Дорога жизни - Ладожское озеро
* * *
Ладожское озеро, образованное некогда в результате таяния ледников, много раз меняло свои очертания, пока около 12 тыс. лет назад не приобрело современный вид. По другой версий, озеро возникло в кратере, образовавшемся на месте падения 40 тыс. лет назад метеорита размером в 11 км.
До XIII в. скандинавы называли озеро Альдогой — «Старый водоем» (в сагах 930—1030 гг.), а русские — «озером великим Нево» — скорее всего, по имени реки Невы (в Нестеровой летописи 1110—1118 гг.). Позднее озеро стали называть Ладожским, предположительно, от финского названия «alodejoki», означавшего «река в низкой местности», либо карельского «aalto» — «волна». В русском диалекте есть слово «алодь» — «открытое озеро, обширное водное поле», которое также можно считать возможным источником имени. Одна из версий относит гидроним Ладога к имени славянской богини Лады.
По утверждению ряда историков, именно в северной части Ладожского озера происходили события, рассказанные в карельском эпосе «Калевала». В IX—XIII вв. через Ладожское озеро из Скандинавии в Византию проходил водный путь «Из варяг в греки». Новгородскими форпостами, крепостями, сдерживавшими экспансию шведов, стали русские города, основанные на реке Волхов — Ладога (VIII в.), на северо-западном берегу озера — Корела (XII в.), у истоков Невы — крепость Орешек, позднее Шлиссельбург (1323). Новгородцы с 1136 г. по 1478 г. имели на Ладоге не только торговый, но и свой военный флот.
По преданию, Св. Апостол Андрей Первозванный завершил свой путь в северные земли на Валааме — главном острове одноименного архипелага в северной части Ладожского озера. Там он воздвиг каменный крест, рядом с которым в к. XI — н. XII в. свв. монахами Сергием и Германом был основан знаменитый Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Житийная литература утверждает, что монастырь был основан в самом начале XV в., но вскоре его разрушили шведы. Восстановлен был Валаамский монастырь по указу Петра I в 1715 г., и с этого времени он стал местом паломничества верующих. В числе паломников были и великие русские художники-пейзажисты — И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, Н.К. Рерих. Каждый из них оставил потомкам живописные образы Валаама и Ладожского озера.
Места эти не раз становились ареной военных сражений между русскими и шведами. Борьба шла с переменным успехом, пока в Северной войне (1700—1721 гг.) окончательную победу не одержала Россия, и по Ништадтскому мирному договору 1721 г. побережье Ладожского озера стало полностью российским. Чтобы сделать судоходство на Ладоге более доступным, здесь в 1719—1731 гг. был сооружен 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединявший реки Волхов и Неву — Староладожский (Петровский) канал, по тем временам крупнейшее гидротехническое сооружение Европы. Канал был спроектирован и построен сподвижником императора Петра I, инженером-гидротехником графом Х.А. Минихом. В 1861—1866 гг. параллельно этому обмелевшему каналу был проложен 169-километровый Новоладожский канал.
После Великой Октябрьской революции 1917 г. Ладожское озеро оказалось разделенным между СССР и Финляндией. Русскоязычное население на финской стороне подверглось дерусификации, причем проводили ее силами эстонских националистов. Особо жестоким преследованиям поверглись русские монахи Валаамского монастыря. В конце концов, монастырь был раозрен, а святыни и сокровища его похищены финской стороной. Переговоры об их возвращении ведутся по сей день. Во время советско-финской войны (1939—1940) на озере сформировали Ладожскую флотилию, которая действовала до 1944 г.
Когда началась Великая Отечественная война, большая часть побережья озера оказалась под фашистами. С сентября 1941 г. по март 1943 г. блокадный Ленинград связывала с Большой землей лишь «Дорога жизни», проходившая по озеру в его юго-западной части. По ней суда, а зимой автомобили-«полуторки» доставляли грузы (одежду, продукты, уголь, боеприпасы) в город и эвакуировали из него жителей. Специальный отряд противовоздушной обороны прикрывал караваны от налетов немецкой авиации, но всё равно тысяча грузовиков погибла под бомбежками. В память о подвиге советских людей на Дороге жизни установлено 7 монументов, 112 памятных столбов по шоссе и железной дороге.
Немало тайн хранит дно древней Лапоги. Археологи и дайверы ищут и находят там артефакты времен викингов и затонувшие в годы Второй мировой войны корабли и самолеты. Парапсихологи утверждают, что в водоеме водятся злобные водяные духи, а уфологи — что там расположена подводная база НЛО — ее осенью 1941 г. якобы искала тайная экспедиция Третьего Рейха, бесследно сгинувшая в водах озера. Кладоискатели уверены, что на дне хранятся несметные сокровища волхвов. Многие из них в разные годы в поисках богатства погружались в пучину вод и не вернулись.
Сохранилось много свидетельств о жутком гуле на Ладоге, который сопровождают «кипение воды» при полном штиле и внезапно появляющийся туман. Звуки, напоминающие удар колокола или молота о наковальню, продолжительностью от минуты до часа, идут из глубины озера где-то между островами Валаам и Коневец. Впервые их описал А. Дюма-отец, путешествовавший по России — «В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле». Эти ничем не объяснимые аномальные звуки получили название баррантиды. Сейсмологи до сих пор не установили причину происхождения звуков. Предполагают, что они сродни аномалиям Бермудского треугольника и связаны с изменением давления огромной толщи воды на подводную земную кору. Есть так же версия о подводном вулкане, продолжающем выделять пары и горячую воду.
Не меньше вопросов оставляет неведомый науке монстр, якобы обитающий в озерных глубинах. Об этом чудовище издавна ходило немало слухов, но печатное сообщение о нем появилось впервые только в 1973 г. С тех пор многие свидетели в один голос утверждали, что видели это огромное темно-серое животное с крупной головой на гибкой шее и «свирепыми глазами».
27 февраля 2010 г. оторвавшаяся у берега озера льдина унесла 1000 рыбаков. Когда МЧС спасло людей, они рассказали, что до спасателей к льдине подходил старый мотобот с номером «666», который захватил четырех самых расторопных рыбаков и скрылся из глаз. Дальнейшие попытки спасателей найти «спасенных» и мотобот не увенчались успехом. Это происшествие тут же связали с легендой о шведском капитане Юхане Сигварде, который на своем мотоботе якобы уже 70 лет бороздит озеро. В 1937 г. он поселился в Кякисалми (ныне Приозерск). У жителей Сигварде вызывал неприязнь своим внешним видом и богохульством. Капитан приобрел мотобот «Господня благодать», изменил название на «666» и стал ночами уходить в озеро. Однажды после шторма бот с капитаном исчез. 18 лет о нем не было ни слуху ни духу. Летом 1955 г. старшина балтийского флота Семен Шкруднев на моторной лодке налетел на топляк, и ночь провел на острове, к которому под утро причалил мотобот. Спасенный старшина подошел к рубке и спросил капитана, куда направляется судно. Капитан глухо произнес: «В ад». При этом стало видно, что под плащом находится не живой человек, а скелет. Старшина прыгнул в воду. На счастье его заметил проходивший мимо баркас. Этот случай был не единственный. В 1982 г. некий мотобот увез из пионерского лагеря «Ладожский» трех пионеров, которых так и не нашли. За последнюю четверть века этот таинственный мотобот без команды встречался судам не раз. Среди моряков он получил название «обструхай» и «три шестерки».
Уникальна природа Ладожского озера. Вода здесь прозрачная, с небольшим количеством растворенных в ней минеральных веществ. Дно покрывают илистые отложения преимущественно органического происхождения, в южных мелководных районах дно выстлано песком и камнями. Первозданные скалы да сосновые дебри покрывают мало обжитые людьми берега. В озере водятся около 60 видов рыб, в т.ч. таймень, морской осетр, сазан, судак, корюшка и др.
Свидетельство о публикации №221092300950