Кокеши и Дарума

Как-то совсем внезапно в интернете появились десятки статей доказывающих что матрёшка на территориях Московии существовала ещё тысячу лет назад. Видимо руководствуясь китайской пословицей - "ложь повторённая многократно, становится похожей на правду". Хотя ни одного доказательства её существования до 1900 года не предъявлено. Нет её изображения ни в рукописях не обнаружена она в археологических раскопках. Ну нет их не на одном изображении или картине старше стапятидесяти лет.

О том что прототип матрёшки - это привезённая женой Мамонтова из Японии в 1903 году игрушка, нормальному человеку тоже доказывать не нужно. В Японии существует два типа таких кукол - Кокеши и Дарума...

Что же нам известно о "тысячелетней истории российского искусства"? Ну то, что основные символы и гордость россиян балалайка и самовар позаимствованы рассказывать уже тоже не нужно.

Раньше балалайкой называлась двухструнная среднеазиатская домра, и классический вариант трёхструнного инструмента трёхгранной формы появился только в 1910 году в оркестре хора имени Пятницкого, это известно всем.
И о том что первые самовары были завезены на территорию Московского княжества с Ближнего Востока, куда они в свою очередь попали из Китая - тоже история общеизвестная.

Но сейчас на российских весях немало народных промыслов, может они уходят корнями в "российскую древность"? Что нам мешает посмотреть?
_________________________________________________________

Хохломская роспись:
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всех владений московского царя. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться редкие гости с Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Московским купцам иногда даже удавалось продавать свои деревянные поделки в Индии и Турции. В качестве экзотики из диких стран. Так как посуда на Востоке была керамической и металлической.
Гжель:
В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фаянс и делались попытки сделать фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию из Европы пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Федоскинская лаковая миниатюра:
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла мода на табакерки, (как обычно из Европы) на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.
Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая который стали привозить из Китая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический немецкий порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали - тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
Мезенская роспись:
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Жостово:
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.
Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
Городецкая роспись:
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Палех:
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Так что же это за страна такая, которая изо всех сил пыжится стать старшим братом всем славянам, но у которой до 1700 года не существовало собственной истории, собственной архитектуры и собственного искусства? И существовала ли она вообще?


На это произведение написано 5 рецензий      Написать рецензию