Икса

3

Часть самоходов поселилась в деревне Икса, на берегу одноимённой речки, впадавшей в Тавду с левого берега.   До центра волости Таборы - 20 вёрст по тракту, подходящему до реки и парома, работающего в сезон, недалеко от деревни Кузнецово.

      Паромщиком работал старший брат Пахома – Дмитрий Кокшаров. Все его звали – дядя Митя паромщик. А сам паром представлял собой две большие лодки с настилом из досок на бортах, приводимый в действие вытягиванием верёвки дядей Митей и добровольными помощниками.

      Местность низменная, заливная в паводки. А так-как почва в тех краях сплошь песчаная, то за счёт паводков и возникли плодородные земли. Из Таборов приезжал землемер и отмерял надел земли исходя из числа членов семьи мужского пола. В первую очередь необходимо было посеять в озимь привезённые с собой семена овса, ячменя и ржи на прокорм скота. Сразу же надо было строить землянку, чтобы пережить зиму. Лес рос поблизости. Для получения разрешения на его вывоз надо было оформлять вызов лесного ревизора, а затем справить лесопорубочный билет. Помогали во всех этих хлопотах родственники, да и соседи тоже приобщались. Ведь они тоже прошли через эти мытарства.
 
      Ближе к реке Тавде местность лесистая, богатая на ягоды и грибы. На их сбор направлялись иксинские дети.  В один из таких походов, в сентябре, в лесу они встретили молодого парнишку с ружьём.

      Это был Афанасий – сын  Пахома Кокшарова. Ружьё отцовское он всё-таки отыскал. По осени Афонька охотился на улетающих на зимовку в тёплые края уток. Он провёл ребятишек по переброшенному через ручей бревну и показал обширную поляну с выглядывающими из - под мха груздями.  Дети рассказали Афоньке про страшного деда Евсея, живущего в густом лесу, недалеко от деревни. Они приписывали ему колдовство и всякие небылицы.