Праздник для всех

1.

Лет десять назад появился в Старгорде, маленьком городке на большой реке, молодой учитель Анастасий. С той поры каждый год в Сочельник случалось одно и тоже. Учитель в наряде Святого Николаса обходил всех жителей, никого не забывая, и дарил простенькие подарки: красочные открытки, фантики, самодельные хлопушки или сердечки… Детишкам показывал незамысловатые фокусы. Городские башенные часы торопили его.
Нельзя сказать, что люди особо радовались подаркам. Кто-то удивлялся, пожимал плечами, многие проявляли безразличие, а некоторые даже ругались, порицая учителя за глупую наивность. Также говорили, что праздник вроде бы не разрешён, никто не помнит его день и храм давно закрыт.
Учителя это не смущало. В числе прочих он навещал и чопорного бургомистра.
– Зачем мне эти безделушки? Вот если бы принёс бочонок пива…, – возмущался тот громоподобным голосом, словно оповещал весь город.
– Ведь праздник…
– Разве? Ты случайно не перепутал? Мы, что, кого-то победили?
– Да, конечно, – непонятно с кем из мужчин соглашалась его дипломатичная супруга. – Только лучше бы подарили кремовый торт или, нет, бальное платье.
– У меня этого нет. Но, может, кто-то другой? – оправдывался учитель.
– Ищи таких дураков! – смеялись в ответ мэр и его жена. – Скорее башенные часы остановятся, а этого за всю историю Старгорда никогда не случалось!
Анастасий это хорошо знал, поскольку дружил с их смотрителем, а он единственный, кто сочувствовал учителю его в рождественской миссии и изредка помогал готовить подарки.
За бургомистром наступала очередь директора гимназии. Тот с любопытством встречал Святого Николаса, делая вид, что не понимает, кто играет его роль. Подарочки принимал с показным равнодушием. А вот его дочь Мария всегда благодарила гостя нежным «мерси». Директор гимназии, как бы не одобряя этого, качал головой.
В последнюю очередь наш Святой Николас навещал алчного банкира. Тот всегда долго не открывал дверь и учителю приходилось проявлять завидное терпение.
– Зачем ты всё время ходишь, отвлекаешь меня от дел? – возмущался банкир. – Вот если бы вернул все долги жителей города…
– Я просто делаю, что могу.
– Тогда больше не приходи.
– Как же так? Ведь это праздник для всех!
На следующий год он приходил снова и всё повторялось.
Но несмотря на все старания самозванного Святого Николаса, настоящего рождественского праздника не получалось.
В прошлый год, выполнив свои рождественские обязанности, усталый учитель зашёл к другу. Часовщик всё прочитал на его лице и легонько похлопал по плечу.
– Да, мой друг Анастасий, всё не так просто. Когда-то давно люди здесь умели отмечать Рождество, но с того времени столько воды утекло: революции, войны, нашествие чужестранцев… Стоит ли удивляться, что многое забыто. Если бы только Рождество. Сами люди стали другими. Не могут отличить хорошее от плохого, верят лгунам, постоянно воюют с соседями и между собой.
– Ты полагаешь, мне следует отступиться? Все эти годы я старался сделать людей добрее. Они же смеются надо мной… Трудно признавать, что у меня ничего не получилось.
– Долгое время жители города слушали начальников, служили тому, чему они велели. Иногда – самым тёмным силам и страстям. Разучились думать. Может, сейчас им самим пора решать, что следует делать и каким богам поклоняться.
– Вероятно, ты прав, – согласился учитель. – Мне следует оставить это занятие.
– Не переживай, мой друг. Всё, что мог, ты уже сделал.

2.
 
За несколько дней до очередного Рождества по городу поползли слухи.
Первой запротестовала Мария.
– Неужели тебе всё равно что происходит вокруг. Учитель – единственный, кто пытался изменить нашу жизнь к лучшему. Разве ты ему не поможешь? – пеняла она своему отцу.
– Наш король не любит этот праздник. Ему нравятся военные парады.
– Ваш король – глуп и не отличается добродетелью. Поэтому многие вообще считают его самозванцем.
– А как же духовные отцы, что рядом с ним? Они утверждают…
– Ты сейчас о тех, кто в изумрудах? Лучше подумай об учителях. Как хочешь, но в этот Сочельник я сама пойду дарить им подарки…
Вот и бургомистр в ожидании праздника сидел дома и размышлял: как же так? Неужели больше не будет никаких чудачеств и подарков от этого странного учителя? Всё время этим занимался, а тут взял и бросил? Что скажут мои избиратели?
– Ты мог проявить к нему больше внимания, – укоряла его жена.
– Знаешь, как высокоморальный человек у себя в городе я много уделяю внимания праздникам, – прокричал он так, что услышали даже в самых отдалённых домах.
– Ты как хочешь, а я решила поздравить соседей. Связала им праздничные чулочки.
Вот и высокомерный банкир пребывал в раздумьях. Он хоть и возмущался по поводу визитов учителя, но привык, что хотя бы один единственный человек в городе его с чем-то поздравляет. Эти пустяшные хлопушки и самодельные открытки хранил в бюро вместе с самыми дорогими ценностями.
– Неужели не придёт? – сокрушался он.
С наступлением сумерек Старгорд пришёл в движение. И чем ближе становился праздник, тем больше. Мария со своим родителем первыми стали поздравлять друзей и знакомых. Банкир заказал подарки для сиротского дома, а бургомистр отправился навестить инвалидов и одиноких стариков.
Неожиданно нашлось немало людей, кто присоединился к их добрым поступкам.

Эпилог

Анастасий всё же не усидел дома. В последний момент, схватил кулёк конфет и, собираясь на улицу, распахнул дверь.
На пороге его дома стоял банкир и держал в руках маленькое бумажное сердечко.
– Мы уже всех поздравили, – объяснил он. – Остались только вы. Ведь это праздник для всех, правда?


На это произведение написано 6 рецензий      Написать рецензию