Лунные горы Рувензори
О высоких Лунных горах на экваторе впервые сообщил греческий географ Клавдий Птолемей в 160 г. По его сведениям, снежные шапки этого горного массива питали 2 озера, из которых брал своё начало Нил. «Откуда Птолемей получил известие о Лунных горах, он, к сожалению, не сообщает… Возможно, что он лишь передает устное предание, которое, однако, отличалось большой определенностью» (Рихард Хенниг). Современники Птолемея отнеслись к сообщению скептически — горы, покрытые снегом в знойной Африке, сочли фантазией географа. Двумя столетиями позже о Лунных горах, в снегах которых находились истоки Нила, написал в своем романе «Эфиопика» греческий писатель Гелиодор. Это тоже сочли выдумкой.
Представление о Лунных горах, как о поэтическом вымысле с восточным окрасом, прочно закрепилось у исследователей Африки. Однако же Птолемей и Гелиодор оказались правы — в Центральной Африке, близ экватора в 1889 г. британский исследователь Африки Генри Мортон Стэнли (1841—1904) открыл для европейцев Рувензори и исследовал реку Семлики, один из притоков Нила. «Бывший при мне мальчик обратил мое внимание на гору, будто бы покрытую солью. Тогда я в первый раз заметил на горизонте нечто вроде великолепного облака совершенно серебряного цвета, очертаниями и размерами похожего на громадную гору, покрытую снегом… — написал Стэнли в своей книге «В дебрях Африки». — Тут только я догадался, что это должна быть Рувензори, та гора, о которой… рассказывали, будто она покрыта каким-то белым металлом или веществом, твердым, как камень… В одном из наиболее глухих углов земного шара, вечно окутанный туманами, опоясанный грозовыми тучами, в таинственном полумраке скрывался доныне один из величайших горных гигантов, снежные главы которого вот уже пятьдесят веков составляют главный источник жизни и благосостояния египетских народов». Надо отдать должное наблюдательности Стэнли. Гору не зря называют «невидимкой». Уже в XX в. несколько экспедиций, направлявшихся к Рувензори, не смогли обнаружить гигантский хребет, хотя он находился буквально перед ними, правда, скрытый в плотных облаках. В честь Стэнли была названа высочайшая вершина этого хребта. Не надо забывать также, что британец фактически открыл путь европейским колонизаторам для захвата «черного» континента.
После того, как в 1906 г. горный массив исследовал итальянский путешественник и альпинист Людвиг Амедей, принц Савойский и герцог Абруццский, совершивший первовосхождения на его вершины и составивший первые карты, научное сообщество признало массив Рувензори Лунными горами. Самый высокий пик горы Стэнли герцог назвал Маргеритой — в честь королевы Савойской.
На языке народности баконго Рувензори означает «Творец дождя». Еще одно название Руэнджура переводится как «Царь облаков». Собственно творцом непрекращающегося дождя на Рувензори и царем облаков выступает река Конго, из бассейна которой ветры приносят тяжелые облака. Сталкиваясь с хребтом, облака поднимаются вверх, остывают и изливают на склоны всю принесенную влагу. Эти облака аборигены наделяют таинственной силой. Они считают, что за завесой туманов и облаков живут лунные боги, властители этих гор, а ночью полновластной хозяйкой выступает Луна, отчего и горы имеют еще одно древнее имя — «Лунные». (Очевидно, что о них и писал Птолемей). По легендам, горы можно увидеть лишь несколько раз в году, в полнолуние.
Самую известную легенду, которую связывают с Лунными горами, породил роман английского писателя Г.Р. Хаггарда «Копи царя Соломона» (1885). Действие романа происходит в Южной Африке, но почему-то авантюристы всех мастей тщетно искали эти копи именно в таинственных пещерах Лунных гор.
Попасть на Лунные горы сегодня не так-то просто. Легендарную таинственность этих мест усугубляют непроходимые джунгли и непролазные болота, тяжелый зной и сырость. Пугающе действуют на путешественников непрекращающиеся «разборки» между представителями разных племен, и, как уверяют западные СМИ, участившиеся в конце прошлого века похищения и убийства туристов, а также случаи каннибализма.
Но ничто не может удержать искателей приключений. В т.ч. и российских. Восхождение занимает несколько дней, и проходит оно далеко не в комфортных условиях. Вот, например, несколько цитат из статьи москвича Николая Носова «Рувензори — место, где живет луна».
«Первая часть пути… идёт по густому тропическому лесу, среди диковинных растений… В некоторых местах заросли такие густые, что расстояние между стволами покрытых мхом деревьев не превышает 5 см… Болото началось... Прыгнул на кочку, затем — на другую, потом не удержался и провалился в чёрную жижу… Обошли нижнее болото, … опять болото, причём в одном месте я оступился с брошенного в топь ствола дерева и провалился почти по пояс… Всю ночь бушует непогода и льёт дождь. Все горы замело снегом… Поднимаемся к скалам Скотта Эллиота. Ноги скользят… После долгого подъёма — … выход непосредственно под Маргериту. Ледник рванный, закрытые трещины, местами чистый, но рыхлый лёд… Под ногами клубится туман и ничего не видно. Непонятно даже, сколько будешь лететь в случае срыва. Последний небольшой подъём по снежнику, и мы на вершине».
Флора и фауна Рувензори уникальны. У подножья гор простираются саванны, двухметровая слоновая трава которых привлекает стада буйволов, антилоп, жирафов, зебр, слонов, носорогов, среди которых высматривают будущих жертв львы и гепарды. В пышных лесах водится леопард, лесной кабан, шилохвостая белка, капская выдра, рувензорская выдровая землеройка, трехрогий хамелеон. Много здесь больших лесных змей, обезьян, в т.ч. шимпанзе и горных горилл, летучих собак — самых крупных в мире летучих мышей, птиц турако и оливковых голубей. «Здесь вообще все вырастает до гигантских размеров: и трава, и цветы, и папоротники. Даже дождевые черви на Рувензори толщиной в палец, а длиной в метр и более» (Б.Б. Вагнер).
Свидетельство о публикации №224022300237