Инспекторский морской десант

  Инспекторский морской десант в год Олимпиады-80
          Многие события в жизни оставляют неизгладимый след в судьбе человека. Минуло ровно 40 лет со времени прошедших событий, о которых ниже пойдет речь.
У каждого взрослого читателя год Олимпиады - 80 вызывает воспоминания, связанные с ним, если конечно, читатель тогда был в сознательном возрасте.
     Главным событием моей жизни было, естественно, рождение в этот год сына Михаила, названного в честь деда  Другим крупным событием олимпийского года, оставившим след в моей памяти, было морское десантирование подразделений мурманского мотострелкового полка на полуостров Рыбачий, что на Кольском полуострове в Баренцевом море.             
      В олимпийский год Группа генеральных инспекторов МинОбороны проверяла уровень и качество взаимодействия Ленинградского военного округа и Северного Флота в ходе военно - стратегических игр. Элементом этих игр являлись совместные оперативно - тактические учения частей и соединений Ленинградского военного округа и Северного флота.
      В это время мне довелось служить командиром роты в мотострелковом полку мурманской дивизии, дислоцирующейся непосредственно в Мурманске. Полк на особый (военный) период предназначался в состав морской пехоты Северного флота. На его вещевых складах в мирное время хранились комплекты формы морской пехоты для военного времени. Основные боевые подразделения мотострелков мурманской дивизии применяли боевую  технику, имеющую название МТЛБВ. Собой она представляла многоцелевой гусеничный легкобронированный транспортер с уширенной гусеницей, позволяющей не только передвигаться по болотистой местности, но и преодолевать вплавь неширокие водные преграды. В небольшой бронированной башенке МТЛБВ размещался 7,62 - мм танковый пулемет Калашникова (ПКТ). В состав экипажа входило мотострелковое отделение со своим штатным вооружением. В войсках машина за свои качества была уважаема и получила прозвище "Мотолыга". В движение транспортер приводился очень распространенным дизельным двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ - 238. Запчасти для него не были дефицитом. Скорость движения его по пересеченной местности составляла 45 - 50 км/час, на шоссе – 65 - 75 км/час, на плаву – 4 - 5 км/час. Для действий в условиях Заполярья машина очень подходила !
           Замыслом тактических учений предусматривалась загрузка мотострелкового батальона с техникой и вооружением на большой десантный корабль (БДК) в порту Мурманска, выдвижение к полуострову Рыбачий  морским эшелоном, огневая подготовка (поражение противника) авиационными и морскими средствами переднего края противника, под прикрытием которой мотострелковый батальон должен был десантироваться своим ходом с БДК, атаковать пораженного огнем противника на побережье и закрепиться  на нем до подхода главных сил.
     Выполнению этой боевой задачи предшествовала большая кропотливая работа. Требовалось провести немалый объем подготовки. Водители транспортеров не имели опыта вождения в условиях морской "болтанки". Каждая единица техники требовала тщательной герметизации швов, лючков и щелей. Эти вопросы решались бойцами под руководством командиров и техников подразделений еще до погрузки на морские транспортные средства и проверялись методом "замочки". Личный состав батальона и техника были выведены из воинской части за город в район специально оборудованного озера. Здесь технику герметизировали спецсоставами, проверяли на протечку заездом техники в озеро, тренировали водителей правилам входа и выхода боевой техники из воды.
            В связи с жаркой погодой и сильными порывистыми ветрами с сопредельной стороны на территорию Мурманской области перекинулись многочисленные лесные пожары. По просьбе местных властей командование дивизии стало выделять в помощь команды военнослужащих для борьбы с лесными пожарами. Они подменяли в ночное время гражданских огнеборцев.
    Моя мотострелковая рота была сильно измотана такой подготовительной работой. В роте тогда было 86 бойцов, 4 офицера, два прапорщика и 11 боевых машин. Водителей транспортеров от подготовки техники не отрывали на тушение пожаров. Пехоте на полигоне доставалось по полной программе: днем на озере, ночью в лесу на тушении пожаров! Хотя "ночь" в это время для Заполярья - понятие условное. В полярный день длительностью в полгода солнце практически не садится за горизонт. Но, ни один боец не "захныкал" и не попросился на отдых! Совсем мальчишки, вчерашние школьники, а понимали, какую важную задачу приходится решать...
              В один из этих горячих деньков я был срочно вызван комполка в штаб. Оставив за себя замполита роты, на "перекладных" средствах прибыл в полк. У командира в кабинете находился незнакомый мне подполковник. Доложив о прибытии и представившись, узнал, что это командир мотострелкового полка из Печенги подполковник Степанов. Он приехал в Мурманск подобрать себе двух начальников штабов мотострелковых батальонов. По рекомендации моего комполка я оказался одним из таких кандидатов. Пообщавшись со мной, возможный будущий командир задал вопрос, не буду ли я держаться за свою новую квартиру в Мурманске
(в связи с рождением сына мне удалось получить в КЭЧ гарнизона отдельную двухкомнатную). Ответив ему, что не вижу в этом смысла, обосновав тем, что по истечении 5-ти летнего срока выслуги в Заполярье, все равно ее надо будет сдать, убывая к новому месту службы в другой округ. Мои ответы удовлетворили нового комполка. Он предложил по итогам собеседования моему командиру отправить представление для выдвижения меня на вышестоящую должность.
             Вдохновленный служебными перспективами, заскочил домой, сообщить жене о предстоящих изменениях. Она не очень обрадовалась перспективе бросить блага цивилизации. Ведь Мурманск был столицей советского Заполярья!
             Наступил день погрузки личного состава и техники на большие десантные корабли (БДК). Быстро, без суеты технику погрузили и закрепили установленным образом. Мои бойцы с опаской оглядывались в кубриках корабля и с тревогой ожидали будущих действий.
    Надо отметить, что удаленность Мурманска от Печенги по автотрассе составляет 150 км. Полуостров Рыбачий от Печенги находится в 2-х часах пути на авто. Но эти, подчеркну, сухопутные измерения по трассам Мурманской области. Нам же предстоял морской путь по Баренцову морю.
     Погода в Заполярье меняется очень быстро. Снежный заряд может появится почти мгновенно, как из ниоткуда. Боевые корабли, находящиеся на рейде, ждали команду на начало выдвижения. В зоне морского десантирования резко ухудшилась метеорологическая обстановка. При сильном боковом ветре наши гусеничные транспортеры морская волна перевернула бы, как яичные скорлупки... В итоге ожидания на рейде мы провели аж 8 часов! Усилилась "болтанка". Мои подчиненные, не имевшие опыта морской качки, многократно посетили местный гальюн, то есть туалет… Бледные, скорее зеленые лица бойцов выражали один вопрос: "Ну, когда, же !?".
    Чтобы скоротать время, командиры взводов с прапорщиками "резались" в карты.
 Наконец поступила команда на начало движения. Немного легче стала переноситься морская качка. На подходе к полуострову Рыбачий впервые в своей жизни довелось стать свидетелем боевой работы авиации и огневых средств кораблей по условному противнику. Такого грохота, рева, воя ракет и снарядов, которые сливались  в единую канонаду огневой подготовки боевых средств  очень трудно вообразить! Это надо видеть и слышать! Но, не дай Бог, оказаться среди этого разрывающего АДА!
            В связи со сложной метеообстановкой, руководство учениями, с разрешения Главного генерального инспектора, этап морского десантирования значительно сократило.
    БДК, в том числе и наш, подошли к береговой линии, на них открылись створки в носовой части. Наши боевые машины под вой снарядов и ракет, не замочив гусеницы, по выдвинутым стапелям съехали на берег. Огонь по противнику переместился вглубь его обороны, наш батальон развернулся в боевую линию, мотострелки на ходу спешились и лавиной атаковали опорный пункт противника. Открытый огонь из всех видов оружия не давал противнику поднять головы... Наблюдавшие с командно-наблюдательного пункта руководители учения и генеральные инспекторы отметили высокую выучку личного состава. Маршал Советского Союза Москаленко на разборе взаимодействия Ленинградского военного округа и Северного флота утвердил оценку "ХОРОШО".
           После завершения действий на полуострове Рыбачий мы совершили марш своим ходом до ж/д станции Печенга. Здесь загрузили боевую технику на платформы и ж/д эшелоном прибыли на станцию выгрузки Кола под Мурманском. Выгрузив технику, прибыли в полк. На следующий день приступили к обслуживанию вооружения и техники, а также постановке ее на хранение. Многие солдаты и сержанты, участвовавшие в морском  десантировании поехали в отпуска в качестве поощрения. Отдельные офицеры и прапорщики были награждены ценными подарками.
       Приказ Командующего войсками 6 армии о назначении меня на должность заместителя командира мотострелкового батальона - начальника штаба батальона был подписан в мой день рождения - 12 июня 1980 года.
         Мне исполнилось в этот день 25 лет!


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию