Вокруг Южной Америки

Часть 1

Глава 10         

Вчера и сегодня одного из самых красивых некрополей в мире
                              
     В начале XVII века орден монахов-францисканцев приобрёл на окраине Буэнос-Айреса участок земли для основания там обители. Плата, полученная владельцем земли, была совершенно божеской – плащ из грубой ткани, пара подштанников, да кое-какая хозяйственная мелочь. Францисканцы назвали этот район Реколета, что имеет целую кучу значений, основными из которых являются "аскетичный" или "придерживающийся строгих правил". Через сотню лет там была построена церковь в честь Сениоры дель Пилар из Сарагосы. Открытие церкви совпало с днём почитания этой Богоматери – 12 октября 1732 года. Рядышком образовалось кладбище, окруженное со всех сторон фруктовыми садами.

     После роспуска в 1822 году монашеского ордена землю передали городу. Как можно использовать монашеский погост в католической стране? Единственное решение расширить, за счет вырубки садов, и превратить в публичное кладбище. Так и поступили, правда, с оговоркой, не просто публичное, а элитное. Вот так и возник национальный некрополь Аргентины Реколета, где хоронят членов самых знаменитых семейств страны.

     Элитные кладбища изобретение давнее, такие существуют не только в Латинской Америке. Достаточно вспомнить наши московские Новодевичье с Ваганьковским или питерские Никольское с Волковым и "Литературными мостками". Новодевичье, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вообще закрыто для праздношатающихся и только родные с близкими, да организованные группы могут его посетить. Да, на такие кладбища водят экскурсии, но в этом нет ничего плохого, ведь именно такие посещения помогают узнать историю и отдать дань уважения знаменитым предкам.

     Именно таким кладбищем в Аргентине и является Реколета и его посещение - цель многих туристов со всего света, ведь для них это не просто место захоронений, а скорее музей под открытым небом. Реколета не кладбище в привычном для нас смысле, там не хоронят в землю. Шесть гектаров земли, на которых построен город мертвых внутри города живых, где в роскошных склепах, а их не много ни мало, а 6400 сооружений, нашли свой последний приют десятки тысяч граждан Аргентины, составляющих гордость страны, вот что такое Реколета. Перечень выдающихся людей занимает много страниц, достаточно сказать, что там покоится 25 президентов, 100 губернаторов и 200 героев войны за независимость, например, Факундо Кироги, прозванный за неукротимый нрав "тигр сельвы", никогда не склонявший колени и по завещанию похороненный стоя. На надгробье помещена высеченная из каррарского мрамора фигура его безутешной жены.

  Перед входом на высоком постаменте размещена скорбящая Богоматерь с телом сына, снятым с креста и лежащим у неё на коленях – Пьета или по-нашему Оплакивание. Глядя на эту композицию, невольно поворачиваешься в сторону, куда направлен взгляд Богородицы. А там - внушительный портик входа на кладбище, выполненный в дорическом стиле и построенный в период великих реформ 1881 года.

     Посетители идут по вымощенным широким улицам и узким переулочкам, на которых, зачастую вплотную друг к другу, ибо земля там настолько дорогая, что появилась популярная шутка: "Дешевле роскошно жить в Буэнос-Айресе, чем покоиться на Реколете", стоят величественные склепы, великолепные часовенки и потрясающие скульптуры, созданные гением выдающихся художников и архитекторов. Недаром всё кладбище признано произведением искусства.

     Человек, приведённый туда с завязанными глазами, решит, что он оказался в старинном городе и идёт по его древним мостовым, вокруг которых расположены красивые дома с небольшими двориками, с беседками и часовенками, а фонтанчики с питьевой водой, разбросанные в кажущемся беспорядке, только укрепят его в этом мнении. 

     На колоннаде при входе на Реколету выведена надпись: "Да покоятся в мире", и там действительно мирно покоится прах людей. Могил в нашем понимании нет. Роскошные гробы стоят в склепах на виду у всех. Стоят они один на другом, зачастую спускаясь глубоко под землю. Рядом с многими из них лежат библии, распятия, на салфеточках стоят статуэтки, висят фотографии покойных, такая знаете почти домашняя обстановка, где приятно посидеть, повспоминать, помолиться.

     В день нашего посещения, кладбище, казалось бы, жило своей обычной жизнью и только толпа парацци, сгрудившаяся перед входом, свидетельствовала о чём-то экстраординарном, происходящем там за высокими стенами некрополя. На одной из дальних узеньких кладбищенских улочек тоже стояла толпа, но это были родственники и близкие молоденькой девушки, чье убийство за несколько дней до нашего прилёта в Аргентину потрясло страну. Мы не стали любопытствовать, поклонились скорбящим в знак сочувствия их горю, и отправились дальше. 

     При всём общем великолепии некрополя имеются и заброшенные могилы, за которыми длительное время никто не ухаживает. Дело доходит до того, что всё внутреннее пространство склепа в буквальном смысле зарастает бурьяном и затеняется паутиной. И здесь нет ни чьей вины или какого-то злого умысла. Ушли из жизни все члены некогда большой и богатой семьи, родных не осталось, и всё…  Большинство подобных склепов находится в частной собственности, а поскольку закон о ней никто не отменял, то пока не решатся многолетние поиски наследников, или, что значительно печальнее, долгие судебные споры о правонаследовании, всё так и будет зарастать, и потихоньку разрушаться.

     По утверждениям специалистов Реколета по своей художественной значимости может уступать только знаменитому генуэзскому кладбищу Стальено. Но тогда мы находились за океаном и не спеша шли по тенистым улочкам Реколеты, внимательно рассматривая всё, что творилось вокруг нас. Там мы замечали, то бравого солдата в парадном мундире, опирающегося на свою трость и застывшего в такой позе навсегда, то боксера в халате, возможно успешно закончившего очередную встречу на ринге, а может быть сосредоточенно готовящегося к последнему бою с вечностью, то молодую девушку, выбежавшую из своего последнего пристанища с любимой собачкой, и размышляли о бренности бытия.

     Кладбищенские истории, кто в детстве не любил их слушать. Помнится, в пионерском лагере, после отбоя, когда все забивались под одеяло, кто-нибудь замогильным голосом начинал рассказ о покойниках и вампирах, о скелетах, вылезающих из-под земли и обо всём подобном. 

     Вот и я, наслушавшись на Реколета всяческих удивительных историй, решил некоторыми из них поделиться с вами.

     Реколета создавалась для захоронений людей богатых и знаменитых, внёсших свой вклад в историю страны. Бедному человеку туда было не попасть, как бы он этого не хотел. Это закон, но, как известно, бывают люди, для которых законы не писаны.

     Среди огромных мавзолеев затерялся маленький неприметный склеп, на стене которого выделяется мраморное изображение человека в рабочей одежде, с лейкой в одной руке и метлой со связкой ключей в другой. Это смотритель кладбища Давид Аллено, работавший на нём в течение 29 лет до 1910 года. Ребёнком Давид часто бывал на Реколете, где сторожами трудились его братья, и мечтал связать свою жизнь с этим некрополем. С 11 лет он начал на нём работать и всю жизнь копил деньги, чтобы купить себе клочок земли на Реколете и быть похороненным именно там. У него не было жены и детей, не было собственного жилья, он снимал каморку неподалеку от кладбища. Случай помог ему, один из его братьев выиграл большую сумму в лотерею и разделил её между братьями. С деньгами, Давид отправился в Геную. Там он обратился к известному скульптору и попросил сделать мраморную статую себя самого в натуральную величину с метлой, лейкой и ключами в руках. В Аргентину он вернулся пароходом. На остаток денег он приобрел маленький участок на Реколете, построил крошечный склеп и, когда тот был в 1910 году готов, установил в нём свою статую с надписью на фундаменте: "Давид Аллено, смотритель кладбища с 1881 по 1910 годы". Не отвечая на вопросы удивлённых всем этим людей, он в тот же день уволился с работы, отправился домой и застрелился. Мечта его жизни была выполнена, делать на этом свете ему было уже нечего, склеп был использован по назначению. Легенда говорит, что каждую ночь Аллено прогуливается по кладбищу, позвякивая ключами.

     В отличие от маленького склепа смотрителя кладбища, Тибурсия Домингес, вдова известного политика Сальвадора Дель Карриль, после смерти мужа построила один из самых заметных мавзолеев в виде готической часовни, башенку которого, увенчанную фигуркой бога времени Кроноса, видно из многих уголков кладбища. Дель Карриль был старше жены на 25 лет, что не помешало ей родить семерых детей. При этом в течение долгих совместных лет жизни супруги не разговаривали друг с другом. Размолвка произошла, когда муж, полагая, что молодая жена наделала много долгов, совершая покупки, через прессу оповестил все заинтересованные лица, что не несёт ответственности за долги своей половины. Оскорблённая Тибурсия до конца жизни не общалась с мужем, а в построенной часовне распорядилась поместить бюст покойного мужа с оговоркой, что после того, как она тоже умрёт, там установят её собственный бюст спиной к бюсту мужа. Так и стоят они в глубокой размолвке, напоминая всему миру, что женская месть может быть очень изощренной. 

    Склеп семьи Веллосо стал известным из-за трагедии, произошедшей в этом семействе.  Энрике Гарсия Веллосо был известным писателем и драматургом, первым президентом Театрального дома Аргентины. Его дочь Лус Мария, очаровательный ребёнок, любивший декламировать стихи, в пятнадцатилетнем возрасте умерла от лейкемии. В семейном склепе на виду у всех лежит её мраморная спящая копия, в окружении белоснежных мраморных цветов, работы аргентинского скульптора Виктора Годин. Лус Марии посвящено много стихов известных поэтов, большинство из которых можно прочитать на стенах склепа. Известна легенда, что девушка на танцах однажды познакомилась с юношей, который сразу же в неё влюбился. К вечеру сильно похолодало, и молодой человек одолжил девушке свой жакет. Он принес ей чашечку кофе, но она случайно пролила его на жакет. Юноша напросился в гости, чтобы забрать жакет, но, когда через несколько дней приехал, узнал, что Лус Мария умерла и похоронена на Реколете. По легенде парень сошёл с ума.

      Склеп семьи Лелуар один из самых величественных и дорогих на Реколете. Француз Жильбер построил его из трех частей – на большом кубе, отделанном полированным гранитом, установлена бронзовая ротонда из ионических колонн, на которую опирается купол, увенчанный статуей Христа Спасителя с распростёртыми руками, выполненный из смальты разных цветов и позолоты. Покоящийся в склепе Луис Федерико Лелуар в 1970 году стал первым в Латинской Америке лауреатом Нобелевской премии по химии. Он был известным врачом, руководившим институтом биохимических исследований, где открыл первый сахарный нуклеотид и провёл исследование метаболических процессов углеводов и сложных сахаров. Лелуар, как лауреат Нобелевской премии, получил за неё 80 тысяч долларов, которые и передал полностью в возглавляемый им институт для продолжения исследований. Ученый был чрезвычайно экономен в своих расходах. Известно, что в течение 20 лет он сидел в институте на старой табуретке, сидение которой для крепости лично привязал к ножкам.  По легенде, в 20-е годы, обедая с друзьями в ресторане в Гольф-Клубе, он в шутку из имеющихся на столе специй соорудил соус, получивший название "Гольф" и ставший очень популярным. Учёный шутил, что, если бы он запатентовал тогда это изобретение, то стал бы значительно богаче, нежели будучи известным ученым. 

      В одном из склепов изображён остов судна со знаковой надписью на корме "Помоги себе сам". На корме стоит фигура мужчины в рубашке с платком на шее, что символизирует всех иммигрантов, перебравшихся через океан и принявших участие в создании Аргентины. В этом склепе покоятся члены семьи Роверано, которые прославились своей кондитерской "Газ", открытой в 1850 году, а своё необычное название получившей в 1882 году. Тогда в ней впервые в стране были для освещения использованы электрические лампы, а фасад освещали 11 газовых фонарей. Маленькая улочка позади здания муниципалитета называется проезд Роверано. Склеп разрушается от старости, поскольку за ним некому ухаживать, в живых не осталось ни одного потомка этой некогда многочисленной семьи.

     Существует ещё много удивительных историй и преданий о Реколете, все не перескажешь, тем более, что там я узнал заинтересовавшую меня информацию о жизни в Аргентине Антуана де Сент-Экзюпери.