Слово о слове

Сколько сказано слов! Выразить словами что-то новое, то что не приходило «на ум» ни одному уму, не надрывало ни одно сердце, не мучило или ласкало какую-либо душу, согласитесь, невозможно. Впрочем, вам не следует соглашаться со мной, попробуйте выразить что-нибудь сами. И пробуйте до тех пор, пока у вас окончательно ничего существенно нового не получится. Тогда, потупив глаза, вы скажете: «Нет, это совершенно невозможно!» «Да! – полностью соглашусь с вами. – Но при одном условии: если пытаться выразить словами то, что никем ещё не выражено. Ведь создать оригинальный речевой контент из слов, бывших в употреблении, – то же, что влить молодое вино в старые мехи – мехи расползутся, вино прольётся по дороге к столу. И весь сказ.

Выходит, в мире изящной словесности перспективы пиита безутешны, и лучший литератор – робот с макропамятью всех когда-либо сказанных слов и выражений?..

 Конечно, нет. Приглядимся к сказке про репку. Несомненно, главный герой этой драматической истории на шести российских сотках – мышка! В самом деле: внимание читателя скользит по веренице персонажей (дед, бабка, внучка, Жучка и т. д.), при этом ничего не происходит. Репка, как была, так и остаётся на месте. Появление  очередного персонажа только утяжеляет сценическую мизансцену, рождая у юного читателя ощущение безысходности – этакий замкнутый круг фатальной проблематики.

Но вот появляется мышка. Мышка – победитель, мышка – катарсис, венец эволюции сюжетной линии! В современном психоанализе катарсис понимается как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации (несоответствия желаемого возможному) посредством их вербализации или телесной экспрессии. Вот почему малыш, по окончании сказки хохочет и требует лакомства – мышка, такая же маленькая, как и он сам, решила проблему –выдернула репку! Да-да, именно мышка. У прочих персонажей был точно такой шанс – та же репка с развитой корневой системой – но ни  у кого их них ничего не вышло. Если родители возразят: мышка тянула репку не одна. Это неправда! Хоть и сказано в сказке, что все они «тянут-потянут», знаем мы их «тянут-потянут»: могли бы – вытянули без мышки.

Так и в литературе. У слов огромных и важных, коротких, длинных, нежных и наигрубейших помимо смысла есть… интонация. Когда мы хотим что-то выразить и в порыве вдохновения чешем собственную репу (попробуй, выдерни – в смысле, сообрази!), хрупкая, малозаметная интонация (как мышка) подсказывает нашему сознанию нужный речевой мотив. Речевой мотив – вот что делает бессмертными сочетания давно известных слов. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Попробуйте заменить Грузию на Грецию – пшик, и только! Потому-то литература всегда нова и неожиданна! Разве можно представить, с какой интонацией человек пишущий произнесёт устами своего героя слово «небо»?..


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию