К 75-летию Великой Победы

Леонид Алексеевич родился 8 августа 1909 года на севере Вятской губернии в деревне Коротких.

В детстве жизнь его семьи, которая состояла из 11-ти человек, была настолько тяжелой, что мальчика Леню в возрасте пяти лет, как говорил он сам, «за мешок овса» отдали на усыновление бездетной семье.   Когда немного подрос, то, сплавляя  вместе с братьями  лес по реке Кобре,  чуть не утонул среди льдин. Тяжелых моментов в его жизни было много.

Преодолев все трудности, стал  пограничником, радистом в рядах Красной Армии на Дальнем Востоке.  Окончив летную школу, получил специальность по ремонту самолетов. В 1939 г. он жил и работал в городе Ташкенте, а в 1940-1941 годах – в городе Алма-Ата, где продолжал работу на военном аэродроме.  В 1942 году  был переведен на работу под Москвой в Монино в  центр подготовки лётного и технического состава на тяжёлых самолетах  бомбардировщиках. Позже на этой базе  была создана 2-ая Авиационной дивизия особого назначения с местом базирования в Москве.

В период войны боевая работа дивизии была связана с  доставкой боеприпасов и оружия войскам, различных грузов  партизанам. В 1943 году экипажи дивизии доставили в Тегеран делегацию для участия в конференции трёх Великих держав.  В 1945 году  -  в Ялту (Крымская конференция). 

Работа  Леонида Алексеевича как  помощника инженера по безопасности полетов военных самолетов была направлена на обеспечение безопасности самолетов, что требовало больших знаний, полной самоотдачи, умения найти выход в подчас критической ситуации.

Например, он вспоминал, что однажды срочно потребовалось доставить медикаменты и боеприпасы за линию фронта в тыл партизанам Белоруссии.  Леонид Алексеевич как бортинженер летел на этом самолете. Летчик по огням костров, которые зажгли партизаны, посадил самолет. Но длина площадки была так мала, что повредился один из двигателей самолета, который задел за деревья.

Пока разгружали  самолет,  Леонид Алексеевич вместе с помощниками в тяжелых
погодных условиях, когда почти ничего не было видно, сумел снять поврежденный двигатель и поставить запасной.  Шел снег, и взлетать было также трудно, как и садиться, но самолет благополучно взлетел. За этот полет Леонид Алексеевич получил  орден Красной Звезды.

Он принимал участие в выполнении такого задания, как доставка  для действующих летных частей аэропорта «Выползово» Ленинградского фронта особо опасного груза – 1600 кг взрывателей к  реактивным снарядам для самолетов ИЛ-2.   Этот груз мог при грубом взлете или посадке, а также в полете взорваться.
 
Неожиданно из-за плохой погоды аэродром «Выползово» закрыли.  Была  дана команда - возвращаться назад, но горючего в баках на обратный путь не было.  Командир принял решение: сажать самолет на вынужденную посадку на границе аэродрома.

Каждому члену экипажа он дал свое особое задание. Леониду Алексеевичу как бортовому технику нужно было следить за тем, чтобы шасси и щитки не выпускать, выключить работу двигателей строго по команде, перекрыть пожарные краны бензосистемы.            

Экипаж работал слаженно. Обледеневший самолет  заскользил на животе по глубокому снегу. В любую  секунду мог быть взрыв. Но все обошлось.
   
Опасный груз с самолета был снят.  Больше всех радовались летчики, так как  доставленные  взрыватели к  реактивным снарядам позволили им  возобновить боевые вылеты, чтобы продолжать защиту Ленинграда.

За этот полет Леонид Алексеевич, как и все члены экипажа, был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
       


На это произведение написаны 23 рецензии      Написать рецензию