Буква р

Тёмочка не произносил букву "р".
Ему было пять лет, он знал алфавит и понемногу начинал читать, но буква "р" оказалась такой непослушной, что никак не получалась. Вместо неё он говорил "л", "в" или что-то смазанное, невнятное. Большинство мальчиков и девочек не обращали на это внимания, кто-то дружелюбно исправлял, но некоторые смеялись и дразнили.

В начале сентября Тёма пошёл в новый детский сад, куда родители перевели его, потому что он был ближе к дому.
- Не скучай, сынок, я приду за тобой пораньше, - сказала на прощание мама, поцеловала Тёму и ушла.
К нему подошла воспитательница.
- Пойдём знакомиться, - она взяла Тёму за руку и вместе с ним вошла в игровую комнату, где находились дети. - Ребята, в нашей группе пополнение, - она наклонилась к мальчику. - Скажи, как тебя звать.
- Тёма.
Воспитательница подвела мальчика к одному из столов, за которым сидела хрупкая девочка с пышным голубым бантом в светлых волосах. Она посмотрела на него и улыбнулась.
- Меня зовут Марина.
- Ну вот и хорошо, вы познакомились. Здесь, Тёма, ты будешь сидеть во время завтрака, обеда, ужина и во время уроков, - сказала воспитательница.

После завтрака дети вышли на прогулку.
Они стали бегать, играть в мяч, кататься на качелях. Тёма пошёл в беседку, где стоял стол, на который он положил игрушку, принесённую из дома - небольшой, собранный из кубиков Лего трактор зелёного цвета. Но почему-то сейчас у трактора было только два колеса. Где же ещё два?
"Наверное, выпали из кармана", - подумал Тёма и полез под стол искать пропажу.
Колёса были серого цвета, как асфальт, на который упали, и он долго не мог разглядеть их, а когда нашёл и встал, то увидел, что трактор держит в руках мальчик из его группы.
- Я Костя, - произнёс он и спросил. - Можно поиграть?
- Можно, - согласился Тёма и хотел сказать, что надо вставить в трактор два найденных колеса, но Костя вдруг выбежал из беседки и исчез в сквере, окружавшем детский сад. 
Тёма сел на скамейку и решил ждать нового знакомого.
- Что ты делаешь? - услышал он, рядом с ним стояла Марина. - Пойдём кататься с горки!
Тёма обрадовался предложению девочки и побежал вместе с ней.

Около горки стояли несколько мальчиков, среди них Костя.
- Я хочу разобрать трактор и сделать из него что-нибудь другое, - сказал он, обращаясь к ребятам. - Машина не получится, потому что не хватает двух колёс, а мотоцикл собрать можно.
Тёма, оказавшись рядом и услышав эти слова, возмутился:
- Колёса есть, они упали под стол, и я их нашёл, - Тёма показал два колеса. - Это мой тлактол!
- Тлактол, - передразнил Костя и засмеялся.
- Я его из дома плинёс, - обиделся Тёма.
- Это не твой, а мой трактор! - выкрикнул Костя. - Научись говорить "р", тлактол! А-ха-ха!
- Неплавда! - Тёма хотел отнять свою игрушку, но Костя толкнул его и убежал.
К Тёме подошла Марина.
- Правда твой трактор?
- Да. Я его плинёс из дома, хотел поиглать... - Тёма еле сдерживался, чтобы не заплакать, ему было обидно не столько за отнятую игрушку, сколько за то, что Костя дразнил его.
Марина поняла это.
- У меня тоже долго не получалась буква "р", но я занималась с логопедом и научилась.
Тёма с удивлением посмотрел на девочку, он не ожидал такого признания.
- И я ходил к логопеду, но у меня не получилось.
- Хочешь, научу тебя? - вдруг предложила девочка. - Я помню все упражнения. Сейчас мне нравится ррр-рычать, - она засмеялась. - Давай попробуем?
- Давай, - согласился Тёма.

С этого дня начались занятия Марины с Тёмой.
Вначале он смущался своего произношения, и когда однажды вместо "Марина" сказал "Малина", то потом стал избегать называть девочку по имени. Маленькая учительница была удивительно настойчива и терпелива и, похоже, ей нравилось учить Тёму. Может быть, потому что её мама была учительницей, и желание преподавать перешло к ней по наследству? Может быть, Тёма оказался способным учеником, и его успех вдохновлял её? Или просто она хотела помочь ему?
Так или иначе, но каждый день в детском саду Марина начинала урок произношения буквы "р".
- Сегодня мы выучим стихотворение, - обратилась она к Тёме, - не простое, а...
- Золотое, - пошутил Тёма.
- Да, потому что, если его часто повторять, то научишься рррр-рычать, - улыбнулась Марина. - Повторяй!
И Тёма усердно повторял за девочкой.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап!

- А ещё логопед учил меня "дэкать" - быстро говорить "д". Вот так: д д д д д д д д. Язык ставим за верхними зубами и как будто стучим, - объясняла Марина. - Нужно делать эти упражнения каждый день, тогда буква "р" быстро получится. 
Тёмочка не только ходил к врачу-логопеду, но занимался также с Мариной, уроки которой ему очень нравились. Он старательно выполнял задания маленькой учительницы, повторял их в детском саду и дома, и постепенно стал выговаривать непокорную букву "р", вначале не в каждом слове, а потом всё чаще, яснее, чище и уверенней.
Изменения в речи Тёмы заметили мама и воспитательница, и вместе с детьми они радовались его успехам.

Под новый год на город обрушился снегопад.
Снег падал, укрывая всё вокруг пушистым ковром, город стал белоснежным. Дети лепили снеговиков на улице, а дома наклеивали на окна снежинки, вырезанные из бумаги.
В детском саду, в актовом зале поставили большую, до потолка, ёлку, украшенную сверкающей мишурой, игрушками и разноцветными огнями. На праздник к детям пришли гости - родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры.
Мальчики и девочки водили хоровод вокруг ёлки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, пели песни, танцевали и читали стихи. Песню про Новый год спел Костя, он давно помирился с Тёмой. Марина, в воздушном наряде снежинки, исполнила красивый танец.
А Тёма приготовил к празднику стихотворение и очень волновался, ведь в нём было много буквы "р". Он вышел на середину зала и чуть подождал, будто собираясь с мыслями, потом вздохнул и выразительно, без ошибок прочитал стихи, отчётливо и уверенно произнося когда-то непокорную букву "р".


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию