Личное авто

        Обстановка в стране к лету 1991 года стала напоминать материалы из школьных учебников истории предреволюционной ситуации в России 1917 года, которую дедушка Ленин охарактеризовал как, “низы не могут жить по старому, а верхи не хотят жить по новому”. Пустые полки магазинов, распределительная система карточек почти на всё, даже на мыло. Народ, уже вовсю, не стесняясь, ругал власть и коммунистов. Набирала темпы инфляция. Вообще было необъяснимое чувство тревоги, ожидания какой-то катастрофы в стране.

 Наши с женой северные денежные накопления день ото дня обесценивались, грозя превратиться в фантики. Необходимо было каким-то образом выйти из столь неприятной ситуации. Фантазий наших хватило на стандартное, для того времени  решение – приобретение автомобиля, пока на это хватает денег. Автомобили, как и всё остальное, распределялись по предприятиям и организациям. Надо было как-то попасть в эту систему распределения.

         В середине июля, в Курасково, проводился очередной партхозактив, посвящённый подведению итогов работы НГДУ в первом полугодии. Руководил собранием Богуслав Флорионович Сандурский – генеральный директор производственного объединения “Башнефть”.

После обязательных отчётных докладов начальника НГДУ Урала Загафрановича Ражетдинова и председателя профкома Вячеслава Сергеевича Ильина последовало выступление Сандурского. В своей продолжительной речи он подверг суровой критике НГДУ “Уфанефть” за отсутствие на предприятии программы “Экономия” и соответственно неутешительных результатов в направлении экономии материально-технических ресурсов.

Руководство НГДУ, включая Ражетдинова, сидели с поникшими головами. Стало как-то даже обидно за них. В конце своего выступления Сандурский сказал, что после перерыва хотел бы услышать выступления начальников цехов.

         Ещё во время его речи я направил на розыски программ экономии цехового экономиста Уразметова. В перерыве, просмотрев найденные им материалы и наметив для себя основные моменты, принял решение выступить.

         Сразу после перерыва, пока мысли были свежие, поднял руку, вызвавшись выступать. Начал своё выступление с того, что в НГДУ каждый год принимается программа “Экономия”, доводится до цехов и в конце года подводятся итоги. При этом, одну за другой выкладывал на стол президиума, найденные Уразметовым вышеупомянутые программы, за несколько последних лет.

Конечно, я несколько приукрасил действительность. Программы то конечно были, но работа по ним сводилась к формальной регистрации полученных результатов и не более того.

Потом остановился на реальной работе первого нефтепромысла по путевой деэмульсации продукции скважин, позволяющей в конечном итоге экономить реагенты на подготовку нефти, использованию б/у труб для ремонта нефтепромыслового оборудования и замене аварийных участков нефтепроводов, налаживанию контроля над работой транспорта. Затронул тему использования операторами, проживающими в деревнях рядом с нефтепромысловыми объектами, арендованной тракторной техники.

Выступление моё понравилось всем, включая и Сандурского. Задав мне пару несложных вопросов, на которые я тут же ответил, он сказал:
         
         - Ну, хорошо. А какие личные у вас есть просьбы.
         - Есть одна просьба. Автомобиль, - ответил я.
         - Хорошо. Если ваш нефтепромысел добудет за июль тысячу тонн нефти сверх плана, получите свой автомобиль.

         Никто его за язык не тянул. А я попытался воспользоваться возникшей ситуацией и, естественно, пообещал обеспечить желаемое перевыполнение плана.
         
Первого августа поздним вечером сидел в приёмной Сандурского. Заглянувший в неё, и узнавший причину моего посещения высокого руководства, мой знакомый – инженер отдела главного механика Анатолий Шмулинзон сказал только одно слово:

         - Бесполезно.

         Всё равно надо пробовать. Зайдя в десять часов вечера в знакомый мне ещё со времён Евгения Васильевича Столярова кабинет, и поздоровавшись,  сказал:

         - Богуслав Флорионович, я своё обещание выполнил.
         В ответ на недоумение напомнил об обстоятельствах дела.
         - Хорошо, я дам задание по службе, -  ответил Сандурский.

         Прошло пару месяцев – тишина. В Москве прошли события под названием “ августовский путч”, впоследствии приведшие к распаду СССР. Я понял, что никому нет дела до меня с моими маленькими проблемами, и решил заняться реализацией принятого решения самостоятельно.  Ещё понял, что прошли времена, когда предприятиями, обеспечивающими процветание страны, руководили люди, несущие ответственность за сказанные ими слова.

         В то время мой товарищ по работе с молодыми специалистами, бывший секретарь комсомола НГДУ Володя Макаренко работал начальником АХО объединения “Башнефть”. Поговорив с ним, выяснил, каким образом формируются списки на получение автомобилей. Он же помог мне попасть в эти списки.

В октябре, с моего согласия, начальник НГДУ Ражетдинов, мотивирую болезнью жены начальника правобережного сетевого района Ахметгалина, заменил мою фамилию на получение ВАЗовской “восьмёрки” на него. Тем самым я заручился поддержкой и своего руководителя, и при следующем распределении, в декабре 1991 года, в возрасте сорока лет, стал обладателем первого в своей жизни автомобиля – ВАЗовской белой “семёрки”, стоившей около примерно 23 тысячи рублей. Пригнать её из города Чехова помог мне брат жены Саша Христенко со своим товарищем.

         В первый же самостоятельный выезд в марте, когда ещё не растаял снег, “семёрочка” из-за малоопытности   прокладки между рулём и сиденьем ударилась правым боком при въезде в гараж.

В дальнейшем проявился скрытый дефект, который долго мучил меня. Ни с того ни с сего во время движения вдруг глох двигатель. Эта история, несмотря на всевозможные попытки разных экспертов исправить ситуацию, длилась полгода. Впоследствии автоэлектрик колонны спецтехники в Курасково нашёл причину. На поверхности неподвижного контакта прерывателя- распределителя была трещина видная только в лупу. Неисправность была устранена, и машина мной эксплуатировалась в течение пяти лет, а затем продана в 1996 году за килограмм сосисок, стоивший те же 23 тысячи рублей..


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию