Адыгея. Горы. Кони

   Идея провести отпуск в походе появилась еще осенью. И я стала выбирать маршрут. Сначала мечтательно присматривалась к Байкалу, потом к Алтаю. А потом искала хоть какой-нибудь маршрут, куда можно  поехать с десятилетним сыном. Автобусные и автомобильные туры меня не интересовали, с увесистым рюкзаком пешком наматывать километры тоже не моё. Вспомнила молодость и увлечение конным спортом. Выбор был сделан в пользу лошадей. Я лет двадцать в седле не сидела, но это не беда. На лошади как на велосипеде – если умеешь, то не разучишься. Сын утвердительно кивал головой. Он лошадь видел только на картинке, но идея похода, да ещё верхом, ему понравилась. Тем более оставалось много времени на подготовку.
 
   Подходящий вариант неожиданно нашелся в Адыгее. Подходил он нам в первую очередь тем, что, проживая на турбазе со всеми удобствами, мы выезжали бы каждый день на новый маршрут. Чем дольше я изучала тур, тем больше он мне нравился. Притягивали взгляд бескрайние просторы, виды на которые открывались с горных вершин. Дышала свежестью река Белая, бурля в стремительных потоках. Многочисленные травы, цветы и кустарники, казалось, источали божественный аромат. К новому году мы приняли окончательное решение и забронировали тур в Адыгею на август.

   Компанию нам решила составить моя подруга Галина. Она недавно вышла на пенсию, но продолжала работать. Мы часто вместе проводили наши отпуска. Ездили к морским берегам. Отдыхали лежа на пляже без всяких экстремальных приключений. При том, что Галина совсем не спортсменка, идеей конного похода она тоже очень загорелась.

   Наши планы, как и планы многих людей на планете, нарушил карантин. Сама поездка оказалась под вопросом. Подготовку тоже по объективным причинам пришлось отложить. Мы с сыном успели в последний день перед строгим запретом на выход из дома выбраться на конную прогулку. Надо заметить, Паша совершенно не боялся, сидел уверенно, освоил управление на шагу и немного проехал рысью. Я планировала ещё его потренировать, но из-за коронавируса всё сложилось иначе.

   За полтора месяца до поездки Галина попала в больницу. Не просто в больницу, а в реанимацию в связи с проблемами с сердцем. Это плюс к ее сахарному диабету, повышенному давлению и некоторым другим болячкам. Когда она вернулась из больницы, на мой вопрос, что делать с походом, подруга уверенно заявила, что едет, несмотря ни на что. Мечты должны сбываться.

   А Паша, просидев как положено весь карантин дома, набрал лишние килограммы. Я решила, что в походе мы дружно будем худеть.

   В последние дни перед вылетом мы закупили необходимые походные принадлежности: спортивные костюмы, рюкзаки, фляги для воды, дождевики, маленькие дорожные коврики, которые крепятся на резинке и на них удобно сидеть, и что-то ещё очень нужное и в большом количестве.

   Перелет Москва-Краснодар занял менее двух часов. Вылетали мы в облачную погоду, но через некоторое время облака рассеялись, и нашему взору предстала земля, укрытая покрывалом из неровных разноцветных лоскутков. Ближе к Краснодару лоскутки приобрели правильную прямоугольную форму.

   Как только приземлились, и появилась возможность включить телефон, раздался звонок. Звонил водитель, который нас встречал. Я очень удивилась и обрадовалась такой оперативности. Два с половиной часа в дороге, и мы на месте, в поселке Каменномостский в «Рябиновых бусах». Разместились, пообедали. И вот уже наша группа из семи человек прибыла на конную базу.

   Нас собрали в небольшой комнатке для проведения инструктажа и распределения лошадей. Там то все и познакомились. Маша и Миша – молодая пара из Москвы. Маша врач, Миша предприниматель. В поход собрались неделю назад и на лошади ни разу не сидели. Юля и её четырнадцатилетняя дочка Арина имели опыт верховой езды, занимались в конноспортивной школе. Они приехали в «Рябиновые бусы» с большой компанией, но их программа не включала конные поездки. Уже на месте, узнав о такой возможности, они отделились от своей группы и присоединились к нам.

   Мне достался конь по кличке Симба, Паше Персик, а Гале Даймонд. Мы построились и выдвинулись на первый маршрут. Я ехала за Пашей и Галей, чтобы их видеть и контролировать. Переживала я больше за Галю, ведь до отъезда она так и не успела попробовать себя в качестве всадника.

   Нас сопровождали два инструктора. Ольга, молодая девушка, возглавляла процессию. Еще один инструктор должен был ехать сбоку, следить за группой и оперативно реагировать на возможные внештатные ситуации. Но парню больше нравилось болтать с Олей, пускать своего коня то рысью, то галопом, скакать куда-то вперед и до группы ему не было никакого дела. Хорошо, что кони знали свою работу и пока покорно шли друг за другом.

   Путь пролегал над ущельем Мишоко, название которого можно перевести как «Медвежья долина». Ольга рассказала, что по легенде в ущелье жило много медведей. Один из местных правителей облюбовал это место для охоты на них. Однажды он взял с собой на охоту маленького сынишку. Но куча нянек не досмотрела, ребенок пропал. Найти его так и не смогли. Виновных наказали по всей строгости. А в очередной раз, когда правитель приехал сюда на охоту, к нему вышла медведица с медвежатами и целым и невредимым его сыном. С тех пор он запретил охоту на медведей в ущелье. Может быть, косолапые и сейчас там живут, но мы ни одного не встретили.

   Остановились у горной речки, лошади привыкли, что у них здесь водопой. По технике безопасности лошадей нельзя подпускать близко друг к другу. Но тут началась толкучка. Каждый конь стремился пролезть выше по течению и пить чистую воду, которую его сотоварищи еще не перебаламутили своими копытами. Обошлось. Никто не подрался. Хотя многие кони прижимали уши, что у них является признаком недовольства.

   После водопоя нам предстоял первый подъем. Казалось бы, что сложного? Конь везет, ты сидишь. Подъем крутой, дорожка местами каменистая, где легко переломать ноги. Начинаешь думать, куда безопаснее наступить, тянешь туда коня. Это главная ошибка. Конь не дурак, ноги переломать совершенно не хочет, в отличие от нас идет по этой дороге не первый раз. Нужно отключить свой внутренний навигатор и довериться коню. Тогда проблем не будет. Но, ох, как сложно к этому привыкнуть!

   Подъем осилили. Все целы. Вышли на полянку. Ольга сказала, что у коней эта полянка одна из любимых, разной вкусной травы столько, что глаза разбегаются.
- Не даем коням пастись! Не даем опускать голову! Двигаемся вперед! - Командовал наш инструктор.

  А кони проверяли нас, кем можно манипулировать, а кем нет. Тянулись к траве и к листве. У непривычных всадников рывком головы выдергивали повод из рук, и пока они этот повод неумелыми движениями обратно собирали до нужной длинны, лакомились травкой.

   Поляну тоже осилили. После небольшого перелеска первая остановка. Мы над обрывом. Красиво, завораживающе и очень страшно.

   Тяжелее всех Галине. Она боялась причинить боль своему Даймонду, поэтому её действия по управлению он не чувствовал совсем, или делал вид, что не понимает. Но шел с группой. В какой-то момент он решил почесаться всем телом о кустик и прошел сквозь него. Галя чуть не выпала из седла.

   Обратно на базу возвращались тем же путем. Соответственно, надо было одолеть спуск с горы. Тоже мероприятие не для слабонервных. Пострашнее подъема будет.
Справились.

   За время поездки Галина страху натерпелась. Странно, что ей выдали такого вредного коня. Среди нас были опытные, кто бы с ним без труда справился. В отличие от её Даймонда, мой Симба вел себя абсолютно интеллигентно, на траву не отвлекался, в кусты не рвался. Когда Галя оказалась на земле, решила, что на лошадь больше не сядет, а попросится завтра на экскурсию с другой группой. Правда позже, когда мы разложили по полочкам все её страхи, она согласилась ещё раз попробовать, а потом принять решение на оставшиеся дни.

   После ужина мы засиделись в столовой, делились впечатлениями с другими отдыхающими. Когда вышли на улицу, оказалось, что совсем стемнело. Мы поселились не в самих «Рябиновых бусах», а в другом корпусе, до которого надо было идти через поселок минут пять. Проблема в том, что, как идти, мы не помнили и даже не знали точного адреса. Всю прелесть ситуации дополняло то, что никого из администрации мы не нашли, уточнить путь оказалось негде. За воротами ни одного горящего фонаря. Пошли, подсвечивая фонариками от телефонов. По мостику перешли речку. А дальше… Через минут тридцать скитаний по улочкам и переулкам чисто случайно нашли наше жилище.

   Ночь не прошла спокойно. Пашу тошнило и рвало. Температура нормальная. Ели все одно и то же. Причину такого его состояния мы установить не смогли. Утром он чувствовал себя относительно нормально и засобирался с нами на маршрут. По дороге на конную базу в машине сына  немного укачало, и я решила не рисковать и отправить его обратно. Виктор, наш сегодняшний водитель, обязался доставить Пашу до дома, дал ему свой номер телефона на случай ухудшения состояния.

   У нас произошли небольшие изменения. Теперь Ольге помогала Диана, дочка хозяйки конной базы. Очень ответственная и внимательная девушка. Я предложила пересадить Галю на Пашиного Персика, но ей оставили прежнего коня. Даймонда пристегнули на веревку, и инструкторы по очереди вели его за эту веревку весь маршрут. Через час после выезда я позвонила Паше. Оказалось, что чувствует он себя отлично и уже съел оставленный ему обед. А вечером он с удовольствием принимал водные процедуры в термальных источниках, куда мы поехали всей нашей небольшой дружной группой. Эта поездка не входила в программу. Но по нашей просьбе была организована администрацией турбазы. Для этого нам даже ужин смогли перенести на час раньше.

  Новый день и опять новый маршрут. Паша уже забыл, что болел. С радостью пошел искать среди привязанных коней своего Персика. Нашел рыжего, но это оказался Стёпа, которого подготовили Гале вместо Даймонда. Потом и Персика нашли. Мы поехали к Скале желаний. Обычно Скала выполняет одно желание, но Ольга обещала договориться по поводу безлимита…

    Мы опять поднимались по скальникам в гору. Нас окружал сплошной лес из очень высоких деревьев. Их кроны смыкались где-то у неба, не желая пропускать свет. Редкий, самый наглый и дерзкий солнечный лучик достигал земли. В большинстве своем они терялись в плотном зеленом куполе. В этом волшебном лесу жара не утомляла ни нас, ни лошадей. Иногда мы выезжали на полянки, где по краю тропы росли сливы, алыча, кизил и ежевика. Кто успевал, срывал их на ходу. Мой Симба участвовал в процессе. Увидев вкусный листик, он на долю секунды замирал, уточняя, можно ли ему угоститься. Если я разрешала (пока инструкторы не видят), он отхватывал листик и шел довольный дальше, пожевывая добычу. Все кони, следовавшие за нами, повторяли за Симбой, не особо интересуясь мнением своих всадников.

   Скала желаний представляла собой утес на краю пропасти. В утесе круглое отверстие. Чтобы исполнилось желание, нужно залезть туда, замереть, подняв руки, держаться за камень и загадывать. Паша заказал хороший быстрый интернет. Как же мы удивились, когда, вернувшись на базу, у Паши интернет летал, а у нас с Галиной тормозил и зависал.

   Наступил последний день конного похода. Последний маршрут. За четыре дня мы привыкли и полюбили своих коней. Галя теперь ездила на Стёпе, который её очаровал своим милым характером и безупречным поведением. По дороге к «Чертову пальцу», скале причудливой формы, напоминающей «рокерскую козу», Ольга рассказывала истории из своей походной практики.

   Самыми старшими всадниками была супружеская пара. Ему 85, ей 83 года. В седло они сели впервые. Выдержали двухчасовой маршрут. Еще была группа пенсионеров. Всем за семьдесят. Все новички. Одного дедушку так укачивало на лошади, что он периодически засыпал, но из седла не выпадал.

   Страшно, когда в горах неожиданно начинается ливень. Спуск и без того крутой, становится опасным для жизни. Вот под такой ливень Ольга с группой однажды попала. Пешком с трудом они спустились с горы, промокшие до нитки, пешком дошли до базы. Как только дошли, ливень также резко прекратился.

   Однажды навстречу группе вышло стадо одичавших свиней. Они когда-то убежали с фермы и отловить всех не смогли. У лошадей шок. Одни встали как вкопанные, другие рванули галопом через все кусты, не разбирая дороги, не думая о своих всадниках. Всё закончилось благополучно. Свиньи тоже испугались и убежали. Всадники не пострадали, разве что морально.

   В этот день мы вернулись на конную базу с сожалением. Грустно было расставаться с полюбившимися нам лошадками. Поход осилили все. Не очень легко с непривычки. Определенные части тела ныли несколько дней.

    Нам предстоял еще один день в Адыгее. Планировалась поездка на автобусе к Большой Азишской пещере и на плато Лаго-Наки. Мы с Пашей уже бывали в пещерах. В Новоафонской в Абхазии и в пещере Зевса на Крите. Знали, что там будет прохладно. Но в Азишской пещере очень холодно. И красиво. Там тысячелетиями невидимый талантливый архитектор создавал шедевры. В полумраке, немного напрягая фантазию, среди изящных колонн угадываются изображения лиц, силуэтов людей и животных. Вот жених обнимает невесту, а вот алтарь католической церкви со статуями святых… А вот «здесь был Вася». А здесь «васи» наломали кучу сталактитов и сталагмитов. Вряд ли кто-то восхитится этими работами, но они, к сожалению, есть.

   Мы замерзли в пещере. И на выходе погода резко поменялась. Когда спустились на автостоянку, обнаружили, что нет солнечного света и бирюзового неба, все вокруг серое, а сизые тучи гуляют прямо по дороге. Запланированный пикник на природе перенесли в автобус. Хорошо, что у меня была фляжка с коньяком. Согрелись…

   До ужина оставалось свободное время, терять которое не хотелось. Имелся один интересный объект в шаговой доступности от нашей базы – Хаджохская теснина. Мы примерно знали направление, куда идти, и пошли искать. Может быть, и была какая-то другая дорога, но мы не ищем лёгких путей. Забрались в гору, потом спустились с неё и оказались на песчаном пляже. Здесь тишина. Над нами высокие белоснежные скалы, а между ними в узком каньоне неспешно течет река. В этом месте ее зеленовато-лазурные воды отдыхают, чтобы чуть ниже, преодолевая пороги, опять бурлить с новой силой. Насладившись сказочным пейзажем, отправились в обратный путь, в гору, каменистые склоны которой облюбовал высокий тенистый лес. Деревья мощными корнями, похожими на змей, обвивали скалы, цеплялись за каждый клочок земли. Любуясь тесниной, они не желали сдавать своих позиций.

   После ужина собрались всей группой в беседке. Все прибывали в восторге от нашего похода, от прекрасных лошадей, завораживающих видов и той душевной теплоты, с которой нас встретила Адыгея. В группе весь поход царило понимание и взаимопомощь. Расставаться не хотелось.  Появились планы на будущее. Помечтали о том, чтобы еще раз отправиться в поход в том же составе.

   За свою жизнь я много куда ездила и много что видела. Каждая поездка оставила определенный след в жизни. Правда иногда, после визита на какой-либо всемирно известный объект, я всего лишь ставила в уме галочку, что это место посетила. Сейчас по-другому. Там, в Адыгее, кажется, осталась частичка моей души. Мы так хотели охватить всё, полюбоваться всеми красотами! Но за пять дней это невозможно. Теперь я радуюсь, что не всё охвачено. Очень хочется и есть повод вернуться!

P.S. Кормили нас много и вкусно. Похудеть не получилось.


На это произведение написаны 33 рецензии      Написать рецензию