Переезд

Однажды, лет пять до нашего переезда в Германию, когда мы ещё даже не собирались туда выезжать, мне приснился интересный сон: белая, покрытая свежим искрящимся на солнце снегом степь и вдалеке вереницей идут друг за другом маленькие силуэты. Вид издалека, как будто с высокой горы смотришь или с неба.
Это идёт наша семья, но лиц не разглядеть, кто есть кто. Только вижу бабушку и маму, каким-то зрением или чувством. В руках у них – кастрюли. Их начищенные бока блестят на солнце, отбрасывая блики. Поле – большое, широкое. Обозначающее даль. Тогда я забыла этот сон и вспомнила его лишь потом, и тогда только поняла, что он показал наш переезд в будущем.

Это было в январе 2000 года. Нам неожиданно быстро выслали «вызов» - так называется официальное приглашение немецкого ведомства, дающее «зелёный свет» на переезд, если говорить другими словами. Прошло всего шесть месяцев после сдачи языкового теста, который проходил в Павлодаре.
Никто не рассчитывал на такое быстрое решение, так как обычно его ждали тогда в среднем по 4 или 5 лет. Представьте же наше изумление, когда мы узнали, что нам разрешён выезд в Германию. Мама с папой были не готовы к этому, да и никто из нас. Предстояли хлопоты. Надо было оформлять документы, продавать дом, всё имущество, домашних животных, скотину во дворе…
Готова ли была душа расстаться со всем этим? Казалось, ещё есть время и этот момент не так уж и близко. Но всё вышло по-другому. Готовиться к отъезду надо было уже сейчас. Приближался день отъезда. Билеты на самолёт куплены на 14 января, рейс Астана-Ганновер, авиалиния Эйр- Астана.
Наступили проводы. Проводы –это праздник прощания, он грустный, когда ты провожаешь другого навсегда. Ты не знаешь, когда доведётся тебе с ним встретиться. Да, когда-нибудь, возможно. Но ещё не факт. Вы любите проводы? Я – нет. Не люблю расставаться. Не люблю навсегда провожать. Как было бы здорово, если бы жили все вместе. Все – вместе. Все – рядом. Ну, или хотя бы не так далеко друг от друга. Чтобы можно было всегда приехать в гости.
Проводы перед переездом в другую страну на ПМЖ – это всегда тревожная суета.
Твой дом – ты в нём, но он уже не твой. Упакованы сумки, собраны вещи. Что с собой брать? Что оставить? Семейный альбом – не оставляйте в чужом уже доме. Заберите его с собой. В нём – бесценная память о прошлом. Не оставляйте семейный альбом. Не оставляйте книги. Заберите хотя бы родные с полки - с собой. Книги – они ведь тоже как люди. А мы с собою брали мясорубки. Потому что говорили, что там таких нет. Не слушайте никого – не берите с собою кастрюли. Им найдётся всегда замена. А вот память на чёрно-белых снимках - бесценна…
Проводы. Гости. Соседи, родные, друзья. Угощения, вкусная еда, выпивка на столах. Эх, гуляй, душа. Да не радостно что-то ей. Проводы. Ночь за окном. Завтра рано вставать, и свой дом навсегда покидать. Навсегда! Знаешь ли ты это чувство, когда ты теряешь свой дом?
Если тебе приходилось терять свой отчий дом – ты знаешь, что с того момента, когда на заре ты переступаешь его порог, отправляясь в дальний путь, ты становишься бездомным. Ты теряешь часть себя, оставляя душу там, где ты любил, страдал, встречал свою первую любовь. Там, где ты выглядывала днём в окно, в надежде увидеть любимого. Там, где ты сидел на лавочке перед домом, обнимая любимую. Где оставил ты часть своей души? Дома, где ты родился, и вырос, и жил. Дома, где тебя ждала мама, накрывая стол. Где он сейчас, твой дом? Жив ли он? Нет, он теперь для тебя не тот. Он уже не тот. Там другие живут. Там другая жизнь. Ты лишь в сердце его хранишь. Он лишь в сердце твоём ещё жив…
Проводы на вокзале. Посадка на автобус в Астану. Большой, высокий автобус для дальних рейсов. Зелёные в клеточку шторки на окнах. Слёзы прощания. Рыдания. Неизвестность. Тревога не добраться до места, опоздать на самолёт. Страх. Ожидание.
А сейчас – автобус. У водителя все эти четыре или пять часов езды играла кассета Марины Журавлёвой и концерт старые песни о главном.
В редких городах, затерянных среди степи без железной дороги, где земля была оранжевой от глины, в автобус заходили мальчишки, совсем ещё малые, лет 8-9 и продавали что-то пассажирам. Уже не помню, что они предлагали. Одна женщина за что-то отругала бедного пацана. За что? Ей не понравился товар. Она была к нему строга. Зачем же так. Помню только чувство сострадания к нему. Грусть.
А у водителя играет музыка без перерыва. Песня за песней. Одна за другой, одна кассета по кругу. Какие были там песни? Про берёзу помню одну - но не помню уже и мелодию. Созвучна она была мне в тот момент в той дороге. Как будто вместе со мною грустила и пела о потерянном Доме.


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию