Лестница жизни. Встречи

  Меня лестница жизни балует встречами с необыкновенными талантливыми людьми в
   разных областях, с творцами, настоящими художниками,в широком смысле слова. 
 Встречаю на лестнице влюблённого и вдохновенного художника. Он берёт краски, и следуя своему зову сердца "пишет" о своей жизни послание потомкам в красках.  Прочитайте его.
Я знаю этого художника из Риги, ему можно доверять, его зовут Юрис. Он всегда прекрасно относился к русским и выступал всегда против любых выпадов против России. Он был одним из первых пяти, кто подписал петицию протеста правительству о запрете фашистских организаций и проведения шествия фашистов по улицам городов во всей стране, а главное - в Риге. Там многие всё ещё мечтают вернуться к прежним временам.
С тех пор, как прибалтийцы вышли из состава СССР, в Латвии и Эстонии день 16 -го марта отмечают не как день весны и мира, а как день ветеранов Waffen - SS, карателей, которые боролись с партизанами, как у себя дома, так и в Белоруссии. Этот "праздник" в честь их первого «боевого крещения» в стычке с частями Красной армии при освобождении этих республик от фашистов. Фашизм всё ползёт по земле... так и вижу их, идущих с оскаленными лицами и несущих смерть…
Какие пронзительные стихи написал мой друг Анатолий Бешенцев, стихи предупреждение:
"По улочкам мартовским Риги/ (Последний возрадуйся Гесс!),
Кресты нацепив, как вериги, /Бредут ветераны SS. /
  Короткая память чревата/ Возвратом забывшихся бед… –
Весенняя Riga… фанаты/ Паучий печатают след…"
    
И сегодня Юрис требует от правительства прекратить выращивать, одобрять и поддерживать фашизм. Как же коротка память! Так и ощущаешь в воздухе дым тех печей Дахау, Освенцима и всех других лагерей смерти... и встают вдоль дороги тени миллионов погибших людей, с недоумением глядящих на современников. Среди них пятеро моих родственников, погибших в лагерях Германии...
Вспоминаю, как я узнала его задолго до нашей встречи на Таганке. Я увидела его работу на международной выставке графики и плаката в Польше, в Варшаве.

До сих пор помню работу, которая меня задела за живое своим приёмом изображения и подачей проблемы - это было замечательное тонкое обобщение - изображение огромной груши, в которой читалось женское тело, которая сидела на маленьком горшке, а у неё на боку присела муха - разносчик дизентерии. "Мойте руки! Осторожно! Дизентерия!". Так и читалось в этой работе. Какой это был говорящий плакат!
Я знала работы его мамы Джеммы Скулме( ей через два года будет сто лет)! - народной художницы Латвии,она волевая,сильная женщина,была председатель Союза художников Латвии, училась мастерству в Латвийской академии художеств, затем в аспирантуре в Санкт-Петербурге. Дед Юриса, Ото Скулме был ректором Академии художеств в Риге, статусное место занимал. Его многие знали и как театрального художника.Эту любовь передал и внуку.
Юрис любовь к театру пронес через годы, тоже увлекаясь этим. Бабушка Марта Лиепине оказала особое влияние на внука, так как была первым известным скульптором Латвии. Дружила с Верой Мухиной. Только занималась скульптурой малых форм в отличии от Мухиной, а не монументальной скульптурой. Марта девушка была упорная, смелая, всё хотела знать и уметь. Увидев объявление в газете, что в Казани купеческая семья ищет гувернантку, поехала туда и стала работать и учиться в Худ. Школе. 
У неё всё получалось, и всюду она успевала. Как- то молодые футуристы нагрянули толпой в художественную школу, они совершали турне по городам Поволжья и им устраивали творческие встречи. Были и в Самаре тоже. Их многие принимали на ура! Они активно выступили в ярких жёлтых рубашках, активно общались со всеми. Смело свергая всё старое…. Читали свои стихи и обратили Марту в свою веру.

Это оказались художники и поэты, с которыми она подружилась –В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Гончарова. Бурлюк  был старше всех и провозгласил себя - «отцом русского футуризма», написавший знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности» ….Пушкина, Достоевского, Толстого… и т.д !!!!??? Позднее, эмигрировав в США, Бурлюк сам себя провозгласит «американским Ван Гогом». А после поездки в Японию - стал заодно и «отцом японского авангардизма.» Не очень скромно.
Давид обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Пришлось «довольствоваться» Мюнхеном (Королевская академия искусств) и Парижем (Школа изящных искусств Кормона). Но до конца нигде не довёл учёбу. Почему? – Ему везде было скучно. Возможно, это отговорка, а причина в другом. Много в нём было эпатажа, как во внешности, так и в поведении. Ходил в цилиндре. Не выпускал лорнета из рук и смотрел на всех свысока через стеклянный глаз.
   В детстве во время драки Николай выбил брату глаз, хотя есть и другие версии – неправильное лечение домашними средствами (целый год!), привело к потере его.  Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком Давида Бурлюка. Он бравировал им и даже заявлял, что его особенный художественный взгляд связан с тем, что на мир он смотрит одним глазом.
  Правда и то, что он любил своих друзей и помогал им материально. Маяковский говорил, что именно Бурлюк сделал его поэтом – давал ему каждый день 50 копеек, чтобы тому не приходилось писать впроголодь. И речь отнюдь не о метафоре. Она увлеклась авангардизмом не на шутку, целеустремлённо готовилась ко всему новому, стремилась переделать весь мир по законам красоты. Упорно занималась и хотела поступить в академию художеств в Санкт-Петербург, но средств не хватило на учёбу, и она вернулась домой.
Теперь понятно от кого у Юриса такой интерес к метафоре, парадоксальности, обобщению, к неожиданным эффектам, некий сюрреализм, свой специфический взгляд на жизнь, событий, и на разные исторические персоналии. Интересно, что антропоморфизм живёт уютно в его творчестве, так как все показанные различные предметы в картинах очеловечены, и раскрывают важные, судьбоносные отношения между людьми. Взгляните на плакат с двумя спичками - это все видят - Ромео и Джульетту.
Изображены две обгоревшие спички, но, смотришь на них и видишь, что они выражают вселенскую любовь. А как это достигается? Очевидно это волшебное жонглирование образами. Серия метаморфоз с предметами очеловечивает их, наделяет чувствами, а иногда и разными пороками .
  Марта упорно занималась и хотела поступить в академию художеств в Санкт-Петербург, но средств не хватило на учёбу, и она вернулась домой.
 
Ещё в семье Юриса был очень творческий человек-  красавец отец - знаменитый актёр театра и кино, дядя тоже актёр, которого мы встречали в фильме "Театр", где он играл влюблённого поклонника главной героини Джулии (Вия Артмане) - замечательная семья талантливых людей. Но молодая красавица Вия в театре играла с Артуром Димитерсом и стала его женой, родила двоих детей - сына и дочь. Он ушёл к ней навсегда из семьи Юриса. Но об этом я узнала потом -"кто есть, кто", намного позднее.
Зимним морозным вечером мы случайно встретились у театра Таганка. Кто сказал, что зима не время для любви? Ну, возможно здесь ещё вмешалось искусство? Как всегда, билетов не было. Пришла на "авось" стрельнуть билетик. Толпа желающих попасть на спектакль раза в три превышала количество мест в зале.

Компания друзей из пяти человек- художников из Риги выбрала меня из толпы желающих попасть на спектакль, у них был лишний билет, и предложили мне пойти с ними на спектакль "А зори здесь тихие" Васильева. Я с радостью согласилась, мы познакомились, и они взяли меня с собой. Психологи считают, что главные чувства –любви, симпатии, того, что это твой человек - определяются через 30 секунд после встречи. Надо ли говорить, что я их всех сразу полюбила за их уже такой широкий жест. Да ещё бесплатный билет! Когда остальные предлагают всегда по завышенным ценам перекупщики.
Когда увидела их, подумала, что иностранцы, красиво и модно одетые, и в лицах интеллект читается. Когда познакомились ближе, то выяснилось, что они были на практике от Академии художеств из Латвии, как художники сцены, им выписывали пропуска. Ну и на меня тоже. Мы подружились и всюду ходили вместе.

Я с ними пересмотрела все спектакли на Таганке, да ещё по несколько раз. Это был какой-то медовый месяц с театром, и вообще с Москвой. Ребята все были весёлые, особенно шутил всё время Питер. Анна с Томашем, молодая семья- очень красивая и влюблённая пара ворковали, как голубки. Вся компания -приветливые, с тонким чувством юмора, увлечённые искусством студенты, производили очень приятное впечатление.
"Хлопушу" с Высоцким только раза три смотрели. Помню мороз был сильный, градусов тридцать. Мы сидели на первом ряду. Как он играл! Пот во все стороны летел от него, вот такая отдача! Какая энергетика! Я такого не видела раньше ни в одном театре. 
***
Помню, Театр на Таганке, зима и мороз,
зал забит до отказа, друг билет мне принёс.
Он тогда в «Пугачеве»  Хлопушу играл,
зал от холода, помню, зимой той дрожал.
От него ж, пар валил, словно он из парной,
словно конь, пробежавший сто верст  вороной!
Так играл! Выворачивал всем нам нутро! 
Да! Хлопушам в России у нас нелегко!
Потом «Гамлет» на смену  Хлопуше пришёл,
здесь он вновь на вершину Олимпа взошёл.
От спектакля  к спектаклю сильнее оскал,
так достал всех Володя, власть правдой достал!
Кровь кипит! Глотка рвётся и в клочья душа!
И поэзия кровью его к нам сошла.
***
Я была на Ваганьковском, в церковь зашла,
и купив свечи там, к иконам прошла.
Ставлю всем, кто ушёл, за него, как закон,
за родителей, близких, за всех,- на канун.
Свечи плачут, его обливая слезой,
вот тихонько и я постою со слезой.
И слезу, что скатилась из глаз я смахну,
помолюсь за усопших, помяну  и пойду.
  Зима, это самое хорошее время для посещения театров.
  Мы тогда смотрели спектакли иногда по два три раза в день в различных театрах: в "Современнике", в "Сатире", в театре Образцова, где я была впервые и просто умирала от хохота на спектакле Зощенко М. "Свадьба". Какой был потрясающий спектакль.
Только своим друзьям не успевала всё переводить, актёры говорили быстро и для них не совсем понятно. Ну, и конечно, плюс это был непереводимый фольклор мастера высокого слова и юмориста М. Зощенко!
   А потом мы гуляли по Москве и пили "Чинзано" на Арбате в ресторане - напиток любви и обсуждали спектакли! Тогда в Москву "Чинзано" завезли много разного- от белого до красного. Нам он пришёлся по душе, этот знаменитый "вермут" с привкусом полыни. А я запах полыни с детства люблю, но тогда я не знала, что судьба меня приведёт, когда- нибудь, в город, где его родина, и я вновь вспомню наше знакомство.
Этот напиток начал свою историю в пьемонтской деревне под Турином и теперь с успехом гуляет по миру. В XVI веке семья Чинзано была одной из самых успешных в производстве популярных тогда «ароматических вин». Они были поставщиками своих вин савойскому королевскому двору. Как нам нравился этот напиток из Турина!

  В Турине я побывала позднее и влюбилась в этот удивительный и таинственный город, попробовав там Бичерин - королевский напиток, все вермуты и игристые вина, но главное, я увидела там Плащаницу!!! и попросила вся в слезах о здоровье моих друзей, которые были очень больны, и ещё кой - чего для детей. Мне дали знак, что я услышана.
Вы не поверите как... - на руке у меня появился стигмат! Моя соседка по комнате испугалась, когда увидела этот знак, появившийся неожиданно на руке и чуть не потеряла сознание. Главное, - всё сбылось и свершилось, Бог всё видит и слышит, я это усвоила твёрдо. Приятное воспоминание на лестнице жизни.
Был зимний вечер...
Театр...  Таганка...
И море впечатлений ярких!
Гуляли по Москве ночной
Чинзано пили мы с тобой
Как не хотелось нам домой!
   А ещё мы видели интересную сцену у театра Таганка - Владимир Высоцкий после спектакля хотел тормознуть машину рукой, но увы, все проезжали мимо. На улице мело, было темно и холодно, никто его, конечно, не узнавал. Все проезжали мимо, тогда он сел на середину дороги, был он в дублёнке, и громко крикнул своим зычным, мощным неповторимым голосом с хрипотцой: - Таксиииииии...! Наступила гробовая тишина. Всё движение мгновенно остановилось, машины застыли, как вкопанные, все - и люди, и машины, узнав, конечно, голос Высоцкого, его ни с кем не спутаешь, его помнили все. Водители выскочили из машин, бросив руль, чтобы посмотреть на него. Так он останавливал машины. Так мы с друзьями его увидели и после спектакля. Тогда мы почти не расставались. Дни пролетали, как мгновения. Как быстро пролетело время и вот уже расставание со слезой в глазах на вокзале. Увидимся ли? Бог даст. На следующий год они приглашали меня повторить наш "штурм" театров Москвы и всего прочего, но письмо с приглашением пришло слишком поздно, и мы не встретились.
  Когда сыну моему исполнялся год, я хотела подарить ему на память, как положено, серебряную ложку "на зубок". В свободной продаже их не было тогда, достать можно было только по блату. Я заказала, и получила по записи ложку с красивой собачкой на конце, точно не зная, что пришлют - могли птичку, обезьянку, мишку, а мне собачку. Это был, как привет от моего рижского друга, так как он делал дизайн этой ложки. Я знала это точно. Как - то к письму он прицепил мне рисунок этой собачки... Вот так я получила привет от друга. Он напишет много прекрасных полотен, станет очень знаменитым не только в Прибалтике, но во всём мире художником, и долго будет вспоминать нашу встречу.
   Художник сможет многое сказать своими работами. Там, где он пишет о любви -я всегда почему- то вижу себя. Чувствую его энергетику, он через предметный мир    передаёт чувства человека, страдание, любовь, радость и горе. Это удивительно. У него спички обнимаются на полотне, как влюблённые.
   Предметы оживают и становятся уже больше, чем просто предметы - это уже элегия, поэзия, музыка, любовь. Смотрю на изображение курительных красивых трубок и удивляюсь посылу художника людям о любви и нежности.
Или спички…-это же отношения между людьми! Тем более такие высокие как любовь! Вот Ромео и Джульетта. Как прекрасно видеть во всём, что тебя окружает-любовь. Они влюблены и это чувствуется.
Вижу нашу встречу, такую далёкую и такую близкую. Его отношение к миру видно в его работах.
  Плакаты Юриса (на плакате с овцой надпись - "За кого голосуем?"; топор и петух - современная демократия; колбаса из лебедя - охрана окружающей среды. А он в своих работах делится самым сокровенным - цените это, не каждый так откровенен, далеко не каждый. Вот что пишут о нём -Юрис Димитерс - один из лучших латвийских художников-плакатистов, один из самых оригинальных художников-сюрреалистов и талантливый сценограф. У Юриса более 350 работ. Часть из них находится в латвийских музеях, в Третьяковской галерее в Москве, там проходили и его выставки, в музеях Кёльна, Мериленда, Нью-Орлеана, в частных коллекциях в Латвии, Швеции, Германии, России, США. Успеха,дорогой друг! 
Спасибо, лестница, за эти прекрасные встречи и воспоминания.


На это произведение написано 7 рецензий      Написать рецензию