Катакомбы Вечного города Рима

Катакомбы Рима — это:
— подземные туннели, созданные в республиканский период (VI—I вв. до н.э.) для скрытого перемещения воинских подразделений во время осады;
— переходы в заброшенных каменоломнях, где добывали травертин (известковой туф) для строительства зданий;
— вновь вырезанные в туфе в раннехристианскую эпоху коридоры и помещения.
В катакомбах христиане проводили в I-V вв. богослужения и погребали усопших. Есть версии, что под землей собирались также представители мистических обществ, а христиане прятались от гонений. Ныне обнаружено 64 катакомбы, пролегающие вдоль Аппиевой дороги, суммарная длина которых 170 км. Богослужения проводились в небольших камерах — кубикулах, в комнатах — криптах и в храмах — капеллах. Эти помещения стали и местом погребения. В горизонтальные ниши в стенах — локулы, часто в несколько рядов, замуровывали завернутые в погребальные пелены трупы бедноты; под глухими сводами в стенах — арксолиями в каменных ящиках хоронили состоятельных усопших; а в кубикулах в каменных саркофагах упокоевались именитые граждане. Многие почившие были признаны христианской церковью святыми исповедниками, мучениками и мученицами. Могилы закрывались каменной плитой с именами, надписями, символическими изображениями, а также декоративными рисунками и фресками религиозного содержания. К V в. усыпальницы насчитывали до 750 тыс. захоронений.

Точное происхождение слова «катакомбы» (лат. cаtасumbае) не установлено. Предполагают, что оно пришло из древнегреческого, означавшего «углубление». Римляне называли свои погребения цеметериями («усыпальницами»), а катакомбами лишь одну усыпальницу на Аппиевой дороге под базиликой, в которой был похоронен римский легионер, исповедовавший христианство и принявший мученическую смерть — св. Себастьян. Его могила находилась ad catacumbas — «рядом с углублением» (котлованом). Поскольку в Средневековье только это погребение было известно населению, слово «катакомба» затем распространили на все подземные захоронения.

Знаменитая Аппиева дорога, соединявшая с 312 г. до н.э. Рим с Капуей, была проложена при римском цензоре Аппии Клавдии Цеке. Поскольку погребения в городе были запрещены, вдоль нее в мавзолеях и колумбариях хоронили римскую знать. В I в. до н.э. близ дороги у ворот Рима появились иудейские захоронения, а в I в. в частных земельных владениях — и первые христианские. Вначале это были одиночные могилы или фамильные склепы. Чтобы не выходить за пределы владения, новые погребения создавали, углубляя существующие: вырубали узкую лестницу с высокими ступенями, а потом в новом ярусе — тесные коридоры с нишами в стенах и камеры. Изготовлением мест для погребения, их украшением, посредничеством между продавцами и покупателями могил занимались могильщики-фоссоры.

За прошедшие века старый город ушел в землю, поскольку новые постройки возводились на пожарищах и развалинах старых. Сегодня верхний ярус катакомб расположен под городскими кварталами на глубине 3—8 м, а нижний, 4-5-й ярус находится на глубине 20—25 м.

После того, как в IV в. христианство в Риме стало государственной религией, катакомбы утратили свое былое предназначение. Новых мучеников не было, зато появились паломники, желавшие помолиться на могилах святых и участвовать в литургии. Тем временем в новые наземные базилики, музеи и церкви римляне стали поднимать останки своих родственников, рельефы, скульптуры и саркофаги. А после того, как в конце 1 тысячелетия по указанию пап многие мощи святых были перенесены в городские храмы, интерес к катакомбам и вовсе пропал — на шесть веков.

Первые письменные свидетельства о подземельях Рима оставили в IV в. блаженный Иероним и поэт Пруденций. Изучать катакомбы стали в XVI—XVII вв. археологи Оноуфрио Панвинио и Антонио Босио. Панвинио составил список из 43 захоронений, а Босио за 36 лет исследований открыл около 30 цеметериев и опубликовал свой трехтомный труд «Подземный Рим».

Полномасштабные исследования катакомб начались в XIX в. Большой вклад в их изучение внесли: итальянский археолог Баттиста де Росси, открывший 27 катакомб и инициировавший создание Папской комиссии по священной археологии; Алексей Федорович фон Фрикен, опубликовавший в Москве в 1872—1885-х гг. четырехтомный труд «Римские катакомбы и памятники древнехристианского искусства»; католический исследователь раннехристианской иконографии Йозеф Вильперт, выпустивший в 1903 г. книгу «Живопись катакомб Рима» с черно-белыми, раскрашенными им в цвета оригинальных изображений, фотографиями фресок.

Особо стоит сказать о русском художнике Федоре Петровиче Реймане, создавшем свыше 100 акварельных копий с катакомбных фресок II—IV вв. по заказу российского правительства. Рейман за свой труд получал 600 руб. в год, «что давало ему возможность только быть сытым». Вот что написал о «живописце катакомб» очеркист Н. Б.-Б. («Огонёк», 1906 г., № 10).

«…Катакомбы… расположены за Римомъ… ;здить туда каждый день изъ дому было немыслимо. Только разъ въ нед;лю позволялъ себ; художникъ воскресный отдыхъ. Остальное же время ему приходилось ночевать въ… окрестныхъ локандахъ... Приходилось питаться сухояденiемъ… Въ теченiе дв;надцати л;тъ Рейманъ… не вид;лъ дневного св;та. Спускался онъ въ катакомбы раннимъ утромъ и уходилъ оттуда позднимъ вечеромъ…

Когда я любовался мастерскими законченными акварелями Реймана, он; казались мн; прямо чудомъ. Разв; не чудо написать такiя вещи при самыхъ не6лагопрiятн;йшихъ условiяхъ, при св;т; скудной лампочки. Холодно, сыро, темно. Сквозь камень ст;нъ сочится влага, вода. Съ трудомъ различаешь фрески, гибнущiя отъ времени и ядовитой, незам;тно разрушающей камень, сырости…

Трудъ Реймана — трудъ идейный, высокаго, культурнаго значенiя. Россiя можетъ гордиться его копiями римскихъ фресокъ. Такихъ н;тъ нигд;, ни въ одной стран;…

Вс; копiи фресокъ фигурируютъ на выставк;. Ошеломленный Римъ въ восторг;. И вм;ст; чувство какой-то пристыженности. Чего бы кажется, ближе своему итальянцу заняться этимъ! Своими фресками Рейманъ при жизни поставилъ себ; памятникъ».

Для посетителей ныне открыты 6 катакомб, исчерпывающую информацию о которых можно найти во множестве экскурсионных справочников: св. Себастьяна, св. Каликста, св. Домициллы, св. Присциллы, св. Агнессы и св. Панкратия. В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить лишь по разрешению Ватикана.

В качестве примера, несколько слов о катакомбах Присциллы. Этот комплекс, самый древний из римских катакомб, имеет два этажа галерей и знаменит уникальной греческой Капеллой, расписанной в византийском стиле сценами из Библии. Здесь находятся самые ранние изображения евхаристии, «Мадонны с младенцем», «Доброго пастыря». В катакомбах были погребены первые римские папы и многие раннехристианские святые, останки которых в начале VII в. на 32 повозках вывезли и перезахоронили по приказу папы Бонифация IV. Общая длина подземных коридоров, в которых 40 тыс. захоронений, около 15 км. Катакомбы Присциллы являлись частной собственностью римского консула Акилия Глабрия (II в. до н.э.), род которого использовал их в I в. в качестве фамильного склепа, и представительницу которого — Присциллу казнили по указанию римского императора Домициана.

С катакомбами связано много легенд, самой ходовой стало предание о чудовищном Василиске, способном убивать людей не только ядом, но даже своим дыханием и взглядом. Борьбой с Василиском занимались многие клирики. Говорят, чудовище растерзало даже папу Иоанна XII (X в.), вступившего с ним в борьбу. В последний раз жертвой Василиска стал бедняга прохожий во времена власти Муссолини.


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию