Жизнь в стиле ар-деко. Роман Тыртов-Эрте

      Одним из ярких представителей стиля Ар-Деко (Art Deco), полного роскоши и шика, является Эрте – художник, график, автор театральных костюмов и скульптор, иллюстратор, сценограф, модельер, скульптор русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.
      Эрте – это псевдоним. Настоящее имя художника Роман Петрович Тыртов. Родился он в Санкт-Петербурге в семье генерал-лейтенанта флота, начальника Морского инженерного училища Петра Ивановича Тыртова. Род Тыртовых происходил от татарского хана Тырта. Мать – Наталия Михайловна Николенко была из казачьего рода. Именно мать стала для Романа первой моделью. С пяти лет он создавал для неё одежду при помощи семейной портнихи. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию военных, но с раннего возраста Роман проявлял интерес к театру, живописи, графике и дизайну одежды. Когда же мальчик окончательно выбрал живопись, мать представила его Илье Репину, который, в свою очередь, порекомендовал Тыртову в учителя своего ученика. Он брал частные уроки у художника Дмитрия Лосевского, занимался классическими танцами у балерины Марии Мариусовны Петипа. В 1900 году, ещё мальчиком, он побывал на Всемирной выставке в Париже, после чего мечтал жить в этом городе.
      В 1912 году по окончании гимназии Роман Тыртов уехал в Париж, не рассчитывая на финансовую поддержку родителей, недовольных решением сына. В Париже Роман никого не знал. Первое время работал специальным корреспондентом для журнала «Дамский мир», писал заметки и делал зарисовки. Устроился на работу рисовальщиком в доме мод «Каролин», откуда его через месяц с позором уволили. Возвращая эскизы, владелица заведения дала ему совет поскорее оставить затею стать художником. Собрав возвращённые рисунки Тыртов отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет – Полю Пуаре и получил работу в его Доме моды. Он создавал эскизы платьев, пальто, головных уборов и аксессуаров. Тогда же и взял себе псевдоним Эрте – по первым буквам своего имени и фамилии.
      Молодой художник помогал также Пуаре и в работе над спектаклями. Современники высоко оценили его декорации и костюмы к постановке по пьесе Жана Ришпена «Минарет». Среди актрис, занятых в спектакле, была экстравагантная танцовщица Мата Хари, костюмы для которой проектировал Эрте. В 1914 году Эрте попытался создать свой дом моды, но Пуаре подал на него в суд и выиграл процесс.    
      В 1915 году в 22 года художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar». На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой Эрте. В журнале он писал заметки о моде, вёл светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Всего в общей сложности Эрте создал для журнала 2500 эскизов и более 240 обложек, которые стали настоящим феноменом искусства Ар-деко. Помимо этого Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. 
      Вслед за журналами к Эрте обратились владельцы крупнейших нью-йоркских торговых фирм Генри Бендель и Б. Альтман и Компания с предложением о создании модных коллекций. В течение трёх лет он создавал по две коллекции ежегодно, все дальше отходя от стилистики Пуаре: он придумал асимметричное декольте; его спортивного покроя мужские и женские костюмы обрели ту общность, которую позже назовут унисекс; в мужских костюмах он первым начал применять ткани, бывшие достоянием только женского гардероба, например, бархат. Его чувство моды было уникальным.
      В 1922 году в Монте-Карло, Эрте познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому художнику сотрудничать. Он оформил несколько танцевальных номеров для труппы великой балерины Анны Павловой, спектакли балетной труппы Монте-Карло. Не раз делал сценографию для мюзик-холла «Фоли-Берже» и его главной звезды – знаменитой экзотической танцовщицы Жозефины Бейкер, прославившейся своим нарядом из одной связки бананов.
      Когда в 1923 году Эрте при помощи благотворительных организаций выписал из России своих родителей, его отец признался: «Ты был прав, отправившись в Париж!».
      Но настоящая мировая слава пришла к Эрте, когда он в 1925 году отправился в Голливуд для создания костюмов и сценографии для двух фильмов студии «Метро-Голдвин-Майер». Здесь Эрте работал для первых звёзд студии, лучших актрис немого кино. Он делал декорации и костюмы для  известных фильмов тех дней. Именно Эрте создал тот самый феерический стиль Голливуда 1920-1930-х годов, который сейчас называют «золотым веком» фабрики грёз.  В 1925 году в Нью-Йорке прошла выставка его работ, созданных в Америке. В следующем году он представил эти работы в Париже, в галерее Шарпантье, и тогда впервые его произведения непосредственно с выставки были куплены для государственных коллекций.
      В 1930-е годы художник занимался дизайном предметов промышленного искусства: проектировал мебель, светильники и другие предметы интерьера в рамках сотрудничества с журналом Art et Industrie.
      Во время Второй мировой войны, во время которой Эрте жил в Париже, он создавал декорации и костюмы для театров Лондона и Парижа. Сотрудничество с театрами у художника продолжалось и позднее, в 1950-1960-х годах (La Plume de Ma Tante в Лондоне, спектакли и шоу в Нью-Йорке и др.). Американские журналисты называли его королём мюзик-холлов за большое количество фантастических костюмов и декораций для бродвейских постановок.
      После Второй мировой войны интерес к "ар-деко" стал постепенно угасать. Подобное искусство казалось вульгарным пережитком прошлого. Эрте ещё продолжал время от времени оформлять театральные постановки, но заказов от журналов и торговых домов больше не поступало.
      Перелом случился в середине 1960-х годов вместе с появлением нового интереса к искусству "ар-деко". В 1967 году Эрте оформил спектакль в стиле ар-деко для Всемирной выставки Экспо в Монреале. В 1970 году он начал сотрудничество со звездой парижской сцены Зизи Жанмер и балетмейстером Роланом Пети, с которыми создал несколько постановок.
      Большой успех в эти годы имели его тиражируемые печатные работы, литографии и шелкографии. Помимо новых произведений Эрте воспроизводил композиции прошлых лет. Среди работ, созданных в это время, особенно выделялась серия «Алфавит», где в роли букв выступали женские фигуры. Рисунки из этой серии были очень популярны, их печатали во всём мире на футболках, полотенцах и тарелках. Ежегодно Эрте от продажи своих произведений получал около 100 млн. долларов.
      Увлёкшись скульптурой, гений «арт-декора» Эрте начал создавать металлические статуэтки с добавлением дерева и стекла, раскрашивая их красками. Затем переключился на создание бронзовых статуэток, названных впоследствии «куколки». Бронзовая поверхность скульптур подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной, позолотой и серебром, превращаясь в обольстительные силуэты амазонок, одалисок, изящных нимф и курильщиц опия. Для каждой скульптуры художник разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в полномасштабную театральную постановку. После выставки работ Эрте «Театр в бронзе» в нью-йоркской галерее музей Метрополитен выкупил 170 его произведений.
Художник также продолжал создавать костюмы и декорации для различных шоу, создавал рисунки для декораций к фильмам: «Бен-Гур: история Христа», «Dance Madness», «The Mystic».
      В 1970 году вышла в свет первая монография о художнике. Его 80-летие в 1972 году отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Журнал Vogue посвятил его юбилею специальный номер. Би-би-си сняло о нём программу, основой которой стало интервью с художником. В 1979 году Смитсоновский институт сформировал выставку произведений Эрте, которая три года демонстрировалась в США, Канаде и Мексике.
      В 1976 году Эрте был награждён французским Орденом искусств и литературы.
      Поразительную творческую работоспособность Эрте сохранил до конца своей долгой жизни. В последние годы жизни оформлял особняки и виллы в Париже. Незадолго до смерти создал семь вариантов дизайна для бутылок коньяка Курвуазье, вышедших ограниченным выпуском, в которых продемонстрировал процесс дистилляции и созревания напитка.
      В 1989 году он оформил спектакль – бродвейский мюзикл «Звёздная пыль». Последнюю свою постановку "Пасхальное шоу для Радио-Сити" в Нью-Йорке, Эрте увидеть не успел. Он ушёл из жизни в апреле 1990 года в возрасте 98 лет.   Пригласительные билеты на свои похороны и эскиз для собственного гроба, художник заблаговременно оформил сам.
      В настоящее время работы Эрте находятся в десятках государственных и частных собраний Америки и Европы. Сам Эрте считал, что сделал за свою жизнь около 17 тысяч рисунков и небольшое количество гравюр и скульптур. Постоянного музея Эрте не существует, есть собрание костюмов, сделанных по его эскизам в Чикагском оперном театре, подобные костюмы находятся и в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже. Распорядителем творческого наследия Эрте является Майк Эсторик, давний друг художника.
      В 2016 году в Петербурге в Эрмитаже была проведена первая российская выставка Эрте, на которой было выставлено 136 экспонатов из коллекции Майка Эсторика. Он подарил Эрмитажу 12 работ художника – 7 рисунков, 3 гравюры и 2 скульптуры.


На это произведение написаны 4 рецензии      Написать рецензию