Если ты жил в СССР. Купить автомобиль

 Продолжение
                    Выплатив долг, остальную сумму от продажи Запорожца я положил на книжку с дальним прицелом на покупку более приличного автомобиля. Да и машина мне была практически не нужна: пользовался служебной Газ 2410 с водителем. При необходимости мог и сам сесть за руль, что частенько делал в воскресный день.
                    Но в 1977 году история с выделением машин повторилась. Научно-производственное объединение, которое я тогда возглавлял, заняло первое место в соцсоревновании министерства с вручением переходящего красного знамени, в чём была и моя заслуга.
                     В качестве награды объединению выделили квоту на автомобили, и я загорелся желанием приобрести Жигули. Но только я шевельнулся, от очередников посыпались жалобы во все инстанции: мол, генеральный директор использует служебное положение и т.д. Облсовпроф тут же отреагировал. Председатель при встрече сказал, что не видит ничего предосудительного, если я собрался купить автомобиль – заслужил (подряд 5 лет держал знамя министерства, за что был награждён орденом), но уж сделай так, чтобы жалобы не присутствовали.
                     Не стал я дразнить гусей и решил схитрить. Нехорошо в этом признаваться, но врать не умею: уж очень захотелось иметь Жигули.

                     У нас в НПО существовали несколько иногородних филиалов по всему Северному Кавказу. В Краснодаре, Волгограде, Майкопе, Грозном.
                      Я выделил сам себе автомобиль, но не в Ростове, а отправил его в Грозненский завод по изготовлению нестандартного оборудования, дополнительно к числу выделенных автомобилей для рабочих и служащих (завод входил филиалом в наше научно-производственное объединение). Никаких комбинаций и подставных лиц я не использовал, да и особой сложности и криминала в этой комбинации не было, если не считать нарушения сроков приобретения (с момента продажи предыдущего автомобиля Запорожец прошло четыре года, а разрешалось через пять лет. Кстати, это правило нарушалось многими и никем не контролировалось). Машина была законно оформлена на меня, и я стал обладателем автомобиля красного цвета ВАЗ-2111. С его получением приключилось два забавных эпизода.
                    Отец, бывший на гастролях в Армавире и Краснодаре (он служил актёром в драмтеатре им. Пушкина в г. Майкопе) неожиданно приехал с товарищем – тоже актёром – меня навестить и как раз в тот момент, когда я собирался ехать на АвтоВАЗ получать машину. С нашей гопкомпанией поехал и начальник нашей химико-технологической лаборатории Михаил Шиманский. Он тоже получал автомобиль и попросил меня «выгнать» ему Жигули с площадки на улицу, так как он только-только окончил водительские курсы и плохо водил.
                  На площадке стояло море машин. Впереди нас получали человек десять, и мы встали в очередь. Работники площадки устроили себе дополнительный заработок. Желающим приобрести машину синего цвета, они говорили, что машины синего цвета заставлены красными и придётся подождать, а желающим получить красную, что они заставлены синими и так далее. Нетерпеливые граждане вынимали червонец, и машина нужного цвета появлялась перед покупателем. Я уже вытащил десятку, но вперёд вышел отец и сказал, что хочет синюю и ждать не может. В отместку ему выгнали желаемую красную назло, так сказать. Отец победно посмотрел на меня:
                 - Теперь купим три бутылки водки и обмоем покупку!
Шиманскому я выгнал автомобиль и подъехал к выпускному шлагбауму, где дежурил старый и хитрый дед с бородой «лопатой». Он тоже имел свой гешефт. Подъезжающего поздравлял с покупкой и канючил как-то уж совсем по-церковному:
         - Подайте что-нибудь от щедрот своих деду с бабкой на конфеты!
Так собирал почти с каждого трёшку, а получающих машину было много! Думаю, что по цвету его носа хватало не только на конфеты.
                 Шиманский на подъезде к шлагбауму захотел для истории сфотографироваться, сидя за рулём. Он подъехал, а я с его фотоаппаратом встал около деда и приготовился фотографировать. Шиманский тронулся, а дед, не получивший трояк, взял да и опустил шлагбаум прямо Шиманскому на капот. В это время я и нажал на спуск! Короче – машину в ремонт, деду под зад, а Шиманскому фото на память!

                  Машина оказалась счастливой: на ней я объехал половину страны. Вернее, западную её часть.

                  Вот плавно и подошли к продаже подержанных автомобилей. Так случилось, что меня пригласили преподавать в родной институт на должность доцента кафедры. Я дал согласие. С машиной решил расстаться, потому что побегала она всласть. А приобрести свежую на новом месте, вряд ли удалось бы, а тут ещё подвернулся случай. В Ростове коллега по технико-экономическому отделу городского ГК партии и приятель, к тому же, предложил купить недорого свои новые синие Жигули и тоже 2111. Он уезжал на Севера, и машину девать было некуда. Оформлять продажу некогда, он написал доверенность, по которой я и катался, пока не грянул гром. Но всё по порядку.

                    «Оборот подержанных автомобилей, согласно постановлению Совета министров СССР от 23 марта 1961 г., допускался лишь при посредничестве комиссионного магазина. При этом собственник не должен знать, кому его машина будет продана, и не имел права указывать покупателя. Стоимость зависела от розничных цен на новые авто и процента износа, но в любом случае не могла превышать государственную». (Выдержка из постановления правительства).
                    Вот и началось… «Покупали по доверенности», как я, оформляли договоры дарения и, конечно, плевали на постановление правительства: продажа осуществлялась на стихийных авторынках или площадках возле комиссионных магазинов, которые носили специализированный профиль. Продавец и покупатель торговались и, подойдя к соглашению в цене, шли в комиссионку оформлять продажу. Вот тут-то и расцвёл криминал.

                   Машины были в цене, и дураков не сыщешь при огромном спросе продавать автомобиль по цене ниже рыночной. Умельцы обойти закон, естественно, наживались. Иногда случалось и обратное: продавца могли и «кинуть». То есть не заплатить договорную сумму, сверх означенной по соглашению. Поэтому «денежный навар» требовали вперёд.
                    Продажа автомобилей на чёрном авторынке происходила по единственной схеме: Покупатель, осмотрев машину, как правило, просил её завести и открыть капот. Склонившись с умным видом над работающим двигателем (словно он был в состоянии по звуку определить, что там хорошо, а что плохо), покупатель садился в салон и с продавцом проезжал  несколько километров. Самые ушлые требовали показать автомобиль своему «специалисту», которым оказывался знакомый покупателя «дядя Вася». Чаще всего он занимался частным ремонтом или просто являлся опытным водителем. Такой «специалист» загонял машину на «яму», осматривал с умным видом, слушал работающий мотор и давал «добро» на покупку. После этого продавец до оформления в комиссионном магазине требовал выплатить ему сумму, превышающую стоимость, заранее оговоренную с покупателем, которая будет фигурировать в договоре продажи.  Для страховки покупатель требовал отдать ему до оформления продажи паспорт.
                    Всё это, как понимаете, «чушь собачья». С такой покупкой можно было «влететь» как дважды два! Для примера расскажу случай продажи собственного, того самого авто, которое я приобрёл по доверенности (об этом подробнее ниже).
                   Чтобы читателю было понятно, придётся окунуться в краткую историю вопроса. После развала СССР стало жить трудно, и каждый занимался делом, на которое хватало его ума и знаний. Многие стали челноками, а я подрабатывал ремонтом машин. Пришлось вспомнить навыки, которые получил в юности, занимаясь автоспортом. Готовя машину к соревнованиям, мы собирали из двух, а то и трёх одну, а уж без ремонта не обходилось и дня. Однако отмечу, что кузовной ремонт спортивных машин с точки зрения собственника критики не выдерживал. Если повреждения не влияли на эксплуатационные свойства кросса, мы смело использовали молоток (иногда и кувалду) и монтировку.
                    Для частника нужен был более качественный ремонт.
                    Я с двумя друзьями организовал бригаду.
                    Один из нас, Коля Князев был скульптором по художественной сварке – он оканчивал специализированное художественное училище по сварке в Свердловске и состоял в Союзе художников. Ему полагалась мастерская, где мы и занялись ремонтом машин, вернее, восстановлением битых авто. Этим можно было зарабатывать больше, чем простым ремонтом. Коля был профессионал. Очень известна его работа по украшению металлическими фигурками, установленными на кукольном театре Воронежа, и др. Я правил и перебирал двигатели с другим приятелем, Серёгой Плисовым – ярким, разбитным и недисциплинированным парнем. Мог «втереть любого арапа» покупателю. Работать умел, но делал это нечасто. Так случилось, что нам пришлось заняться моей машиной…
                    ДТП, в которые я попадал за шестьдесят лет вождения автомобиля, можно пересчитать на пальцах одной руки. Разок перевернулись мы со штурманом на кроссе, зацепив камень на крутом повороте. Однажды в городе мне в дверь въехал старый дед – у него свело ногу судорогой, а вот самое неприятное ДТП произошло, когда я заснул за рулём, возвращаясь домой в Воронеж с Северного Кавказа (я писал об этом). Именно оттуда и все мои болячки https://proza.ru/2015/09/21/451).


На это произведение написаны 4 рецензии      Написать рецензию