Незабываемый случай на заполярной автотрассе

    В январе 1981 года мне,старшему лейтенанту Советской армии,проходящему службу  в далеком военном  гарнизоне поселка Печенга Мурманской области ,командование полка выдало ордер на жилую квартиру в военном городке .
 Наш гарнизон находился в 5  километрах от советско-норвежской границы и в 150 км от столицы Советского Заполярья -Мурманска.
До июня 1980 года моя служба проходила в мурманском мотострелковом полку в должности командира роты.
В мае у нас в семье родился сын,а в июне  я убыл на повышение по службе в приграничный гарнизон начальником штаба мотострелкового батальона.
  К январю,с получением жилья,появилась возможность перевезти свою семью к новому месту службы.
   8 января ,получив в  полку в свое распоряжение  грузовой автомобиль  ЗИЛ-157 (в народном просторечии "Захар Захарович") с водителем ,рядовым солдатиком срочной службы,прибыл в Мурманск для загрузки и перевозки к новому месту проживания домашних вещей (мебель,домашнюю утварь,одежду семьи).
  Отправив в обед жену с детьми пассажирским поездом в Печенгу,сам с водителем выехал по автотрассе г. Мурманск-г.Заполярный.
  Надо подчеркнуть,что в январе в Заполярье полярная ночь,которая длится полгода.
Для непосвященного читателя , в это время года на улице светает (относительно)  около  11 часов дня,а темнеет  уже к 14 часам.При этом солнце на небосводе не появляется .
В Мурманске в тот день было 8-10 градусов мороза.И это неудивительно.Город расположен вдоль незамерзающего зимой залива из-за течения Голфстрим.
А вот по мере удаления от залива  столбик термометра опускается и ниже - 35 градусов.Тогда было около -25 градусов.
  Зима 1981  года  выдалась снежной .Трассу от снега,как правило,чистили автомобили со шнековыми снегоочистителями.Такие машины обычно обслуживают аэродромы.
Специальное навесное оборудование позволяет отбрасывать снежные массы с дороги,создавая вдоль трассы сплошные высокие  отвалы-коридоры (местами до 2-х метров высотой).
  Проехав больше половины пути,мы преодолели мост через реку Западная Лица.
Долина реки,являясь природным препятствием,в годы Великой Отечественной войны стала для фашистов тем последним рубежом,где их остановили своим героизмом советские солдаты.Для фашистов,готовящихся пройти парадным маршем по Мурманску,эта Долина стала Долиной Смерти!Здесь вдоль трассы стоят обелиски погибшим защитникам Советского Заполярья...
Эти мысли были вдруг прерваны образовавшимися клубами пара в кабине!Пар имел специфический запах! Антифриз ,прорвав резиновую трубку от радиатора к двигателю,попал на горячий двигатель,превратился в пар...
Водитель по моей команде остановил машину и заглушил двигатель.
Мой солдатик был напуган и не понимал причины нашей внезапной остановки
Автомобиль в полку был недавно снят с хранения,видимо, при регламентных работах не заменили старые резиновые трубки охлаждающей жидкости,которые не выдержали нагрузки и потекли.
Без охлаждающей жидкости,которая вся вытекла,продолжать движение было невозможно!
Выйдя из автомобиля,осмотрелся вокруг.Мы стояли на обочине автотрассы   в снежном коридоре,образованном двухметровыми сугробами из снега,который убирался с дороги шнековыми снегоочистителями...
Высоко в ночном небе мерцали далекие звезды.Вокруг стояла такая пронзительная тишина,что, казалось, она давила на барабанные перепонки!Мороз заметно крепчал...
Набрав снега в железное ведро и растопив его с помощью бензина,собрали около  двух  литров  воды.
  Это не решило проблемы,так как протечек в в трубопроводе с охлаждающей жидкостью было несколько.Вода быстро через них вытекла.
Работа двигателя без охлаждения была невозможна.
Испуг в глазах моего водителя нарастал и чувствовалось,что он на грани паники.
Понимая,что потеря самообладания -верный путь к гибели от замерзания,дал команду водителю снять с креплений запасное колесо автомобиля.
Затем быстро подожгли его с помощью бензина.
Одеты мы с водителем были примерно одинаково.Армейские бушлаты,ватные штаны,шапки-ушанки.На ногах водителя были кирзовые сапоги,но с собой в кабине возились валенки.У меня на ногах были юфтевые утепленные сапоги (купил у соседа-вертолетчика,уезжавшего служить в Одесский военный округ).
"Раскочегарив" запасное колесо,немного согрелись.
  Оставалось надеется на счастливый случай. Рейсовые автобусы уже сегодня прошли, завтра рейсы  будут только после 6 часов утра.
  На нашу удачу на трассе появился автомобиль Жигули с водителем в форме капитана морской пехоты.Он ехал из Мурманска в поселок Спутник ,где располагалась бригада морской пехоты Северного Флота.
  Попросил его выслать за нами грузовой тягач и позвонить в мою воинскую часть,чтобы успокоить наше  командование и жену,выехавшую раньше пассажирским поездом.
  Капитан отдал нам почти полный термос с горячим чаем и пообещал вызвать за нами подмогу.
Через час согревания у горящего колеса мой солдатик стал похож на африканца.Видимо,мой вид был таким же !
Водителя очень "мучил" вопрос,что будет гореть в костре после колеса-запаски.
В заснеженной тундре надежд на какие-то деревья и кусты совершенно бесполезны.
Реальным следующим кандидатом на сожжение был задний борт нашего грузовика!
К счастью,его разжигать не пришлось!
Через  3 часа грузовой автомобиль  Урал от бригады морской пехоты со Спутника прибыл за нами.
Взяв наш "Захар" на буксир, "морпехи" дотянули нас до родного военного городка.
Мой водитель всю оставшуюся дорогу переживал за сгоревшее запасное колесо...
Успокоив его,что ему за колесо платить не придется,затянули машину в автопарк..
Отправив водителя отдыхать в расположение автороты,к трем часам ночи сам воссоединился с семьей...
Утром,восстановив работоспособность системы охлаждения автомобиля мы с водителем ,подогнали авто к подъезду
жилого пятиэтажного дома и со своими бойцами  быстро разгрузили домашние вещи.
Спустя годы,вспоминая тот рейс, у меня невольно бегут "мурашки" по коже!
А за сгоревшее колесо его стоимость  с меня удержал начальник финансовой службы  полка   с ближайшей офицерской получки!


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию