Невеста дьявола

Глава 5

Студент

          Он был совсем молод, пожалуй, чуть старше Каина. «Студент» – решила Герда.
          Каин шагнул вперёд, протянул вошедшему руку.
          – Здравствуйте, товарищ. Я недавно приехал из-за границы с особым поручением… – он сделал паузу и добавил со значением – …поручением Павла Ивановича. Его особенно интересует деятельность  вашей ячейки.
          Упоминание о Павле Ивановиче произвело на хозяина квартиры сильное впечатление. Он растерянно пожал руку незваного гостя.
          – С кем имею честь?
          – Зовите меня Каин, – усмехнувшись, сказал гость, – а вы?
          – Сергей, – ответил, краснея, студент. Он чувствовал себя неловко, не зная как держаться с гостем, приехавшим с поручением от Самого, и отчаянно пытался сообразить, что же полагается говорить в таких случаях. Посланец был его ровесником, но какое это имело значение: уже то, что незнакомец был послан Самим, возносило гостя в глазах Сергея на недосягаемую высоту.
          Каин внимательно наблюдал, усмехаясь про себя: до чего же робок и неловок этот юнец, «достойный высокой судьбы» стать убийцей. Он даже не поинтересовался каким образом гости оказались в его квартире, не попросил предъявить рекомендательные письма или иные доказательства, что перед ним действительно представители Центра, а не провокаторы охранки. И этот наивный мальчишка обречён вскоре погибнуть вместе со своей жертвой, приговорённой к смерти кучкой безумцев, фанатиков революционного террора! Кого они замыслили прикончить – полицмейстера? губернатора? какого-нибудь большого чиновника?
          – Вот что, Сергей, – сказал Каин самым дружеским тоном, на какой был способен, – мы с дороги. Может быть, вы угостите нас чаем?
          – Да-да, конечно, – заторопился студент, – вы, пожалуйста, располагайтесь! Я сейчас!
          Он выскочил из комнаты, обрадованный возможностью хоть какого-то разрешения неловкой ситуации. Каин повернулся к Герде.
          – Ты ни во что не вмешивайся, сестрёнка, ладно? Молчи и всё. Мне хочется поговорить с этим горе-террористом. Кажется, я понял, что от нас требуется.
          Герда кивнула. Ситуация ей не очень нравилась, но Каин держался так уверенно, что она сказала:
          – Поступай, как знаешь. А кто это – Павел Иванович?
          – «Павел Иванович» – партийная кличка Савинкова.
          – Думаешь, мне это что-нибудь объясняет?
          – Ты до какого класса училась в Мире, темнота? – засмеялся Каин. – Борис Савинков был руководителем Боевой организации партии эсеров. Только не начинай спрашивать, кто такие эсеры. Сейчас не время для лекций по истории, этот юный боевик вот-вот вернётся. Как-нибудь потом, ладно? Пойдём «располагаться».
          Они вошли в комнату, где только что проходило совещание. Каин кивнул Герде на кресло возле стола, а сам подошёл к большому застеклённому шкафу и принялся разглядывать корешки книг. Вынул одну, полистал, поставил на место, взял другую. В это время вернулся Сергей с большим чайником.
          – Хорошая у вас библиотека, товарищ, – одобрительно сказал Каин, возвращая книгу на полку. – Вы где учитесь?
          – На медицинском, второй курс, – ответил Сергей, ставя на стол стаканы и доставая сахарницу.
          – По какой специальности?
          – Хирургия. Я собираюсь… – начал Сергей и осёкся, вспомнив, что хирургом он уже никогда не станет, потому что…
          – Замечательная профессия. Хирургу чаще других врачей приходится держать в своих руках человеческую жизнь, – задумчиво сказал Каин, – но в отличие от ваших собратьев по партии, хирург старается эту жизнь сохранить, а не отнять.
          – Что вы хотите сказать?
          – Что вы знаете о человеке, которого вам поручено… казнить?
          – По его приказу были схвачены…
          – Я не об этом. Сколько ему лет? Он женат? У него есть дети? Его родители живы? Есть ли у него кошка или собака? Какие книги он читает своим детям? Любит ли он смотреть на звёзды? Добрый он или злой? Честный ли он человек или мошенник и проходимец?
          – Разве это важно?
          – Только это и важно! Вы обрекаете на смерть человека, ничего не зная о нём. А может быть, он достойный человек, считающий своим долгом оберегать порядок в этой несчастной стране, оберегать от тех, кто, подобно вашим товарищам по партии, упорно пытается столкнуть её в пропасть беззакония и беспредела, которые они называют революцией?
          Каин замолчал. Прошёлся по комнате из угла в угол. Посмотрел на студента.
          – А вы сами – кто ваши родители? Давно ли вы писали своей матери? Как здоровье вашего отца?
          – У него больное сердце, – растерянно сказал студент. Он не мог понять, куда клонит этот странный человек, представившийся посланцем его кумира.
          – Больное сердце… Как думаете, он сможет пережить весть о вашей гибели? Послужит ли ему утешением мысль, что его единственный сын – вы ведь единственный сын у ваших родителей, я не ошибся? – погиб ради какой-то сомнительной теории, которая к тому же совершенно бесплодна? Вы не подумали, что, совершая это убийство во имя чьей-то безумной идеи, станете убийцей ещё и собственного отца?
          – Что вы такое говорите? – воскликнул Сергей, слова гостя больно ранили его.
          – Я говорю, что вы готовы перечеркнуть не только жизнь человека, о котором совсем ничего не знаете, но и собственную, а заодно и жизни своих стариков-родителей, которым вы должны были бы служить опорой. Мало того! Вы выбрали прекрасную и благородную профессию. Быть может вам суждено в будущем спасти своим скальпелем немало жизней, а вы и их приносите в жертву, потому что, погибнув сейчас, не сможете помочь им, когда это потребуется.
          – Вы… Кто вы?
          – Неважно. Считайте, что я – ангел, посланный к вам по молитве вашей матери, чтобы спасти вас от бесполезной и бессмысленной гибели.
          Сергей схватился за голову. Слова этого странного незнакомца воскресили его собственные сомнения, которые он так старательно пытался заглушить громкими фразами революционных лозунгов.
          – Что же мне делать? – этот вопрос сам собой слетел с его губ.
          – Уезжайте! Возвращайтесь домой. Ваши родители стары, им тяжело без вас. Учиться вы можете и там, не правда ли?
          Студент кивнул.
          – Вот и прекрасно! Мы сейчас уйдём, но чтобы вы не думали, будто наш разговор вам приснился, – Каин вынул из кармана золотой гвоздь, – вот, возьмите. Это мой талисман. Я хранил его на память о том дне, когда – совершенно случайно! – получил философский камень. Идём, Герда.
          Они вернулись в комнату, где стояло зеркало. Герда повела рукой – и его поверхность засияла голубоватым светом. Каин и Герда, взявшись за руки, шагнули вперёд – и исчезли в зеркальной глубине. Свечение погасло.
          Сергей замер на пороге комнаты, сжимая в руке золотой гвоздь. Подошёл к зеркалу, дотронулся до его холодной поверхности. Тряхнул головой, с трудом приходя в себя от всего происшедшего. Вытащил из-под кровати чемодан и стал собирать вещи…

Продолжение https://proza.ru/2022/11/12/247


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию