Тонлесап — сердце Камбоджи

Тонлесап — крупнейшее пресное озеро Индокитая. Находится на территории Камбоджи. Озеро питают много рек. Из вытекающих самая большая 112-километровый Топлесан — приток Меконга. В сезон дождей уровень воды в Меконге поднимается, разворачивает Топлесан вспять и гонит его воды в озеро, увеличивая площадь водоема с 2,7 тыс. кв. км до 16 тыс., а глубину с 1 м до 9. В этот короткий период «рыба сходит с ума и массово бросается в сети рыбаков». Когда в ноябрьское полнолуние Меконг возвращается на «пути своя», в столице Камбоджи Пномпене проходит «Фестиваль изменяющегося течения». Каналы, отводящие из озера воду, питают рисовые поля. Вода в нем желтая и мутная. Водоем является пристанищем многочисленных плавучих деревень, в которых живет ок. 2 млн «озерных людей» (60 % нелегалы-вьетнамцы и 40 % кхмеры).
 
На кхмерском языке Тонлесап означает «большое пресное озеро». В Юго-Восточной Азии его называют еще «Камбоджийским внутренним морем».

Значительным эпизодом истории Камбоджи стало правление великого короля-буддиста Джаявармана VII. Властитель родился на берегах Тонлесапа в 1125 г. в Ангкоре, столице Кхмерской империи, в королевской семье. Свою власть монарх употребил во благо, провозгласив: «Я бы хотел поднять с помощью добродетели всех существ, погруженных в океан существования». Джаявармана VII поставил себе цель — облегчить жизнь своего народа. Он построил 102 больницы, дал им врачей и бесплатно кормил больных. Король-бог по всей империи развернул строительство дорог, возвел несколько храмов, в т.ч. грандиозный «храм-гору» в Байоне и в честь своей матери храм Та Прохм («Око Брахмы»). И т.д. Правда, сразу же после смерти Джаявармана VII большинство построенных им храмов было разрушено, больницы закрыты, жившие при них обездоленные разогнаны, а империя стала разваливаться. У великого короля не нашлось достойного преемника.

Из других исторических событий, связанных с Тонлесапом, стоит упомянуть «морское сражение» 1178 г., о котором свидетельствуют барельефы в храме Байон. На барельефах армия кхмеров под командованием будущего короля Джаявармана VII атакует войско вторгшихся в Камбоджу чамов в битве на озере Тонлесап. Кхмеры-лучники сидят на боевых слонах и разят врага с высоты, а слонов защищает кхмерская пехота. Разгромив чанов, Джавяварман на долгое время обеспечил империи мир.

Вблизи Тонлесап возведен индуистский храм Ангкор-Ват, посвященный богу Вишну. Это одно из самых больших культовых сооружений в мире. Храмовый комплекс — символ национальной гордости, изображается на флаге Камбоджи. Храм построен в XII в. Он состоит из трёх концентрических прямоугольных строений. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса; высота центральной башни достигает 65 м. В XV в. Ангкор был заброшен. Открыли его европейцы в 1560 г. В составе градостроительного комплекса Ангкор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В легенде о Прах Писнокаре, некогда жившем на берегах озера Тонлесап и поражавшем всех своими талантами, познаниями и бесстрашием, говорится, что молодой человек еще был и искусным ремесленником. Ремеслам его обучили сами боги. Якобы именно Прах Писнокар построил Анкор и защищал его с помощью небесного меча, делавшего молодого человека невидимым. Меч Писнокара светился, менял свою длину, мог убивать на расстоянии и разрубать камни. Есть версия, что это был световой или плазменный меч. Когда меч стал терять свои волшебные свойства, Прах Писнокар выбросил его в Тонлесап, чтобы им не воспользовались враги. А возле озера с тех пор поселились люди, которые охраняют озеро. (https://www.rutraveller.ru/).

Местные жители убеждены, что в озере обитает ужасный водный змей. Этот мифический звероящер, или дракон, очень опасен. Он реален точно так же, как и солнце на небе. Согласно древней кхмерской легенде, Свет и Тьма олицетворяют силы добра и зла соответственно. Между ними постоянно идет борьба. В сражении бог Индра перебил молниями множество демонов. Выжившие падали на землю, обратились в рептилий и скрылись в недоступных местах, в том числе и в озере Тонлесап. Демоны и сегодня там прячутся, покидая водоем лишь после захода солнца.

Из-за постоянных изменений размеров озера и береговой линии возникли плавучие деревни. Их стало особенно много в годы Вьетнамской войны (1964—1975). В половодье «озерные люди» питаются рыбой и моллюсками, а когда вода сходит, спешно выращивают рис. Пока родители занимаются рисом, ребята бегают по освободившемуся от воды влажному грунту и орут во всю мочь. От крика и шлепанья просыпается впавшая в спячку рыба и сама идет в руки малолетних рыбаков.

Плавучие деревни строятся на понтонах — скоплении плотов, лодок, бочек. На них возводят жилища и разбивают «приусадебные участки», где выращивают овощи и содержат скот. Больницы, школы, церкви, базары, харчевни, полицейские участки, автозаправки (!), рестораны для туристов тоже плавучие. Есть даже на показ плавучая крокодиловая ферма. «Береговые люди» живут по обочинам дорог в домиках на сваях, построенных из бамбуковых палочек и крытых пальмовыми листьями. Главный недостаток плавучих деревень — необычайный смрад, который исходит как от самих жилищ, так и от их обитателей.

В 1997 г. Тонлесап был объявлен биосферным заповедником ЮНЕСКО. В озере обитают 149 видов рыб, включая гигантского сома Меконга. «Больше всего ценится крупная рыбина, с головой, как у сома, но без усов, называется пра. Она подает какие-то звуки, вроде как хрюкает». На берегах гнездятся сотни видов птиц, из которых 17 находятся под угрозой исчезновения во всем мире.

Из-за изменений климата, бесконтрольного вылова рыбы, обезлесения, стоков с полей и промышленных предприятий горнодобывающей промышленности будущее Тонлесапа вызывает у экологов серьезные опасения.


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию