Петербургские туннели и трущобы

206 лет (1712—1918 гг.) Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, заслуженно получив титул Северной Венеции. Помимо красот парков, блеска храмов и дворцов культурная столица России славилась еще и своими тайными ходами и сооружениями под зданиями и площадями, а также мрачными трущобами, дававшими приют обездоленному люду и преступникам всех мастей. На протяжении всех лет подземный Петербург разрастался не только в своих центральных районах на левом берегу Невы (Сенная площадь, Невский проспект, Исаакиевский собор, Лиговский проспект, Апраксин двор, Крюков канал, Михайловский замок и т.д.), но и на Васильевском острове, под Петропавловской крепостью, Шуваловским парком, Гатчинским дворцом, усадьбой Кушелева-Безбородко в Полюстрово... В XX в. в Ленинграде был сооружен самый глубокий в мире метрополитен, имеющий выход к системе секретных подземных линий, связующих между собой государственные учреждения и разнообразные бункеры, — «Метро-2» (объект «Д-6»). Подземный мир Петербурга еще мало изучен и сегодня так же загадочен, как и сто лет назад.

Издревле на берегах Невы жили ильменские словене и кривичи, а с IX в. стали селиться новгородцы. За обладание этой территорией Новгород и затем Москва вели с переменным успехом войны со Швецией. В конце XVII в. приневские земли были частью Нотебургского лена, и на них располагались несколько шведских поселений. В начале XVIII в. русский царь Петр I отвоевал эти земли, вошедшие в состав губернии Ингерманландия, а в 1703 г. заложил на Заячьем острове крепость Санкт-Питер-Бурх, названную так в честь святого апостола Петра. Крепость затем была переименована в Петропавловскую, а ее название перешло городу, раскинувшемуся на берегах Невы — Санкт-Петербургу.

По преданиям, как только царевы слуги осели на новом месте, сразу же стали строить подземные переходы для скрытного перемещения первых лиц государства, а заодно и для своих нужд. Часто выкапывались потребные для хозяйства неглубокие погреба, которые потом соединялись друг с другом, а также с подвалами соседей и прежних хозяев — финнов и шведов, образовывая, таким образом, целые лабиринты ходов. Многие из обнаруженных в XX в. тоннелей стали объектами культурного наследия, охраняемыми государством.

Первыми известными тоннелями считаются потерны (подземные боковые ходы) Петропавловской крепости, предназначенные для безопасного перемещения гарнизона и ведения огня по противнику. Поскольку боевых действий в крепости не велось, они были засыпаны. Ныне раскопанный 97-метровый тоннель с 25 бойницами под Государевым бастионом является экскурсионным объектом, а потерн под Трубецким бастионом пока замурован. Говорят, что в крепость можно было проникнуть по другим ходам — и будто бы таким образом освободили из застенков некоторых заключенных.

Под бывшей усадьбой Кушелева-Безбородко в Полюстрово в середине 1990-х гг. были обнаружены два подземных тоннеля. Скорее всего, они были сделаны еще во время русско-шведской войны комендантом крепости Ниеншанц бароном Абрагамом Крониортом — на случай спешного бегства. Пётр I подарил опустевшую шведскую усадьбу своей жене Екатерине. Усадебный дом был выстроен в 1773—1777 гг. архитектором Василием Баженовым, возобновившим подземные коммуникации. Одним из владельцев имения в середине XIX в. стал граф Г.А. Кушелев-Безбородко, литератор и меценат, давший имя усадьбе. Один заваленный подземный ход ведет в сторону, противоположную реке. Другой ведет к гроту со сфинксами на Свердловской набережной (ныне он тоже засыпан).

Проект мужского православного монастыря Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, разработанный в 1715 г. первым петербургским архитектором итальянцем Доменико Трезини, включал строительство нескольких подземелий. Лабиринт из небольших помещений, соединенных между собой узкими переходами, обнаружили петербургские диггеры, проникнувшие в подземелья по наводке кладбищенского мародера через склеп на Никольском кладбище. Предполагают, что изначально они служили монастырской тюрьмой, а позже были заброшены, и входы в них замуровали. В Гражданскую войну там был вроде как военный склад «контры», а еще хранилось ценное имущество питерской знати. Оружие нашли, зато драгоценности нет — из-за того, что большая часть подземелий затоплена водами реки Монастырки. (Е. Калинина). Замурованные подземелья имеют выход в собор Святой Троицы. Этот выход перекрыли после того, как из собора была похищена дневная выручка — воры проникли в храм по тоннелю. Подземелья лавры идут вниз по течению Невы, в сторону Московского вокзала и, по словам диггеров, имеют сообщение с системой ходов, идущих от Михайловского замка.

В петровские времена было прорыто несколько подземных ходов под территорией Летнего сада, которые считались утраченными, пока в 1924 г. не обнаружили вход в них возле Кофейного домика. Тоннель вел к сводчатому тайнику, а от него к Летнему императорскому дворцу, под Марсовым полем к казармам Павловского полка, к дворцу принца Ольденбургского и под реку Фонтанку. Поскольку все эти проходы были зарешечены, пройти в них не удалось, и вход в тоннель заложили камнем. Сегодня это место не найдено.

Гатчинский дворец, построенный при императрице Екатерине II по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди для своего фаворита Григория Орлова, позднее перешел к цесаревичу Павлу Петровичу. По легенде, под дворцом была запутанная система подземных ходов, которыми пользовался наследник. Он исчезал из парадной опочивальни и неожиданно появлялся на берегу Серебряного озера, которое было от замка в 130 м. Подземная галерея заканчивается гротом «Эхо», получившим название за свою особенность — быть пересмешником. Стоило крикнуть у второй от входа пары фонарей: «Как называлась первая дева?», гулкое эхо отвечало: «Ева!» На «кричалку»: «Кто нами правил?» грот отзывался: «Павел!» Экскурсоводы уверяют, что иногда последнее слово эхо повторяло 30 раз. Говорят, этим ходом бежал от большевиков в октябре 1917 г. А.Ф. Керенский. Другой подземный ход, обнаруженный, но еще не изученный, вел из личного кабинета Павла Петровича в Часовой башне в кабинет приора Мальтийского ордена в Приоратском дворце; будто бы в нем в 1918 г. хранили вино и продовольствие, а в 1950-е гг. в него провалился памятник Ленину. Найден еще один загадочный туннель, по всей видимости, пролегающий под дном нескольких водоемов.

Через три дня по восшествии на престол императора Павла I (1896 г.), часовому, охранявшему деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, «якобы ночью явился архангел Михаил и приказал ему известить государя, чтобы его величество тут же построил себе дворец». (Генерал А.Х. Эйлер). Павел решил исполнить высшую волю. Одобренный им общий план будущего замка предусматривал несколько подземных ходов, по которым можно было бы скрыться от заговорщиков. По иронии судьбы, убийцы в резиденцию монарха проникли по этим ходам. Строительство замка Павел поручил архитектору Винченцо Бренне. Самый длинный тоннель (3,5 км) предположительно вел в Воронцовский дворец, еще один из спальни императора — к памятнику Петру I. Говорят и о других ходах. По версии историков, Бренне после убийства Павла уничтожил план подземелий и замуровал все входы в них (А. Веричев). С подземельями замка связана легенда о пропавших сокровищах сторонников альбигойской ереси катаров и о кладах тамплиеров, наследником которых Павел стал после того, как был избран в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена.

А еще стоит вспомнить о целой системе ходов под Шуваловским парком, созданным по легенде масоном графом Шуваловым. О тоннеле, соединявшем посольство Германии с гостиницей «Астория», по которому в начале Первой мировой войны скрылись от возбужденной толпы все работники посольства. О трубах-тоннелях под Благовещенской площадью (ныне площадь Труда). О тайном ходе под Невой, который вел якобы из Эрмитажа в особняк балерины Мариинского театра М.Ф. Кшесинской на Петроградке (с нею встречался будущий император цесаревич Николай Александрович). О Смольном соборе, в подвалах которого находилось бомбоубежище первого секретаря обкома партии А.А. Жданова, и где позднее был оборудован первый в мире противоатомный бункер, рассчитанный на двух человек (Н. Буров). О Царскосельском метро, проложенном якобы в XIX в. от Зимнего дворца к Царскому Селу. Об 11 подземных туннелях, ведущих из Зимнего дворца в Исаакий, Петропавловку, к Манежу и т.д. В тоннеле под Невой будто бы проезжал в карете князь Потемкин и прогуливался призрак Николая I. О Ротонде на Гороховой, связующей, по мнению эзотериков, некий параллельный мир с нашим, под которой есть тоннель к Витебскому вокзалу. О дворце эмира Бухарского ханства Абдул-Ахад-хана на Каменноостровском проспекте, связанным тоннелем с Соборной мечетью на Кронверкском проспекте и с якобы замурованным золотом правителя.

Слишком много легенд, чтобы все их считать легендами! Наверняка есть из них и те, которые рано или поздно окажутся явью.

Под Сенной площадью, вдоль Невского проспекта, под Апраксиным двором и Лиговским проспектом, под Крюковым каналом, а также на Васильевском острове сложился уникальный комплекс подземных строений (подвалов, погребов, каморок и залов), оставшихся от некогда снесенных зданий. В этом «слоеном пироге» трущоб и притонов обретались отбросы общества и воровские шайки (скажем, банда Леньки Пантелеева), прятались преступники и изгои, хранили там награбленное.

Уже 200 лет назад в Петербурге намеревались построить метро. «В 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подпискою впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». (http://www.metro.spb.ru/istoriya1.html) На рубеже веков было несколько проектов строительства метрополитена (В.Н. Печковский, П.И. Балинский, М. Брюнель, Я.К. Ганеман, Г. Гиршсон), но они в силу разных причин так и не были реализованы. К проекту приступили в 1930-е г.г, а первая ветка были пущена в 1955 г. Строительство велось по рекомендациям специалистов Горного института на больших глубинах — в толще кембрийских глин (50—100 м). Ныне самое глубокое в мире петербургское метро насчитывает 5 линий общей протяженностью 118,6 км, по которым ежедневно перевозится свыше 3 млн пассажиров. Из 69 станций 8 признаны объектами культурного наследия. Параллельно на глубине до 90 м появлялись подземные убежища в рамках военного проекта «Д-6» («Метро-2»).


На это произведение написано 7 рецензий      Написать рецензию