Мелочи. Заботы и свобода

Никогда Валентина Ивановна не объясняла дочери Лизе, как нужно вести себя с разными людьми. Не говорила, что их нужно опасаться или, наоборот, быть доверчивой и открытой. Воспитание проходило незаметно, словно его и не было.
- Павлу нужно помочь, - говорила Валентина Ивановна. – Семье трудно, ему будет профессия нужна, чем быстрее, тем лучше. На второй год оставят, значит, и работать начнет на год позже.
- А я здесь причем? – спрашивала Лиза.
- При всем, - следовал короткий ответ.
На эту тему больше разговор не велся, мать Лизы, открывала журнал, и теперь ее трудно было отвлечь на какой-либо разговор.
На следующий же день, долговязый Паша, после школы тащился из школы за Лизой к ней в дом. И так пять дней в неделю.
- Ничего ему невозможно втолковать, - жаловалась Лиза матери. – Он ничего не знает и по прошлому году, как его перевели в восьмой класс.
- Посочувствовали. А твое где сочувствие?
- Дело не в сочувствии. Невозможно все и за все годы учебы рассказать, - отвечала Лиза.
- Значит, сама еще не очень хорошо знаешь математику, если не можешь объяснить.
- Да уже все в учебнике наизусть знаю, - отвечала Лиза. – Словно страница за страницей стоят перед глазами.
- Перед твоими глазами, а не перед глазами Павла, - резонно ответила Валентина Ивановна.
Казалось, что точка в разговоре поставлена. Но у Лизы еще было, что сказать. Хотя об учебе дочери Валентина Ивановна никогда не расспрашивала и дневник никогда не проверяла, но одноклассников дочери хорошо знала, они паслись в их доме постоянно, словно и не дом это был, а дом культуры. Журналы и книги на столах и подоконниках.
- Представляешь, Павла ко мне за парту посадили, - удивленно сообщила Лиза. – Теперь он за мной таскается и во время перемен.
- Это я попросила, - ответила Валентина Ивановна, вставая с кресла качалки, бросив на сиденье толстую книгу.
- Так я теперь в рабстве. Никакой свободы ни в школе, ни дома, - сокрушалась Лиза.
- Ты не понимаешь, что сейчас ты свободна как никогда. Ты делаешь нужное дело для другого человека. Вот посмотришь, как тебе будет хорошо, когда у него все получится.
- Сомневаюсь про свободу, - печально произнесла Лиза.
- Ты просто об этом не думай. Пусть это будет частью твоего дня. Обязательной частью, незаметной.
Через некоторое время Лиза перестала думать о том, что Павел рядом. Словно это было обычным делом. Через некоторое время Павел перестал к ним заходить, но все было спокойно и не заметно. Потом и в классе пересел на свое время. Лиза это замечала, но, ни о чем Павла не расспрашивала. Правда, стал плестись за Лизой Алексей, которому и перешло свободное время Лизы от Павла.
- Поступил Павел в техникум, молодец, - как-то сказала Валентина Ивановна дочери.
Лиза выслушала спокойно это сообщение. Павел был далеко в его собственной жизни, а она была свободна заниматься тем, чем ей хотелось.


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию