность насладиться своим обескураженным видом, на что она, задержавшись на несколько секунд, довольная последовала дальше.
   Засмеялся и китаец-хозяин, заметив моё изумление.

   И это меня воодушевило. Подойдя ближе к клеткам, я сказа птицам;
   
   - Нихао.
   В ответ мне было молчание, птицы проигнорировали ответ и даже не прервали свой обед.

   Тогда я решила повторить :

   - Нихао! – сказала я, кажется громко…

   - Нихао. -  Наконец-то последовал ответ с паузой на раздумье или на какую-то перестройку голоса.
    Но что я услышала? Голос был подобен писку мелкой птахи, пролетающей мимо.

   Попробовав ещё раз с решительностью командира полка, я получила значимый ответ. И на том:
- Спасибо!
Хорошо, что их восточная вежливость восторжествовала.

   «Вот так птицы! Они обучаемы, умеют воспроизводить человеческую речь, имеют поразительные способности имитации слов,  интонации, тона», - размышляла я, собираясь уходить.

   Но в этот момент ко мне подошёл знакомый по больнице мальчик, он тоже заинтересовался птицами, проходя мимо. Мне пришлось остаться.

   Мальчика звали Женя. Он был необыкновенно красивый ребёнок. Довольно высокий, стройный, с ярко-рыжими кудрявыми волосами, широко распахнутыми глазами необыкновенной голубизны на бледном худощавом лице, уже в возрасте лет двенадцати сейчас, он вызывал восторженные взгляды людей. Здесь, в Китае, его постоянно приглашали фотографироваться.

   Я  рассказала Жене, что птицы умеют здороваться по-китайски. И он тоже захотел с ними поговорить.

   Но стоило ему приблизиться  к клеткам на полшага, как птицы, забыв о своих яблоках, настолько встревожились в клетках, забившись в такой дикой истерике, что оттуда во все стороны полетела подстилка, перья и разное содержимое.

    Женя отпрянул от неожиданности.
    Громко закричал хозяин, замахал руками, приказывая мальчику уйти.

    Женя послушно отошёл подальше от клеток на тротуар.
    Птицы затихли, успокоились. Удивительное дело! Птицы тоже заметили особенности внешности мальчика и, почему-то, испугались.

   Этот необыкновенный животный мир! Все слышат, видят, имеют мыслительные способности и анализируют…
   Постскриптум.
   Полистав справочную литературу, я нашла многое о  птицах, подобных тем, которые видела на продаже в Китае. В природе существуют, что известно многим,  различные виды птиц-имитаторов звуков, человеческой речи и, так называемых, «говорунов». Их немало в природе. Но из этого причудливого мира  меня особенно заинтересовал отряд воробьинообразных. Свой выбор я  остановила на тех представителях, которые своим внешним видом особенно были похожи на магазинных.
   Это были Майны! Они ещё имеют название Священные Майны.  Существует их несколько видов с различными расцветками оперения - от серого до жёлтого в крапинку,а также они могут отличаться формой и цветом клювов, лап и т.д. Но увиденные мной,чёрные, тоже майны. Они обитают в юго-восточных странах с жарким климатом. Оказывается, Майны относятся к стайным птицам, а свою пару  образуют на всю жизнь.


На это произведение написаны 4 рецензии      Написать рецензию