Загадочные подземелья замка Жизор

Зачем строились подземные жилища и города? От кого и от чего укрывался в них человек? От самого себя?

Средневековый замок Жизор стоит на реке Эпт на окраине одноименного нормандского города в 63 км от Парижа и в 61 км от Руана. Под замком находятся таинственные туннели и легендарный склеп (или часовня), в котором, предположительно, спрятаны статуи, саркофаги, манускрипты, сундуки с сокровищами ордена тамплиеров.

О замке Жизор, резиденции английских и французских королей и герцогов раннего средневековья, игравшем в Средневековье важную роль в противостоянии Англии и Франции, историками и литераторами написано множество статей и художественных произведений. С таинственными подземельями замка связывают и загадочную историю исчезновения несметных сокровищ ордена Христа и Соломонова храма (храмовников, тамплиеров). (См., например, книгу Жана Маркаля «Жизор и загадка тамплиеров»).

Мощный замок, способный вместить до 1000 конных рыцарей, был построен в IX в. в области Вексен на вершине холма, господствующего над долиной Эпта. Напротив замка через реку проходила дорога, по которой его и назвали Жизор, что на древне-галльском означает «брод, проход». Сначала это было деревянное укрепление, а в XII в. крепость оделась в камень. Расположение замка давало его хозяевам возможность контролировать сухопутный и речной путь из Парижа в столицу Нормандии Руан. Замок не раз перестраивался, преображаясь под запросы очередных владельцев, пока не приобрел современный величественный вид. Замок возведен на естественном или насыпном холме (тут историки не могут прийти к согласию), нашпигованном подвалами, туннелями, тайными ходами и проч.

«Рассказывают, что именно здесь, в Жизоре, знаменитый аббат Бернард Клервоский, сидя под сенью старинного вяза, собственноручно написал устав ордена тамплиеров». Жизор часто называют «замком тамплиеров», но он таковым являлся лишь 3 года — с 1158 по 1161 г. Однако именно в нем в середине XX в. вроде как видели исчезнувшие в XIV в. сокровища храмовников. Но обо всё по порядку.

Основанный в Святой земле в 1118 г. после Первого крестового похода, орден Храма был наделен римскими папами и европейскими государями значительными церковными и светскими привилегиями, получил во владение большие земельные угодья и пожертвования. После изгнания христиан мусульманами в конце XIII в. из Сирии и Палестины, тамплиеры занялись торговлей и прибыльным ростовщичеством и сказочно обогатились, сделав, в конце концов, всю Европу — от крестьян до монархов и понтифика в своих должников. Т.к. значительную часть рыцарей составляли французские дворяне, орден числился французским и имел самые тесные отношения с государями Франции.

Поскольку король Филипп IV Красивый вел бесконечные войны с Англией, Священной Римской империей и графством Савойя, он хоть и увеличил французские владения, но еще более расточил королевскую казну. В частности, Филипп оказался перед тамплиерами в долгах как в шелках. Опасаясь их взыскания и еще более объединения ордена с римским папой Климентом V, монарх провернул операцию, которая позволила ему одним махом убить двух зайцев: убрать заимодавцев и ослабить конкурента.

Осенью 1307 г. по доносу-фальшивке советника короля Г. де Ногаре о якобы грандиозном заговоре ордена Храма против христианских монархий, о поклонении храмовников дьяволу и т.п., Королевский совет, с одобрения римского папы, принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Одномоментно были арестованы все члены ордена, включая его великого магистра Жака де Моле. Следствие, сопровождаемое непрерывными допросами и пытками, тянулось годами. Де Моле с другими руководителями ордена содержался в подземелье Жизорского замка. В 1312 г. орден Храма был запрещен буллой понтифика. В 1314 г. Жака де Моле и приора Нормандии Жоффруа де Шарнэ по приговору папского суда заживо сожгли на костре.

Прибрав к рукам земли, недвижимость, флот храмовников, Филипп Красивый, тем не менее, всех их богатств не получил — золото, манускрипты, оккультные предметы, если таковые были, исчезли.  Сохранились свидетельства, что за несколько дней до разгрома ордена отряд рыцарей вывез из Парижа (предположительно, в порт Ла-Рошель) на трех крытых повозках объемный груз. Куда его доставили? Не известно. В Ригу ли, в Англию, в Скандинавию? А может, в Новый Свет — будто бы тамплиеры еще до Колумба освоили путь в Америку, добывали там серебро, из которого чеканили монеты. Есть даже гипотеза, что таинственный груз прибыл в Новгород, а оттуда в Москву. Это далеко не все версии. Но может, он не достался никому? С большой долей вероятности тайну хранят подземелья Жизора. Такой вариант вполне правдоподобен.

Семь столетий загадка эта тревожит умы и сердца искателей сокровищ. Говорят, в годы Второй мировой войны даже представители Немецкого общества по изучению древних сил и мистики (Аненербе) вели раскопки Жизорского холма, но почему-то резко прекратили свои поиски.

Из протоколов допросов, большая часть которых исчезла в архивах Ватикана, а также из частных переписок Жака де Моле и других влиятельных лиц ордена исследователям в XVIII—XX вв. удавалось несколько раз выуживать информацию о предполагаемых местах захоронения ценностей. Было выяснено также, что кроме золота и серебра были спрятаны еще архивы ордена и реликвии — «корона иерусалимских царей и четыре золотые фигуры евангелистов, которые украшали Гроб Христа в Иерусалиме и не достались мусульманам». В нескольких французских замках и склепах тамплиеров — Тампле, Аржиньи, Божё, Валь-де-Круа, Лимасол на Кипре и др. были предприняты раскопки и поиски сокровищ, однако все они оказались безрезультатными.

В 1928 г. муниципалитет Жизора принял на должность сторожа-смотрителя замка некоего Роже Ломуа, не имевшего специального образования, но увлекавшегося историей Франции. Молодой человек также успешно исполнял обязанности садовника и гида. Во время фашистской оккупации он был единственным французом, работавшим в замке. После освобождения Нормандии войсками союзнических войск осенью 1944 г. Ломуа начал раскапывать засыпанный землей старый колодец в донжоне (главной башне замка). Предполагают, что смотритель видел, как немцы вели раскопки, и увязал их с поиском клада тамплиеров. Ломуа как человек любознательный и в связи со своими обязанностями знал, что еще в середине XIX в. жизорский археолог Г. Дюбрей заявлял, будто подо всей крепостью тянется разветвленная сеть подземных ходов. Вот он и решил провести собственные изыскания.

Углубившись на 3 м, Роже наткнулся на галерею, отходившую от ствола колодца вглубь холма. Искатель попал под обвал и сломал себе ногу, но поисков своих не бросил. После выздоровления он продолжил раскопки, которыми упорно занимался 2 года. Ломуа нашел пустую камеру размерами 4 х 4 м, новые галереи, а на глубине 21 м уперся в каменную стену, пробив которую, он попал в сокровищницу, уставленную сундуками и статуями Христа и двенадцати апостолов. Смотритель явился в муниципалитет и будто бы заявил следующее: «Только что под замком я оказался в каменной романской часовне длиной 30 м, шириной 9 м, высотой около 4,5 м. Там я увидел, как вдоль стен уложены 19 каменных саркофагов длиной 2 м и шириной 60 см. А в нефе стоят 30 сундуков из драгоценных металлов, в 3 ряда по 10 в каждом. Вернее даже — это не сундуки, а уложенные на пол шкафы, каждый длиной 2,5 м, высотой 1,8 м и шириной 1,6 м. Я пытался открыть сундуки, но не смог». На ретивого сторожа посмотрели, как на сумасшедшего, и уволили под тем предлогом, что он своими несанкционированными раскопками мог нанести ущерб историческому памятнику. Прокопанный вход засыпали и забетонировали. Некоторые историки уверены, что уже тогда эту историю власти пытались «замять», организовав «заговор молчания».

Ломуа не успокоился. В 1952 г. он нашел спонсоров и обратился к городским властям за разрешением вести раскопки. Те готовы были дать разрешение при условии, что кладоискатель в случае обнаружения клада 80 % находок отдаст городу. Инвесторы на это не согласились.
В 1962 г. парижский журналист Ж. де Сед узнал от Роже историю его злоключений и выпустил книгу «Тамплиеры среди нас», в которой утверждал, что сокровища храмовников хранятся под донжоном. На какое-то время замок буквально попал в осаду экстрасенсов и черных археологов. Их усилия были напрасны. В 1964 г. раскопками занялось министерство культуры Франции, но тоже тщетно. Вроде как археологи нашли пустой зал, но не капеллу. То ли она оказалась засыпанной, то ли была выдумана несчастливым кладоискателем. Любительские поиски продолжались до 1984 г., пока французские власти не приказали засыпать все лазы и перегородить возможные входы сеткой. С тех пор никто больше не получал разрешения на изучение подземелий Жизора. А вот «город Жизор и ныне разделен на два клана: верующие в сокровища и отрицающие».

Со смертью Роже Ломуа в 1974 г. эта тайна ушла вместе с ним. Но она породила новую тайну, конспирологическую, инициированную тем же де Седом, будто под замком Жизор спрятан громадный архив легендарного ордена Сиона, так называемой Сионской общины (Приората), в конце ХII в. учредившей орден тамплиеров. Будто бы за ним и охотились нацисты 3-го Рейха. Правда, эта гипотеза также не дает ответа на загадку жизорских подземелий.


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию