Встретимся на Эльбе в Дрезденской галерее

Эльба — судоходная река в Центральной Европе. Берет начало в горном массиве Крконоше Судет на высоте 1386 м. Образовав в верховье 70-метровый Эльбский водопад, река течет на северо-запад до устья длиной 110 км и впадает в Северное море. Морской прилив идет вверх по реке на 160 км, доводя глубину реки до 16 м. Длина Эльбы 1154 км, ширина в устье 300—500 м, средний расход воды в нижнем течении 711 куб. м/с, бассейн 148,3 тыс. кв. км. Крупнейшие притоки: Йизера. Огрже, Влтава и Орлице (Чехия); Шварце-Эльстер, Зале, Хафел, Эльде и Мюльде (Германия). Система средневековых и новых каналов соединяет Эльбу с Балтийским морем и реками Рейном, Везером, Одрой, Роной, Марной. В верхнем течении Эльбы, а также на притоках Влтаве и Заале сооружены плотины. Протекает по территории Чехии (358,3 км) и Германии (795,7 км). На Эльбе много городов, самые крупные: Градец-Кралове, Пардубице (Чехия) и Дрезден, Магдебург, Гамбург (Германия). Население бассейна (24,5 млн. человек) трудится во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, также занимается рыболовством и услугами в сфере речного судоходства и туризма.

* * *

Чехи называют свой отрезок реки Лабой, немцы Эльбой. На картах встречаются оба названия. Страбон и Тацит упоминали реку как Albis; раннесредневековые географы как Alba, Albia. В «Чешской хронике» Козьмы Пражского (1125) река впервые названа Labe. Считают, что это результат трансформации германского слова «Alba» в славянское «Olba» и чешское «Laba», «Labe». Гидроним произошел от индоевропейской основы *albh- — «белый, светлый, чистый».

Эльба не раз оказывалась в эпицентре локальных, европейских и мировых войн. Князья, короли, епископы без устали делили между собой власть, землю, подданных и паству. При этом границей часто оказывалась Эльба. Она же всегда оставалась важнейшим торговым и транспортным путем Центральной Европы. Нет смысла перечислять все войны, прокатившиеся над берегами Эльбы. Достаточно сказать, что Версальский мирный договор 1919 г., официально завершивший Первую мировую войну (1914—1918), отдельными статьями (№ 363, 364) определил порядок навигации по Эльбе подобно дунайским конвенциям. С того времени все споры по навигации на немецкой части реки должна была решать Международная комиссия Эльбы со штаб-квартирой в Дрездене.

В конце Второй мировой войны (1939—1945) военно-воздушные силы Великобритании и США ожесточенно бомбили немецкие города, которые в ближайшие недели и месяцы должны были занять советские войска. Под предлогом расчистки пути частям Красной Армии, союзники демонстрировали СССР свою военную мощь. В Дрездене не было крупной группировки войск вермахта, тем не менее, британская и американская авиация (1400 бомбардировщиков) за три февральских дня 1945 г. полностью разрушила город. Была уничтожена половина зданий, погибло 135 тыс. человек. (По разным данным, от 25 до 500 тыс.). От музея-дворца Цвингер, в котором до войны находились бесценные картины дрезденской Галереи старых мастеров, остались одни стены. Благо фашисты загодя спрятали картины в старых каменоломнях. По приказу командующего 1-го Украинского фронта маршала И.С. Конева были организованы поисковые группы во главе с офицерами В.П. Перевозчиковым, Л.Н. Рабиновичем (Волынским) и др. Найденные картины, часть которых серьезно пострадала от влаги и механических воздействий, были отправлены на реставрацию в Советский Союз. В 1955 и 1958 гг. отреставрированные полотна Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Риберы, Боттичелли, Дюрера, Кранаха Старшего, Лукаса Кранаха Младшего, Гольбейна Младшего, Тициана, Корреджо, Джорджоне и др. мастеров были безвозмездно возвращены Дрезденской картинной галерее.

Во Второй мировой войне Эльба пострадала не меньше, чем русские реки Дон и Нева. Но ей повезло: на реке произошла историческая встреча воинских частей главных участников антигитлеровской коалиции — СССР и США. Эта встреча расколола вооруженные силы нацистской Германии надвое и ускорила конец вермахта. На разрушенном мосту через Эльбу у города Торгау встретились солдаты лейтенанта Красной Армии А.С. Сильвашко и американский патруль лейтенанта армии США У. Робертсона. Весь мир облетела фотография лейтенантов, пожимавших друг другу руки под заголовком «Восток встречается с Западом», «Встреча на Эльбе» (в 1949 г. в СССР вышел одноименный художественный фильм, посвященный этому событию). Увы, мост через Эльбу оказался не только разрушенным, но и разводным в историческом смысле — через несколько месяцев союзники стали противниками. Впрочем, встреча повторилась в мае 1975 г., когда на мосту над Эльбой встретились и пожали друг другу руки космонавты с советского космического корабля «Союз» и их американские коллеги с корабля «Аполлон».

Самый крупный и уникальный город на Эльбе — Гамбург, морской порт, отстоящий от моря на 110 км. По Эльбе к нему поднимаются не только морские суда, но даже киты. В Средние века Гамбург был важнейшим, если не главным центром Ганзейского союза, а сегодня Гамбургский порт называют «Воротами Германии к миру». Эти «ворота» включают больше 300 причалов, занимающих 10 % городской площади. Грузооборот порта составляет 130 млн т ежегодно. Там находится крупнейший в мире район портовых складов, построенный в конце XIX в. на деревянных сваях, вбитых в мель на Эльбе. Улицами служат речные каналы.

Эльба — замерзающая зимой река. В том же конце XIX в. гамбуржцы построили флотилию из 10 уникальных речных ледоколов на паровой тяге длиной до 30 м, успешно боровшихся с речным льдом. В Гамбурге имеется построенный в 1911 г. уникальный подводный автомобильно-пешеходный тоннель под Эльбой. Он признан символом инженерно-строительного искусства Германии.

Другим символом страны, связанным с рекой, но уже не подводным, а «воздушно-водным» стал Магдебургский мост — водный канал, над Эльбой, соединяющий Среднегерманский канал с каналом Эльба-Хафель. Единственный в мире мост-акведук, построенный в 1997—2003 гг., называют «рекой над рекой». По мосту длиной 690 м, из которых 228 м располагаются над водой, идут баржи, суда и пешеходы. Глубина канала 4,25 м, ширина 34 м. Ежегодно по мосту переправляется более 1300 т. грузов.

Эльба всегда славилась своей природной красотой. Но, как и все реки Европы, во второй половине XX столетия она оказалась перед лицом экологической кататсрофы. На данный момент за чистоту реки борется  Международная комиссия по защите Эльбы. Был предпринят ряд мер экологического и даже политического характера, позволивших спасти уникальную флору и фауну реки. Свидетельством тому служит сохранение эльбского осетра. Заходят в реку многие виды морских рыб, чтобы отложить в ее заводях икру. В Эльбу изредка заплывают киты, подлнимаются они по реке не далее Гамбурга (110 км).


На это произведение написано 5 рецензий      Написать рецензию