Новая история старой водяной мельницы

  Раннее утро. До полуденой жары  далеко. Все суетливые еще спят. Самое время подумать, осмыслить, вспомнить. Сижу с чашкой кофе перед компьютером и рассматриваю присланные “В Контакте” материалы.

  Вот скан пожелтевшего от времени документа с подписями и печатями. Вот угол старой русской баньки из потемневших от времени бревен. А вот гранитные валуны. Остатки мощного фундамента. Это фото сделал я. В 2019 году. В Опочке, на городском Валу. Там как раз начинали масштабные работы по благоустройству.  А недавно я рассказ написал. Называется “Водяная мельница Кремера?”. https://proza.ru/2020/06/01/911. Рассказ о том, как не следует “восстанавливать” старину.  И вот теперь, судя по всему, нужно писать продолжение истории старой водяной мельницы.

    Мельница была построена в 1860 году Егором Кремером. С 1903 года мельницей владел Александр Кремер, а в 1903 году ее купил Авдей Иванович Суйе. При мельнице числились три плотины, сарай с паровой машиной и приводами, продольная и круглая лесопильни и прочее. В 1918 году мельница была национализирована, а семье Суйе выплатили 50 тысяч рублей золотом.  Последним арендатором мельницы был немец по фамилии Фишер, служивший в гестапо, но оказывавший содействие партизанам. Мельница пережила войну.
  История опочецкой водяной мельницы с момента постройки и до войны подробно описана в книге “Былое и настоящее опочецкого Завеличья” Л.В.Гавриловой и А.В Кондратени.

  Я с детства помнил эту мельницу, потому что частенько , идя из школы домой, сворачивал на тихую Набережную улицу. Специально, чтобы посмотреть на мельницу. Ее огромные стальные редукторы вызывали у мальчишки чисто технический интерес, а темные маленькие окошки  предвещали нечто мистическое. Я старательно пытался разглядеть в них какое-нибудь привидение или, на худой конец, потемневший от времени скелет. К тому моменту мельница уже не работала и тихо доживала свой долгий век. Умирала.

  Мельница была огромная. В два этажа. Стояла на мощном фундаменте из гранитных валунов.  Обшита была досками, крыша – из щепы.
 
  Я часто вспоминаю это сооружение и меня всегда интересовало, что стало с этим, не побоюсь сказать, памятником индустрии тех времен. Когда ветхость мельницы стала опасной, встал вопрос, что с нею делать. Помню, велись разговоры о том, чтобы устроить в ней ресторан под названием “Старая мельница”, или музей. Но ведь на это нужны средства. И однажды мельницы не стало. Этот момент почему-то выпал из моей памяти. Кто, что и когда?

  Валентина Яковлевна Петрова, опочецкий старожил, тетушка моей жены Валентины, как-то к слову рассказала, что мельницу разобрали, деревянный сруб продали,  и кто-то в Опочке построил из старых бревен новый дом.

  Интересно!

  Но все оказалось еще интереснее. Встретился я недавно с Александром Шеверловым. Однокурсником моим. Да и работаем на одном предприятии. Встретиться несложно было. Заговорили про малую родину. Про Опочку. Сам Александр из Невеля. А вот женился на опочанке Ларисе.

  Я  невзначай заговорил о старой водяной мельнице:

- Хорошо бы узнать, кто купил тот сруб, и что было дальше?

- А чего тут узнавать? Это наш дом!  Я туда в выходные езжу. Вот и в отпуск  поеду! Стоит дом в Опочке!

  Далее, как Вы понимаете, была продолжительная немая сцена. С разведенными руками. Моими руками. Вот ведь как тесен мир!

  Оказывается, брат матери Ларисы, Александр Егорович,  работал в 70-е годы на хлебокомбинате, где и числилась на балансе старая мельница. В 1977 году было принято решение строение списать с баланса. Собрали комиссию. По результатам осмотра составили акт. С подписями и печатями. По акту деревянный сруб был продан Александру Егоровичу по остаточной стоимости 1000 рублей с условием самостоятельной разборки.

  Александр Егорович с братом разобрали строение и построили из старых добротных бревен новый, очень большой дом на две семьи. Разборка трудно шла. Пришлось потрудиться. Не обошлось и без случая, который к счастью не стал несчастным.  Но все хорошо, что хорошо завершается! Еще хватило бревен и на надворные постройки, да на баньку. Сруб мельницы хорошо сохранился. Бревна крепкие были. А вот обшивка, полы и кровля пришли в полную негодность. Постаралось время!

  Вот такая история! Продолжается жизнь старой мельницы в новом качестве!

  Массивные стальные редукторы, жернова и прочие механизмы видимо были утилизированы. На металлолом. Жаль, конечно. Но что делать. Многое мы пускаем на слом, за “как бы” ненадобностью. И не только постройки. А и судьбы поколений.  А потом начинаем кусать локти и все остальное…

  Я попросил Сашу сделать фото старых бревен. Сам дом обшит, и основные, толстые бревна скрыты под обшивкой. Так что лишь угол баньки. Но, все-таки!  Вот она - старая мельница в своей новой жизни. Приносила пользу многим людям, а теперь служит  домом хорошей доброй семье. Дай Бог здоровья и долгих лет!

   Александр Шеверлов любезно предоставил мне скан того самого акта 1977г, из которого следует, что комиссия обследовала текущее состояние старой мельницы. Пригодным для дальнейшего использования были признаны лишь бревна сруба. Было решено передать сруб Николаеву Александру Егоровичу при условии, что тот перечислит соответствующую сумму на расчетный счет Опочецкого хлебокомбината.
  Вот такая история!  Мельница пережила войну. И исправно работала. Послевоенная история мельницы, как промышленной единицы, продолжалась, как минимум, до начала 60-х годов.

  Я спросил мою маму ( 1939 года рождения), помнит ли она что-нибудь о мельнице. Оказывается, помнит! В 1948 году мой дед переехал из деревни Пружки в Опочку, прихватив с собой полдома. В Пружках до сей поры стоит остаток дома, и продолжение фундамента увезенной  части.  Говорят, там, в старом фундаменте дети потом нашли много старых денег. Царских или “керенок”. А может, это легенда?
   Так вот, мама помнит, как они всей семьей возили на мельницу зерно. Чтобы перемолоть и получить муку. И в русской печке испечь свой, “самодельный” хлеб.  Очень вкусный был такой хлеб!

    Мама вспоминает, что ее очень заинтересовали все механизмы, которые вертелись, крутились и грохотали. Все было  большое, вызывало трепет и уважение! Мельник брал мешок с зерном на спину, и по деревянной лестнице нес его на второй этаж. А там высыпал в бункер. Жернова вращались, и зерно превращалось в муку. Технология! Экологичная, и по тем временам прибыльная!

   А уроженка Опочки Надежда Ефимова( Соколова) написала мне, что ей было около шести лет, когда она с бабушкой ходила на мельницу. Молоть рожь на муку. У мельницы было огромное колесо и оно очень шумело! Вышел мельник, весь в муке. Девочка испугалась! Зато потом родители пугали мельником, если вдруг что не так!  Это был 1959 год. Мельница еще работала, но уже ходили разговоры, что ее остановят.
   
   В прежние времена мельницы занимали особое место в жизни людей.  Сколько сказок, мифов и легенд! Вспомним, хотя бы, славного хитроумного идальго Дон-Кихота Ламанчского!  Как он боролся с ветряной мельницей.

  А в России? При царе-батюшке Россия являлась мировым лидером по поставкам зерна. Это факт. Но фактом является и то, что это лидерство держалось на плечах и руках крестьянства. В буквальном смысле на руках, ибо везде, за редким исключением, преобладал ручной труд. И ножной! Лошадка она ведь ногами работает!

   Мельницы были одними из немногих средств механизации и применения технологий в повседневной жизни. Ну и источниками для сказок и фантазий! Ведь мельницы бывали и веселыми и зловещими. С привидениями и без оных.

   Мельники слыли добрыми, щедрыми и румяными, но бывали злыми, жадными и хитрыми. Наверное, только одно объединяло мельников – они были всегда в муке с ног до головы и имели стабильный доход. Хлеб всем нужен! Кстати, перемол зерна стоил немалых денег. Чтобы экономить и сохранять независимость,  крестьяне, которые покрепче стояли на ногах,  сами  ставили у себя жернова. У моего прадеда Петра Ефимова тоже жернова имелись на подворье. Мама рассказывает, большие жернова! Себе мололи, и соседи приходили.

   Вот такая история старой мельницы. А все же жаль, что ее не удалось сохранить для потомков.

  Оглянемся вокруг. Может, осталось что-то, что еще можно сохранить?

  Вспоминаю своего преподавателя по автоделу Виктора Павловича. Он всегда говорил:
- Едешь вперед, значит, всегда знай, что у тебя позади! В зеркала заднего вида бросай взгляд!

  Давайте  чаще и внимательнее оглядываться. Тогда вперед будет легче двигаться.
  Водяных мельниц в России много было. До наших дней дожили…А дожили ли вообще? А жаль! Интересные были объекты материально-культурного наследия.

   И еще. В документе есть очень интересная информация. Годом постройки здания мельницы значится 1932 год. Это значит, что мельница 1860 года рождения в 1932 году, возможно, прошла капитальный ремонт. Интересно, а механизмы тоже заменяли. Или так и работали с 1860 года.
  Но никто не помнит, чтобы мельницу перестраивали! Да и возможно ли такое в принципе? Скорее всего, в 1932 году мельницу просто поставили на баланс хлебозавода. И год постройки указали 1932.
   А может, кто-нибудь еще что-то расскажет?


На это произведение написано 20 рецензий      Написать рецензию