Доска почета длиною в жизнь
Перед въездом на центральную базу Белоярского УТТиСТ вас встречает красивый информационный баннер с лозунгом: «Крепкие традиции – надежное будущее!». Взглянув на него, подумал, а изменилось ли идеологическое значение этого выражения во временных рамках: 60 лет назад, 30-ть и – сегодня?
Несомненно, нет, не изменилось! В слове «традиции» заложены передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, нормы отношения к труду и долгу. В советские времена на первом плане были ударный труд, высокое качество выпускаемых изделий, улучшение условий труда. Так и сегодня. А если этот девиз работники автотранспортного филиала сохранили, то значит – это не пустые слова.
День своего рождения трудовой коллектив УТТиСТ празднует 19 марта – с 1965 года, когда на базе транспортного цеха ГПУ «Игримгаз» была образована контора автотракторного и водного транспорта (КАВТ). Необходимость ее создания была обусловлена увеличением в регионе строительства газовых промыслов, газопроводов, требующих своевременной доставки необходимых материалов, оборудования и социально значимых товаров по «зимникам» и водным артериям рек.
Этот период становления промышленности в труднодоступных регионах Югры был очень тяжелым для первопроходцев. Планы капитального строительства зданий как производственного, так и социального значения только закладывались. Поэтому работники КАВТа жили во временных бараках и землянках, ремонтировали технику и оборудование под открытым небом, в холодную погоду согреваясь у костров. В этот нелегкий период они верили, что в скором будущем их жизнь изменится: в тайге вырастут благоустроенные жилые комплексы, капитальные производственные объекты. Вскоре их трудовые достижения и мечты материализовались и превратились в славные традиции, о которых и говорится на баннере Белоярского УТТиСТ.
Для быстрейшего ввода в эксплуатацию газопроводов и компрессорных станций в 1976 году при «Тюменгазпроме» было образовано транспортное управление, которому стала подчиняться Игримская КАВТ, а спустя четыре года она вошла в состав ПО «Тюментрансгаз». Позже была переименована в «Белоярское предприятие технологического транспорта и специальной техники».
Шли годы, Игрим оказался в стороне от строящегося «нового» коридора газопроводов, поэтому в 1986 году ПТТиСТ перебазировали в город Белоярский, в центр интенсивного строительства. В1999 году предприятие получило название «Белоярское управление технологического транспорта и специальной техники» как подразделение ООО «Тюментрансгаз».
Вот такая, казалось бы, короткая биография у этого автотранспортного предприятия. Но если заглянуть в ее будни, то они наполнены множеством событий, плотно связанных со строительством важнейших промыслов: первого газопровода «Игрим – Серов – Нижний Тагил», газотранспортных магистралей, называющихся сегодня «старым» и «новым» коридорами газопроводов, компрессорных станций, трассовых городов и поселков.
После того как завершилась активная фаза строительства этих объектов, у автотранспортников задач не убавилось. Обследование и ремонт газопроводов, модернизация оборудования на промышленных объектах «Газпром трансгазЮгорска», строительство капитального жилья и социальных объектов в населенных пунктах, дорог требуют своевременной доставки необходимых материально-технических ресурсов, обеспечения спецтехникой и т.д.
Сегодня УТТиСТ обслуживает филиалы газотранспортного Общества, расположенные в радиусе 250 километров от города Белоярскогов 8 населенных пунктах – от границ поселков Приобье и Перегребное на юге до Сосновки и Сорума на севере. В его автоколоннах эксплуатируется около 600 единиц техники более ста модификаций, управлением и ремонтом которой занимаются высококвалифицированные специалисты.
С 2019 года возглавляет Белоярское УТТиСТ Андрей Германович Берестов, человек, начавший свой путь водителем в этом предприятии 30 лет назад. Следующей ступенью его профессионального роста стала работа в производственно-техническом отделе Управления, где он прошёл путь от инженера до начальника. В этом периоде он принимал активное участие в выполнении программ по ремонту и обслуживанию авто- и спецтехники, ее лицензировании, сертификации, страховании в государственных органах и т.д.
В 2016 году, когда он стал главным инженером Управления, его обязанности значительно расширились. Опыт, наработанный ранее, позволил быстро вникнуть в общее управление промышленной, пожарной и экологической безопасностью. Координация этого направления деятельности осуществляется отделом охраны труда и окружающей среды в тесной взаимосвязи с производственно-техническим отделом, службой главного механика и главного энергетика. Укрепление взаимодействия «звеньев» этой цепи дает положительный результат для всего Управления.
– Отчего зависит надежность работы нашего филиала? От исправности техники, качественной ее эксплуатации, исполнения всех договоров с заказчиком?
– Да, – отвечает на вопрос А.Г. Берестов, – но это направление – всего лишь одно из составных частей надежности, как и другие: своевременное финансирование, поставка запчастей, ремонт техники, соблюдение требований охраны труда, льгот, внесенных в Коллективный договор и т.д. А главным стимулом к надежному выполнению поставленных задач у коллектива, считаю, позитивный настрой, и психологическая готовность добиваться успеха.
Условия, которые созданы для работника в нашем филиале, располагают к этому. На территории всех автоколонн, на рабочих местах в ремонтных мастерских, в бытовых помещениях, на стоянках автомобилей чистота и порядок. Соблюдаются все требования по безопасности труда: в помещениях поддерживается температурный режим, хорошее освещение, кондиционирование воздуха, оборудование исправно, имеются необходимые инструменты. В коллективе – хорошие взаимоотношения с коллегами и руководителями. И мы стремимся все это сохранить.
Необходимо создавать условия, чтобы нашему сотруднику хотелось идти на работу, чтобы он получал от нее удовлетворение и с хорошим настроением, со спокойной душой шел домой, – подчеркнул А.Г. Берестов. – Недаром на протяжении последних лет Белоярское УТТиСТ занимает лидерские позиции по Культуре производственной безопасности.
Знакомясь с работами, выполняемыми в ремонтно-механической мастерской (РММ), со словами руководителя я согласился. Здание огромное, полы вымощены плиткой, потолки высокие, здесь светло, воздух чистый, площадки в цехах оснащены спецоборудованием. Люди, проходящие мимо, несмотря на то что не знают меня, здороваются, а пожимая руку, улыбаются.
– В ремонтно-механических мастерских 25 цехов по ремонту узлов и агрегатов. В них установлено более 260 единиц станочного и гаражного оборудования, имеется 6 стояночных мест технического обслуживания автомобилей, – говорит мой экскурсовод старший мастер Никита Михайлович Касаткин. – В среднем, мы капитально ремонтируем по 45-50 двигателей внутреннего сгорания в год, не считая текущего ремонта других агрегатов.
Знакомлюсь с рабочими. Один из них - слесарь Игорь Владимирович Рогожников, 26 лет он трудится в УТТиСТ, занимается обслуживанием и ремонтом двигателей.
– Конечно, сегодняшние условия не сравнить с теми, в которых мы работали здесь 25 лет назад, – говорит он. – Идешь по цеху как по музею, в котором выставлено все необходимое ремонтное оборудование, запчасти, инструменты. Кругом чисто, ничего лишнего, просторно – душа радуется…
– А что стало лучше? – переспросил он, пожал плечами и, осмотревшись по сторонам, продолжил: – Да все! Возьмем, к примеру, разборочные стенды, на которых устанавливаются двигатели. Теперь без усилий на них можно развернуть и закрепить местоположение двигателя так, чтобы было удобнее работать.
Пневматические гайковерты позволяют легко откручивать прикипевшие детали. Установлены стенды для обкатки двигателей на разных нагрузках. Это позволяет вовремя выявить имеющийся брак как на пришедшем с завода агрегате, так и на отремонтированном.
– У нас постоянно обновляется оборудование в ремонтном цехе, – вступает в разговор Александр Сергеевич Маслов, начальник производственно-технического отдела. – В их числе шиномонтажные стенды, а ещё установлен канавный подъемник, сварочный аппарат для ремонта алюминиевых сплавов на радиаторах. Запущен в работу мобильный комплекс по освидетельствованию баллонов.
Есть оборотный фонд основных двигателей внутреннего сгорания для спецтехники: вездеходной, экскаваторов, грейдеров и т.д., чтобы не было задержек в их ремонте. Обновляется подвижной парк: экскаваторы, бульдозеры, автобусы, автомобили. На всех участках УТТиСТ постоянно проводится ремонт помещений.
В комнате отдыха за чаем я познакомился с водителями, работающими в разных автоколоннах. Вспомнили старые времена: хороших дорог не было, поэтому на подъемах и спусках не рисковали нарушать установленную дистанцию между автомобилями, чтобы не было скатов машин и столкновений. При поломке приходилось своими силами делать ремонт или замену вышедшей из строя детали. Да каких только случаев не возникало! Теперь все изменилось: скользкие дороги посыпаются грунтом, а если на трассе требуется провести серьезный ремонт машины, на выручку приходит «летучая бригада». В её состав входят мастера, электрогазосварщики и слесари по ремонту автомобилей.
Оказывается, многие из руководства УТТиСТ тоже прошли путь становления от водителя, слесаря. Как говорится, знают, почем фунт лиха непонаслышке, поэтому подходят со знанием дела к решению различных проблем.
Второе, что нельзя не заметить, – это то, что начальник управления знает по имени практически всех работников: слесарей, водителей, механизаторов, служащих и номера их телефонов, а они, в свою очередь, номер его корпоративного телефона.
На мой вопрос: «Для чего это нужно, Андрей Германович? Неужели вы не доверяете информации, поступающей от начальников автоколонн, которые находятся в трассовых поселках, присутствуют ежедневно на производственных совещаниях в ЛПУМГ, УАВР, УМТСиК?» – Берестов ответил:
– Во-первых, я всегда на встречах с коллективами говорю, что у меня нет особых часов приема, но 24 часа в сутки телефон у меня всегда с собой. Если нужно - звоните! Ситуации могут возникнуть разные. Я хорошо знаю линейную часть магистральных газопроводов в нашем регионе, в каком состоянии находятся дороги. Посещая автоколонны, заезжаю и в дома линейных обходчиков, в которых проживают, будучи в командировках, наши работники. А если ДЛО находится в труднодоступном участке, то на его территории располагается и некоторая наша спецтехника. Во-вторых, я – председатель Думы Белоярского района, так что должен быть доступным для каждого жителя района.
В дальнейшей беседе Андрей Германович рассказал о том, как дорожно-эксплуатационным участком, которым руководит А.Э. Костюченко, готовятся «зимники» на вдольтрассовых проездах, общая длина которых более 800 км, как обслуживаются 130 км дорог с твердым покрытием, ледовые переправы, в т.ч. и через судоходные реки.
Рассказал он и о жизни коллективов подразделений УТТиСТ. Работники автоколонны №1 (начальник М.В. Добровольский), обслуживают базу по хранению и реализации МТР, расположенную в поселке Приобье.
Автоколонны №2 (начальник М.Ю. Иванов), №3 (начальник П.С. Миронов), №6 (начальник М.Х Постнов), №7 (начальник А.Н. Федоренко), №8 (начальник Е.А. Степняков), №9 (начальник А.В. Величко) расположены в трассовых поселках Сорумского, Перегребненского, Октябрьского, Верхнеказымского, Сосновского, Бобровского ЛПУМГ. В их задачи входит перевозка пассажиров и грузов, содержание и обустройство дорог.
Автоколонна №4 (начальник С.Г. Мельников) занимается централизованной перевозкой и обеспечением компрессорных станций Белоярского и Октябрьского районов всеми необходимыми материалами и оборудованием. Для этого у нее различные виды автомобилей: самосвалы, бортовые автомобили, седельные тягачи, автоцистерны и тяжеловозы.
Автоколонна №5, которой руководит Ю.П. Хондожко, является самым крупным подразделением Белоярского УТТиСТ. В ее составе эксплуатируется специализированная техника: автобусы, легковые и грузовые автомобили, пожарные, специальный и вездеходный транспорт. Для благоустройства вдоль трассовых проездов и лежневания топких болотистых мест используются лесозаготовительная машина и тракторы.
В последние годы автомобильный парк в УТТиСТ значительно обновился. На смену устаревшим транспортным средствам пришли новые автомобили, в том числе работающие на экологически чистом топливе – компримированном природном газе. Современные комфортные автобусы, отвечающие требованиям безопасности, перевозят работников филиалов Общества «Газпром трансгаз Югорск» к месту работы и обратно.
– Богатство любого предприятия – это его работники, – говорит Андрей Германович. – Пока я работаю здесь руководителем, «Доски почета» у нас не будет. Причина одна: у нас нет такой длинной улицы, на которой можно разместить «Доску почета» с фотографиями всего нашего коллектива – это около тысячи человек. Да, вы можете возразить мне, что есть победители конкурсов профмастерства, ветераны труда, рационализаторы, лучшие спортсмены и так далее... Но в том-то и суть, что их у нас очень много – 99 с чем-то процентов. И если я размещу на стенде всего 30-50 человек, то как на меня посмотрят остальные? Поэтому выделять кого-то из лучших работников не в моей практике.
Взять, к примеру, рационализаторскую деятельность в РММ. Она связана с изготовлением различных инструментов, матриц, штампов, форм и так далее. И умельцев у нас предостаточно. До сих пор знаменита наша «Баба Яга» – это устройство для притирки клапанов, устанавливающихся в головках двигателей внутреннего сгорания.
Придумываются такие инструменты не только нашими инженерами, но и рабочими – профессионалами своего дела. В их числе фрезеровщик Андрей Александрович Липский; слесари по ремонту автомобилей Владимир Анатольевич Синяговский, Петр Иванович Бурак, Евгений Вячеславович Трубников, Вячеслав Дмитриевич Кайгородов, Игорь Владимирович Рогожников, Николай Николаевич Белый; медник Альберт Амерович Буканбаев и другие.
Хорошим подспорьем для укрепления кадрами нашего коллектива служат семейные династии, с общим стажем работы на предприятии 100-150 и более лет. Уже четвертые поколения семей Евсеевых-Мишариных, Иолтуховских, Казымовых, Мартыновских трудятся у нас.
Например, династия Иолтуховских – династия крановщиков. Это великие люди! – с восклицанием в голосе говорит А.Г. Берестов. – Их первое и второе поколения, Ефрем Иосифович и Анна Венедиктовна, приехали в поселок Белоярский в 1975 году вместе с сыном Михаилом и его женою Надеждою. По специальности все они крановщики. Принимали участие в строительстве жилых домов, компрессорных станций, линейной части газопроводов в Белоярском районе.
В 1986 году к их династии крановщиков присоединился внук – Сергей Михайлович, закончивший учебу в профессиональном училище крановщиков. Сегодня он работает на всех марках отечественных и импортных кранов.
Младший сын Сергея Александр, работает у нас водителем с 2014 года, а в 2017 году, получив удостоверение автокрановщика, продолжил династию Иолтуховских.
И так можно рассказывать о многих других трудовых династиях, чьи дети и внуки пошли по стопам свои дедов, бабушек, родителей. Это прекрасная традиция «преемственности поколений», которую мы поддерживаем.
Очень многие наши работники награждены званиями «Отличник Миннефтегазстроя», «Заслуженный работник транспорта РФ», «Ветеран ОАО «Газпром», «Ветеран труда газовой промышленности», «Ветеран труда РФ», «Ветеран Общества «Газпром трансгаз Югорск», Почетными грамотами, Благодарностями. И это тоже традиция: быть лучшими! – говорит Андрей Германович Берестов.
В музее Белоярского УТТиСТ выставлены на обозрение посетителей фотографии и рассказы о людях, работавших с самого начала формирования УТТиСТ. Первые руководители: В.Г. Бахметьев с 1964 по 1965 гг. являвшийся начальником транспортного цеха ГПУ «Игримгаз», потом В.С. Берзин (1966-1968 гг.), К.Ф. Ватолин (1968-1970 гг.), П.М. Горелов (1970-1986 гг.), Н.Н. Танцеров…
Николай Николаевич Танцеров начал работать в «Игримгазе» водителем в 1964 году, прошел следующие ступени карьерного роста: механик, старший инженер, начальник отдела по эксплуатации, заместитель начальника предприятия по эксплуатации. С 1986 по 1997 гг. он возглавлял Белоярское УТТиСТ. В период, когда автотранспортники стали обживаться в поселке Белоярский, Николай Николаевич занимался строительством боксов, обустройством промплощадок автоколонн. В 1997 г. он был переведен на должность руководителя Югорского УТТиСТ.
Продолжил его традиции А.А. Денисенков, прошедший свой карьерный путь от начальника автоколонны №7, затем – инженера и начальника производственно-технического отдела, главного инженера предприятия, а с 1997 по 2007 гг. начальника этого автотранспортного управления.
С.И. Булычев руководил Белоярским УТТиСТ с 2007 по 2018 год. Теперь возглавляет Белоярское УТТиСТ А.Г. Берестов, такой же целеустремленный к развитию предприятия человек, как и его заместители А.М. Сугак, А.В. Дроздов, Г.А. Евсеев, руководители служб и отделов: А.С. Маслов, М.А. Кирин, Н.Г. Жайворонок, Л.И. Бурак, Е.И. Лопин, Э.И. Галеев, Е.С. Долгих, Д.А. Святкин.
На фотографиях перед нами предстают ветераны – слесари моторного цеха, водители, которые на МАЗ-537 перевозят трубную продукцию, управляют спецтехникой на ремонте газопроводов, компрессорных цехов.
Привлекла внимание и спортивная фотографии тех времен: команда футболистов, за спинами которых жилые вагончики.
Кстати, эта любовь к спорту в коллективе УТТиСТ сохранилась и сегодня. Несмотря на то, что в управлении нет спортивных сооружений, работники УТТиСТ, их дети тренируются в городском Дворце спорта и спортивном зале «Олимп». Организует эти мероприятия инструктор-методист Ю.А. Эрлих, она также ведет секцию по волейболу среди девочек и женщин. В 2017 и 2019 годах юные спортсменки команды «Автомобилист» занимали вторые места среди детей работников филиалов в рамках корпоративной спартакиады ООО «Газпром трансгаз Югорск», а в 2024 г. стали чемпионами.
Женская волейбольная команда в 2024 году в Спартакиаде Общества заняла второе место среди спортивных коллективов. В ее составе – капитан Точилкина Любовь, игроки – Токарева Екатерина, Джуламановы Екатерина и Анастасия, Вендур Дарья, Скворцова Наталья, Хондожко Екатерина, Калугина Галина.
Хороших результатов в региональных соревнованиях добиваются команды по хоккею, дартсу, баскетболу, волейболу (женщины и мужчины), шахматам. По итогам 2022 года Белоярское УТТиСТ получило кубок победителя Спартакиады Общества «Газпром трансгаз Югорск» в Белоярском регионе, и эта награда стала поистине долгожданной, ведь путь к ней длился 15 лет.
Кстати и начальник УТТиСТ А.Г. Берестов не остается в стороне. В 2020 году он стал чемпионом автогонок на льду в рамках совета руководителей «Газпром трансгаз Югорска». Занимал призовые места в личном первенстве на соревнованиях среди аппаратов управлений Общества по дартсу, пулевой стрельбе. Всей семьей (супруга и трое детей) они ежегодно принимают участие в городских массовых мероприятиях «Кросс наций!» и «Лыжня России».
С большим успехом в Белоярском транспортники организуют региональные соревнования по волейболу, фестиваль пляжных видов спорта «ЭВРИКА».
Следующая традиция – проведение конкурсов профмастерства и Спартакиад, посвященных Дню работника автомобильного транспорта. В них принимает участие пятая часть коллектива.
Есть в УТТиСТ и другие традиции: проведение концертов художественной самодеятельности, фестивалей военно-патриотической песни «Эхо войны», «Мы этой памяти верны», конкурсы фотографий и детских рисунков.
В 2007 году созданная заслуженным деятелем культуры ХМАО-Югры В.А. Огарковым вокальная группа «Вариант» объединила многих своих почитателей. В ее составе – слесарь РММ Владимир Ганул, ветераны управления Сергей Кокарев и Сергей Маслов. Его сын Александр сегодня работает начальником производственно-технического отдела, сын Алексей – инженер-электроник группы ПВМ, а дочь Любовь – экономист ОЭПОиНТ родного транспортного управления.
Я рассказал лишь о небольшой доле тех традиций, которые укрепляются и развиваются здесь. Они связаны и с подготовкой в средних профессиональных учебных заведениях своих будущих трудовых кадров, с проведением конкурсов на лучшее эстетическое состояние производственных объектов, охраны труда, с профсоюзной деятельностью, наставнической, благотворительной…
Вспоминаю лозунг на баннере перед въездом на центральную базу Белоярского УТТиСТ: «Крепкие традиции – надежное будущее!» – и соглашаюсь с тем глубоким смыслом, который заложен в нём. Нет, этот смысл не иссяк в своем идеологическом значении – напротив, он намного расширил свои границы по сравнению с 60-ми, 90-ми, 2000-ми годами.
Свидетельство о публикации №224081800229