Белая гора

 В один из погожих дней нашего пребывания в городе Кунгур, к нам приехали два дальних родственника жены. Старший из них – Юрий, постоянно проживает в Перми, но часто навещает родительский дом в селе Калинино. Младший – Сергей, проживает в этом селе постоянно.

Село Калинино было основано, на месте строительства медеплавильного завода, на реке Юг - левом притоке реки Турка, впадающую в реку Ирень. Ориентировочная дата основания 1732 год и тогда этот населённый пункт назвали как Юговский завод. Медеплавильный завод построили братья Осокины на арендованных у местных татар землях.

Затем посёлок несколько раз менял своё название вначале на Юго-Осокинский завод, затем на Юго-Кнауфский завод, пока не получил нынешнее название. Для строительства и работы на этом заводе сюда были переселены крепостные крестьяне из центральной части империи.

После выкупа у братьев Осокиных завода московским купцом Андреем Андреевичем Кнауф, на медеплавильном заводе началась его модернизация. В самом начале девятнадцатого века, английским механиком Джозефом Меджером, на заводе была спроектирована и установлена вторая на Урале паровая машина, она обеспечивала нужды завода по выплавке меди, чем повышала производительность труда рабочих.

Вырабатываемая Юговским заводом медь высоко ценилась, так как она была более пластичной и мягкой, а также здесь освоили технологию изготовления красной штыковой меди из, так называемой, чёрной меди Бизярского и Курашимского заводов.

Мягкая и пластичная красная медь была пригодна для изготовления даже мелких деталей и изделий из неё. На заводе плавили медь пригодную для отливки колоколов, для изготовления как лужёной, так и нелужёной посуды, самоваров, чайников, кунганов и других необходимых в быту изделий.

Впоследствии из-за нерентабельности и возросшей конкуренции производства завод отошёл в государственную казну и вскоре закрылся совсем. Кроме медеплавильного завода в селе действовало производство фаянсовой посуды, кирпичное и столярное предприятия, а также спичечное предприятие.

Годы Гражданской войны пронеслись ураганом по селу и окрестностям, так как оно дважды переходило из рук в руки от белых к красным и обратно. Большинство местных жителей ушло в лес, в партизаны, руководил отрядом партизан дед Игнат навестивших нас родственников.

Местные жители были в основном старообрядцы и для склонения их к новой вере, на вершине, расположенной поблизости от села Белой горы, в конце девятнадцатого века, возник православный миссионерский монастырь. Место под него, на вершине живописной горы, из которой бьёт целебный источник, показали жители села.

Отшумели годы Великой Отечественной войны, настали трудовые будни, и жители села в 1952 году переименовали его в Калинино, в честь «всесоюзного старосты», тогда это был модный почин. Много знаменитых выходцев родилось на землях этого селения, есть среди них даже причисленный к лику святых Варлаам Коноплёв – архимандрит и настоятель Белогорского монастыря.

Побеседовав с нами, братья уехали, пообещав заехать за нами рано утром во вторник, за день до православного праздника Петра и Павла. По традиции, посещение Белогорского монастыря требует совершения омовения в Святой Купели, а её еженедельно в понедельник осушают, во вторник моют и чистят, к среде она наполняется чистой родниковой водой.

Оставшиеся до поездки дни пролетели в труде и заботе. Ранним утром вторника Сергей был уже у нашего подъезда. Шумно и суетно мы разместились в машине и тронулись в путь. Погода нас не радовала, хмурые тучи тяжело нависали над крышами домов, временами мелкий, моросящий дождик переходил в проливной холодный ливень.

Дорога за городом была практически пуста, редко одна или две машины попадались на встречу. Попутки не решались обгонять нас по мокрому и блестящему асфальту. Только почти на въезде в село из-за туч выглянуло солнце, дождь прекратился почти совсем.

Мы решили заехать вначале на сельское кладбище и посетить могилы родственников. Погост располагался в живописном месте – песчаная возвышенность, сплошь заросшая соснами, елями и пихтами с лиственницей, а среди всего этого великолепия семейные захоронения. Небольшие свободные полянки усыпаны цветами крупной ромашки. Про себя я подумал: «Вот место, где бы я желал встретить вечное успокоение!».

Далее наш путь в село пролегал между двух возвышенностей. На левой погост, который мы только что посетили, а правая - сплошь поросшая лиственницей, местными шутниками названа «Титька мохнатая». Издалека она действительно напоминает красивую женскую грудь. Несколько лет назад, в результате сильного лесного пожара она оказалась голой, но природа берёт своё, теперь там густой лес.

На самом въезде в село, на берегу сельского пруда, установлен памятник медистому песчанику. Вокруг него установлены лавочки, информационные таблички, горят фонари. Памятник в виде куба, на котором установлена глыба песчаника, который обрамляют, в виде импровизированного языка пламени, две полосы-ленты из меди и железа. Он посвящён природе этого края, благодаря которой возник завод и это село.

В селе сохранилось много красивых дореволюционных купеческих домов, но особенно мне запомнились высоченные липы в два охвата. Прижимаешься к стволу липы всем телом, чувствуешь живое тепло древесины и на душе хорошо и спокойно. Воздух чист и прозрачен, всюду веет едва заметный медовый аромат.

Завершив необходимые покупки в местном магазине, торопимся сесть в машину, так как солнце опять скрылось за тучами, стал накрапывать дождик. Проехали совсем недалеко, нас уже встречает Юра у ворот родительского дома. Часть двора у дома тоже укрыта крышей, так здесь принято из-за обильных снегопадов зимой. Дрова, баня, загоны для домашних животных, сарай с кормом для них, уличный туалет, всё под одной крышей, чтобы не ползти по пояс в снегу после метели. На деревянном полу двора домотканые половички с замысловатыми узорами, ступени высокого крыльца окрашены краской и ограждены деревянными перилами с резными балясинами.

В избе всё как осталось при жизни родителей Юры и Сергея, здесь и русская печь с лежанкой и писанные на деревянных досках старинные иконы в божницах на полочках в «красном углу». Юра показывает мне огромный медный крест, одно из изделий местного медеплавильного завода, благородная патина покрывает его поверхность.

Женщины занялись приготовлением пищи для застолья, а мы с Юрой пошли готовить шашлык. Разожгли мангал на территории огорода, но кажется наша затея под угрозой срыва. С севера надвигается тяжёлая чёрная туча, временами рассекаемая всполохами молний, гром докатывается до нас всё быстрее и быстрее. Опять стал накрапывать мелкий дождик.

На пути к заветной цели, нас не может остановить даже стихия! Окинув взглядом окрестности, мы замечаем стоящий совсем без дела деревянный стол на высоких ножках. Не сговариваясь, мы с Юрой направляемся к столу, приносим его к мангалу и водружаем сверху – теперь защита от дождя есть. Юра приносит широкий дождевик и остаётся у мангала, а я уношу часть уже готового шашлыка под крышу.

Потом были разговоры за жизнь, песни под баян, говорят даже пляски, но я это не помню, помню парную баню и буйство стихии за окнами дома. Глубокой ночью мы расположились на ночлег, местные кошки грели нам ноги и разбудили ранним утром. Помните, как в детстве, влажный нос котёнка, ранним утром, тычется вам в разгорячённое сном лицо?

Что за чудеса за окном – на небе ни облачка, солнце встаёт как будто умытое прошлым дождём. Птицы заводят свои трели, у соседей мычат коровы и просятся на пастбища. Так наступил день православного праздника Петра и Павла!

Умывшись и приведя себя в порядок, мы усаживаемся в салоне автомобиля, теперь наш путь к Белой горе. Это совсем не далеко от села Калинино. Дорога туда проложена давно, но отремонтирована совсем недавно, готовились к приезду Патриарха.

На выезде из села встречаем туристов, они просят показать дорогу к Белой горе, мы предлагаем им следовать за нами. Дорога идёт среди раскидистых сосен и берёз, временами случаются поляны, заросшие фиолетовыми метёлками люпина. Вокруг буйство разнотравья и цветов.

За очередным поворотом дороги, где-то высоко в небе, будто в облаках появляются сам Белогорский храм и золотые купола, солнечный отблеск от них создаёт на небе сияющие ореолы. Картина этакой красоты просто перехватывает дух, на душе восторг и благолепие.

Мы подъезжаем всё ближе и ближе, дорога начинает идти на подъём, Белая гора медленно растёт над горизонтом. У самого подножья Белой горы организована автостоянка, дальше только пешком до самой вершины горы, где разместился мужской монастырь. Нас встречает привратник и приглашает пройти на службу в Нижний храм, так как в Верхнем храме идёт частичный ремонт, но церковная лавка там работает.

В помещении Трапезной можно умыться и путникам или паломникам принять пищу. Рядом с Трапезной келии монахов и канцелярия настоятеля монастыря, а между ними Спиридониевская церковь. Перед храмом звонница с огромным колоколом в центре. Мы направляемся в церковную лавку.

Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь неофициально называют – Уральский Афон. Его собор Воздвижения Честного Креста Господня считают третьим по красоте храмом в России.

Первоначально, среди скитов старообрядцев, в 1891 году, в честь великого спасения цесаревича Николая во время покушения на его жизнь в японском городе Оцу, на Белой горе был воздвигнут поклонный крест, высота его составляет около десяти метров. В честь этого же события купцом Рыжковым была возведена часовня у ворот Николаевского храма слободы Капустин Яр.

Крест этот стоит тут до сих пор. Через несколько лет возникла идея возвести у царского креста монастырь и Крестовоздвиженский храм при нём. Были возведены деревянные корпуса для монахов и настоятелей, построен деревянный храм и школа для мальчиков-сирот.

Монастырь полностью обеспечивал себя, в собственности его были более сотни десятин пахотной земли, выращивали хлеб, скотину, в прудах выращивали рыбу, занимались пчеловодством.

После грандиозного пожара и сильного урагана, повалившего даже поклонный крест, решили восстанавливать монастырь уже из белого камня. Возводили Крестовоздвиженский храм в византийском стиле, строили более пятнадцати лет, а в год открытия храма случились две революции.

Только после начала девяностых годов двадцатого века началась реставрация этой жемчужины русского зодчества. Из-за близкого расположения водоносных слоёв внутри Белой горы, особенно хорош храм зимой. Без того белые стены, деревья, купола и поклонный крест, в морозы, покрывается густой и пушистой снежной куржой. Создаётся впечатление чего-то нереально воздушного, парящего в воздухе.

Войдя вовнутрь храма, попадаешь в просторный и светлый зал, стен храма почти не чувствуешь, ажурная кладка создаёт впечатление невесомости и воздушности. Песнопение на хорах дополняет картину, особенно впечатляет слияние мужских и детских голосов. Поющих ты не видишь, голоса льются откуда-то сверху, голоса отражаются от стен, куполов, создаётся эффект чего-то нереально неземного – божественного, будто сами ангелы поют. Видел сам, как у некоторых паломников сами собой текут слёзы и лица их в этот момент какие-то просветлённые, просто светятся изнутри.

В лавке получаем свечи, приобретаем книгу «Божья аптека. Лечение дарами природы», фото Белой горы и храма на ней в зимнее время, направляемся по резной винтовой лестнице в Нижний храм. Здесь идёт служба, после которой желающие исповедоваться направляются к священникам. После исповеди наступает черёд причастия. В честь православного праздника служители монастыря приготовили каждому гостю и паломнику небольшой подарок – пряник в виде Ключа от Рая.

Мы выходим из храма и направляемся к поклонному кресту, в это время по всей Белой горе и прилегающей окрестности разливается колокольный звон. Его слышно на многие километры, кажется, он достигает до самых глубин высокого небосвода.

Небосвод по-прежнему чист и прозрачен, только далеко-далеко на самой границе далёкого горизонта можно заметить кучевые облака. Начинаем спуск по лестнице от поклонного креста до Святого источника, выходящего из стены небольшой часовни в дубовую бочку, откуда по трубопроводу вода самотёком подаётся в помещения Купели.

Решаем набрать освящённой воды на обратном пути и продолжаем свой поход по лестнице до небольшого пруда у подножья Белой горы, на берегу которого построена часовенка с купелями. Каждая купель довольно просторна, имеет место для переодевания, конструктивно помещение поделено на мужское и женское отделение.

Перед женским отделением небольшая очередь, перед мужским свободнее, ясно – мужчины считают себя более безгрешными, почти что ангелами воплоти - шучу. Заходим с Сергеем в раздевалку и снимаем с себя лишнюю одежду, облачаемся в специальные льняные рубашки. В соседнем помещении купель с идеально чистой водой, термометр показывает плюс четыре градуса.

Медленно спускаемся по деревянной лестнице в воду. Ощущение: воду ты почти не чувствуешь, входишь как будто в прозрачное облако, только всё погружённое тело твоё покалывают тысячи малюсеньких иголочек. Перекрестившись, погружаемся с головой три раза и пулей в раздевалку в объятия махрового полотенца. Одевшись, выходим на солнышко, тихо посидеть на лавочке на берегу пруда, в ожидании остальных родственников.

Беседуя с Сергеем, обратил внимание на девочку лет пятнадцати-шестнадцати в просторной холщовой мокрой рубашке до пят. Она приехала сопровождать двух своих плохо ходящих бабушек, маму и трёх пожилых тёток. Каждой из них она помогает спуститься в купель и выбраться наружу, а чтобы немного согреться каждый раз она, прямо в холщовой рубашке, ныряет в тёплые воды пруда у купели.

Все родственники уже совершили омовение, отогрелись на солнце и мы начинаем опять подъём на Белую гору. У часовни с родником, отдохнув на лавочках, набираем в ёмкости освящённой воды, она поедет с нами до дома. Подымаясь по лестничному серпантину, любуемся красотами края, вокруг зелёное море уральских лесов.

На обратном пути молчим, никто не хочет нарушать благостное состояние, обретённое на вершине Белой горы. Прощай Чудо природы до следующей встречи. Смотрю в боковое зеркало автомобиля, Крестовоздвиженский храм опять будто парит в небесах, золотой блеск его куполов ещё долго мелькает среди верхушек высоких сосен и лиственниц.