Рустам Махмудов - написанные рецензии

Рецензия на «Кант в виде облака» (Галина Пагутяк)

Вы ставите перед человечеством по-истине титаническую задачу "всем мыслить". :-))) Но ведь человек в большинстве своем не только существо мыслящее, но и избегающее мышления.

"Но кто бы мог представить, что через двести лет после смерти философа и завершения эпохи Просвещения, человечество вновь окажется перед альтернативой: « Или мысль, или смерть»"

На мой взгляд, эта проблема проявилась не через 200 лет, а она стоит перед каждым человеком каждый миг жизни с момента его зарождения. "Ничего, кроме настоящего, не существует, и если человек не может жить в настоящем, он вообще не сможет жить никогда" (дзен буддисткая мудрость)

Рустам Махмудов   03.07.2009 11:17     Заявить о нарушении
Помилуйте, я только отстаиваю право человека мыслить самостоятельно и его право на защиту от порабощения чужой мыслью.Да, эта проблема существовала всегда, но никогда раньше не маскировалась под свободу и демократию.Чем больше свободы, тем меньше мысли.
Если есть только настоящее, вопрос времени просто снимается.

Галина Пагутяк   03.07.2009 11:34   Заявить о нарушении
Как я понял из вашего ответа, вы имеете в виду борьбу за обеспечение внешних условий мышления, т.е. за право присутствия условно говоря в информационном поле не только идеи демократии и свободы? Правильно ли я понял?
Если же вы имеете в виду эзотерический план, то какое отношение внешнее право имеет к индивидуальному процессу мышления? Какое внешнее право могло повлиять на мыслительный акт Будды? Или возьмем времена Христа. Засилье ортодоксальной закостенелой иудейской мысли, агрессивно настроенной по отношению к другим воззрениям, и римское владычество, исключающее любое другое политическое видение, нисколько не помешали осуществлению индивидуального мыслительного акта Христа, апостолов, втом числе и апостола Павла. Может быть наоборот, засилье чего-то, как в нашем случае американской демократии, вызовет ответный процесс расцвета чистой мысли?
Это не полемика. Я просто хочу узнать ваше мнение.
Спасибо

Рустам Махмудов   07.07.2009 10:07   Заявить о нарушении
Да,в некотором смысле это так.Нужна альтернатива.Это, как из-под земли пробивается росток, до сих пор невидымый.Сейчас не существует ни одного достойного философского учения, которое бы смогло помочь человеку разобраться с его судьбой.То есть, они есть,и много, но они не задействованы и незатребованы.Слишком огромное информационное поле.Вопрос, по-моему, стоит так: информация или мысль.Идеология куда меньшее препятствие.Если же говорить о демократии - так это не идеология, а нечто аморфное.Сборная команда футболистов, играющая на чужом поле.

Галина Пагутяк   07.07.2009 11:25   Заявить о нарушении
Если нет достойного философского учения, то может ли их место занять религия, например, православное христианство?

Рустам Махмудов   07.07.2009 13:07   Заявить о нарушении
Религия сама пребывает в состоянии кризиса.Я считаю себя агностиком, поэтому могу судить ни о православном христианстве, ни о иной его разновидности, так как не испытала на себе его влияние.Мне кажется, вся загвоздка в этике в условиях расширения сознания, как ей следует себя вести.Здесь на мои взгляды повлияла "Культура и этика"Альберта Швейцера.

Галина Пагутяк   07.07.2009 14:21   Заявить о нарушении
Да не за что.Я не претендую на особую ученость.Говорю то, что думаю.

Галина Пагутяк   14.07.2009 13:48   Заявить о нарушении
Что уж так далась вам Демократия. Неужели рабовладение лучше? Вопрос в другом. Это ведь как с диким и домашним животным. Этих коров растят на убой. А потому их кормят, поят и содержат лишь только-только для того, чтобы снизить затраты в расчёте на фунт мяса... Так и с мыслями. Они бывают "дикими" и "домашними". Вы говорите именно об этом... возможно не понимая что именно вас беспокоит...

С уважением.

Виктор Урусов   20.07.2009 04:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь пиона» (Галина Пагутяк)

Шеллинг утверждает, что «форма может быть уничтожена лишь тогда, когда она достигает совершенства.»

Я не знаю философии Шеллинга, но с фразой его не согласен. Форма не уничтожима и форма не достигает совершенства. О форме вообще ничего нельзя сказать, потому что слова только уведут в сторону от понимания формы. По сути форма есть не-форма и наоборот. :-)))

Рустам Махмудов   03.07.2009 11:03     Заявить о нарушении
Древние мастера, создав шедевр, наносили ему повреждение.Я это имела ввиду.Форма пиона вообще - неуничтожима.Форма конкретного пиона разрушается.Это было известно еще шумерам с их учением о Ме.

Галина Пагутяк   03.07.2009 11:38   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Однако все же не все древние мастера наносили повреждение созданной вещи. Представляю, что стало бы с Фидием, нанеси он повреждение статуи Зевса! (шутка) -:))))
Например, создатели самурайских мечей вряд ли наносили повреждение лезвию своего творения или художники намеренно марали свои картины.
Если мастер наносит повреждение вещи, то он так или иначе манифестирует свою привязанность к ней, что выражается в акте повреждения. Настоящий мастер же абсолютно непривязан к своему творению (т.е. в плане привязанности эго к вещи), потому, что творит не он, а оно, как говорят в дзен буддизме. Важна не вещь, а процесс проявления татхата. Шедевр – это плод, который поспев, падает сам собой.

Эйдетическая форма пиона не разрушается, конечно же. Но разрушается ли форма конкретного пиона? Это большой вопрос. Да, мы видим, как увядает пион, но может быть целый пион и увядающий пион – просто разные формы пиона и речь идет не об уничтожении формы, а о переходе одной формы к другой?

Не могли бы вы конкретизировать высказывание об учении о ме, применительно к вопросе об эйдетической и разрушающейся форме пиона?

Спасибо

Рустам Махмудов   07.07.2009 10:33   Заявить о нарушении
Когда я писала повесть о Шумере, я поняла одну вещь.Не архивы, не научные труды помогают воссоздать дух эпохи, а знаки и символы той или иной культуры, а также предметы, которые существуют и поныне.Не думаю, что пионы росли в Шумере,но это не имеет значения.МЕ -это изначальные образы вещей, последовательность действий, правила выживания, то есть все то, что создает человека.Его спускают боги с небес, но пока МЕ достигнут человека, они искажаются и отсюда все неурядицы.Уметь слушать и видеть - самое важное для человека.Незамутненность восприятия.Проследить развитие формы пиона со спокойным сердцем - это и есть МЕ пиона.


Галина Пагутяк   07.07.2009 14:41   Заявить о нарушении
спасибо за обстоятельный ответ :-)))

Рустам Махмудов   14.07.2009 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как я была буддисткой» (Шамбала)

Интересно, а что за буддистской вы были? Спасибо

Рустам Махмудов   29.06.2009 16:14     Заявить о нарушении
Поясните, я не совсем поняла Вашу мысль

Шамбала   29.06.2009 16:40   Заявить о нарушении
Внешней или внутренней. Спасибо

Рустам Махмудов   29.06.2009 17:16   Заявить о нарушении
Для настоящей буддистки это не имеет значения.
Ваше "спасибо" напоминает мне кундалини (змея, которая калачиком сворачивается перед броском)

Шамбала   29.06.2009 17:32   Заявить о нарушении
Ну если Вы познали, что это не имеет значения, и что сансара и есть нирвана, то "быть (в прошлом) буддисткой" вы уже не можете, да и буддисткой (как название) быть сейчас тоже. :-)))

Рустам Махмудов   03.07.2009 10:57   Заявить о нарушении
И каков окончательный вывод?

Шамбала   03.07.2009 18:43   Заявить о нарушении
Кипарис во дворе :-)))

Рустам Махмудов   06.07.2009 08:36   Заявить о нарушении
Первое. Я нигде не писала, что сансара и есть нирвана.
Второе. Нигде не написано, что я сейчас буддистка.
Третье. Вывод о невозможности «быть в прошлом буддисткой» Вы делаете из собственного же утверждения про сансару и нирвану.

Из ответа про «кипарис»» сам собой напрашивается вопрос: Вы не дурачок? Но задавать Вам я его не буду. В другой раз (где-нибудь в другом месте) попробуйте более внятно и адекватно выражать Ваши мысли. Договорились?

Шамбала   06.07.2009 10:39   Заявить о нарушении
Откуда столько агрессии?

Рустам Махмудов   06.07.2009 16:54   Заявить о нарушении
А Вы как хотели? Вальяжно завалились на мою страницу. Со странными ухмылочками. С недомолвками, будто знаете нечто такое, что нам ведомо по причине женского полу. Я что? Должна любоваться на Вашу мужскую самонадеянность? Доказывайте. А так - и я умею.

Шамбала   06.07.2009 19:16   Заявить о нарушении
Удивительно, куда вас заводят ваши домыслы! :-))) Если вы выставляете произведение, то будьте готовы к вопросам. Может быть если вы успокоите свои эмоции и заново прочитаете, то обнаружите смысл? Злить вас вообще цели не преследовал.

Рустам Махмудов   07.07.2009 09:15   Заявить о нарушении
Если Вы задаете вопросы, будьте готовы к ответам.

Смысл был ясен с первого Вашего вопроса. Вы – знаток буддизма, а я – девица непрофессиональная. Вы – мэтр, снисходительно посматривающий на дилетантов. А я – слабая женщина, имевшая недоразумение полезти в мужскую вотчину.

Ваши вопросы, понятные только самым умным мужчинам, должны были выявить мое невежество. Но Вы были снисходительны. И гуманно позволили мне об этом не догадываться.

Шамбала   07.07.2009 12:21   Заявить о нарушении
Ваши последние ответы - это оскорбления в мой адрес и на ответы в истинном их понимании не тянут.
Шамбала, пожалуйста, не надо приписывать свои субъективные представления мне, да еще примешивать сюда гендерные аспекты. Ничего такого не было и впомине. Было желание узнать ваш опыт и попытка побеседовать на языке буддизма, так как вы заявили, что были буддистской.
Если у вас желание, я могу спросить на более понятном языке.

Рустам Махмудов   07.07.2009 13:02   Заявить о нарушении
Вы хотите спросить то, что не знаете или хотите проверить то, что не знаю я?
Спрашивайте. Например, можете спросить, чем отличается сансара от нирваны? Отвечу – понятия не имею. В моем автомобиле лучше разбирается автослесарь, чем я. Правда, он не ездит на моем автомобиле.
Спрашивайте. На понятном языке, на непонятном. Отбросьте условности. Давайте разговаривать по-буддистки.

Шамбала   07.07.2009 13:37   Заявить о нарушении
Вы написали, что были буддисткой. В то же время в одном из ответов написали, что в настоящий момент ею не являетесь. Значит в какой-то момент условно прошлого вы ею были. Отсюда следует вопрос "Что вы вкладываете в слово "быть буддисткой"?

Рустам Махмудов   07.07.2009 14:02   Заявить о нарушении
Я не писала, что в настоящий момент не являюсь буддисткой. Я писала, что «Нигде не написано, что я сейчас буддистка».

«Как я была буддисткой» – это название моего эссе. Вы не рассматривали версию, что буддисткой можно быть и не один раз? То есть на момент одного вашего вопроса я могу выступать как буддистка, а на момент следующего, как «была» буддисткой.

Или возьмем другой случай. Допустим, доктор ложится спать. Вопрос. Кто засыпает в постели доктор или не доктор? Доктором он становится на работе, когда берет в руки скальпель, чтобы отрезать что-нибудь. Считать его доктором, когда он смотрит дома телевизор, в тапочках, в целом может быть и верно. Но тогда и в операционной его в равной степени можно назвать не доктором, а грибником или филателистом, потому что он собирает марки.

Следовательно, фраза «быть буддисткой» не несет никакого философского смысла и ее можно равнозначно приравнять к фразе «сегодня был врачом на работе». То есть слово «был» не означает окончательного завершения действия или жизнедеятельности и его можно рассматривать как перерыв во времени (на обед, до утра)
Или, когда завхоз вешает на дверь своего кабинета табличку «Ушла на базу», что в переводе, я была здесь (буддисткой), но не ушла окончательно.

Шамбала   07.07.2009 14:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как в этой жизни не сойти с ума» (Яков Гринберг)

После прочтения пришел к выводу, что из всех окружающих Вас людей только Вы и знакомый журналист нормальные. Хотя что такое состояние нормальности? Может быть те, кого вы считает сумасшедшими, тихо посмеиваются над вами, называя в своем кругу сумасшедшим (шутка) :-)))
Немного смутила фраза «Тоже мне Америку открыл, – воскликнул удивленно. – Да это всем давно известно». Я был в шоке! Оказывается, каждый об этом знает, однако все молчат. Получается заговор молчания сумасшедших, круговая порука!" Здесь мне кажется, логическая нестыковка. Если каждый сумасшедший знает что он сумасшедший, то он все же не в полной мере сумасшедший, потому что еще способен адекватно отдавать отчет о своем состоянии, а это есть признак здорового суждения индивидуума, критически или с юмором относящего к самому себе.
На мой взгляд, в вашем произведении отраженно классическое западное сознание, которое всегда черезмерно озабочено проблемами психического здоровья, проблемой дуализма т.н. "сумасшедствия и нормальности".
С уважением, Рустам

Рустам Махмудов   29.06.2009 16:06     Заявить о нарушении
Вы, Рустам, восприняли этот текст чересчур серьезно. В том то и заключается весь фокус, что никто себя сумасшедшим не считает. Кто уже сошел с ума, а кто еще нет - широкой публике неизвестно!

Яков Гринберг   30.06.2009 11:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снег в горсти» (Галина Пагутяк)

1. «Современной лжекультуре Европы и Америки свойственны два признака: самоизоляция и вторичность. Нельзя сказать, чтобы она не осознавала этого. Конечно, прекрасно осознает свое рабство и неумение выживать, как и каждый человек, кому повезло жить в более-менее развитой стране, где ему кажется, будто его мнение что-то значит».

Извините Галина, но мне кажется, что слово «лжекультура» - это чрезмерно жестко. Я полагаю, как и в любой культуре эпохи Кали-Юги, в европейской культуре есть и возвышенные, и низменные составляющие. Я думаю, что подобное разделение нормально, поскольку люди не равны, в том числе и в плане восприятия возвышенной культуры. Гуманистам-идеалистам хочется верить в равенство, но реалисты, которые живут в мире, видят, что в практической плоскости равенства нет. Но именно отсутствие равенства в области восприятия эстетического и делает мир прекрасным, поскольку понимание высокого возможно только при сопоставлении с низким. Если бы не было низости афинского плебса в отношении Сократа, мы бы никогда полностью и не узнали бы возвышенность Сократа и не увидели бы рождение Платона.
Я ранее в юности грешил, не скрою, тем, что обвинял европейцев в культурном падении мира. Но более близкое знакомство с европейскими интеллектуалами, в том числе и личное, показало, что Европа, как и всякая культура, несет в себе как высокое, так и низкое. Кто-то пьет из чистого источника, кто-то из замутненного. Скажем, мусульманская культура, в пространстве которой я живу, вточь такая же как и европейская – в ней много высокого, но и много откровенно низкого. Но культура она потому и культура, что она холистична – в ней есть как эстетика прекрасного, так и эстетика безобразного. Культура не может существовать как целостный феномен, если отсечь один из этих элементов.
Обвинение в отношении Запада часто строится на том, что он распространяет массовую культуру, развращающую людей Востока. Но я полагаю, что это ошибка. Платон когда-то сказал, что в своих бедах мы склонны винить богов и злую судьбу, но только не самих себя. Источник проблемы не в массовой культуре – источник находится в том, что на Востоке, как и на Западе в результате естественной инволюции и смешения варн, в процентном соотношении стали преобладать представители, как говорят в Индии, шудр и чандалов.
Подобная массовая культура есть их естественная культурная среда обитания, наполненная близкими им от природы символами, знаками и мифологическими конструкциями. Скажем, в том же Древнем Риме имелись элитарная культура Сенеки, Марка Аврелия, Лукреция, и массовая культура плебса. Всегда те, кто восприимчив к возвышенному, находятся в радикальном меньшинстве. В Коране Шариф сказано, что большинство никогда не уверует.
Мне в европейской культуре много что нравится, особенно французский экзистенциализм и литература. Но я также осознаю, что есть срез культуры европейского охлоса, и он приобретает все более гротескные формы, которые возможно приведут к гибели современной Европы. Я смотрю на это спокойно, так как за сумерками богов всегда следует новый цикл, возможно на основе какого-нибудь европейско-мусульмано-берберского синтеза :-)).

Вы также высказали мысль «Нельзя сказать, чтобы она не осознавала этого. Конечно, прекрасно осознает свое рабство и неумение выживать». Мне кажется, что способность представителей культуры полностью отдавать отчет в падении культуры, и не просто критический отчет, а отчет интеллектуальный, есть показатель наличия в недрах позитивного здорового начала. Необходимо еще учесть, что открытая интеллектуальная критика всегда составляла органическую часть культурного процесса в Европе. К сожалению, многие восточные страны начисто этого лишены.

Продолжение следует :-)), поскольу всегда читаю неспеша, акцентируя внимание на ключевых фразах

Рустам Махмудов   08.05.2009 11:25     Заявить о нарушении
Это первый серъезный комментарий к моей скромной статье, и мне очень лестно его читать.Я работаю с беженцами, среди которых много мусульман, и отчетливо вижу разницу между Западом и Востоком.И у меня есть причины также смотреть на западную культуру как феномен во многом себя исчерпавшийся.Кажется, экзистенциализм был последним сплеском творческой и философской мысли.Классическое искусство стало теперь лишь брендом.Стагнация длится слишком долго, и за это время стираются грани между высокой и массовой культурой.И все дело, мне кажется, в деградации человеческих чувств.Моя статья о чувствах, и ни о чем больше.Славянская эмоциональность, что тут поделаешь.

Галина Пагутяк   08.05.2009 12:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Миссия фэнтази» (Алевтина Котова)

Распечатал рассказ. Вечером обязтаельно прочитаю дома и в ближайшее время выскажу свои мысли.
С уважением,
Рустам

Рустам Махмудов   06.02.2007 12:37     Заявить о нарушении
жду! не стесняйтесь говорить все, что вы думаете.
я не из тех, кто впадает в истерики по поводу любой критики. с Спасибо! Жду с нетерпением. не стесняйтесь уважением алевтина

Алевтина Котова   06.02.2007 18:12   Заявить о нарушении