Николай Филипьев - написанные рецензии

Рецензия на «Улыбка господа» (Елена Катрич Торчинская)

Типичная картина. Сам по себе православный священник не мошенник, и о мошенничестве скорее всего даже не знает. Его используют втемную.
Но он "духовно окормляет" мошенников. Это требует от него церковное начальство.
У мошенников,дескать, ДЕНЬГИ есть на пожертвования. А пожертвованиями надо делиться с самим начальством. И не может он сообразить своими православными мозгами, что если мошенник и платит, то он уже наметил свой здоровенный кусок, чтобы ухватить и утащить в норку. Так и он сам, вместо духовного водительства как бы невольно, отбросив подозрения, становится СОУЧАСТНИКОМ

Николай Филипьев   16.04.2017 14:50     Заявить о нарушении
Честное слово, ничего во всех этих вещах не смыслю. Я предпочитаю не думать о людях плохо и, хоть не дока в божьих заповедях, но думаю,что душе это полезнее, чем изощряться в подозрениях. Может, Вы и правы, не знаю. Сама себя жертвой мошенничества не считаю.

Елена Катрич Торчинская   16.04.2017 17:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Методы достижения власти над людьми в сектах» (Самсон)

По существу все очень системно и точно. Секты, манипуляция и власть.
И дьявол "лукавый", разлучающий, отлучающий, на современном языке "разрушающий доверие и сотрудничество" здесь вполне к месту. Секты - темная иерархия.
А вот где не секты? Есть 6 русских православных конфессий только в Москве. РИПЦ - "катакомбная" или Истинно-Православная (Тихоновская).
ЗПЦ - Зарубежная. АПЦ - Апостольская(обновленная). Старообрядческая поповская. Старообрядческая беспоповская. Московская Патриархия (номенклатурная). Последняя известна, тем, что "приватизировала" массу храмов, за счет советских номенклатурных связей, и тем, что сохраняет принцип "темноты и невежества", с коммунистических времен. Например, талантливому миссионеру и богослову Андрею Кураеву никогда не получить сан выше дьякона. Образован шибко. Иерарх должен быть невежествен. Так ушедшие коммунисты хотели. Так было и так будет. А мелкие конфессии, типа "Божьея матерь - Державная" - сколько их?
Как разобраться - где из всех этих конфессий секты? По Вашим критериям - все они подходят.
Может все по досоветскому анекдоту? Три добродетели дал Господь.
Ум, Вера и Воцерковленность. А вместить человек может, по греховности своей, только две. Ум и Воцерковленность исключают Веру.
Воцерковленность и Вера исключают Ум. Ум и Вера исключают Воцерковленность... Хотя мы знаем св. архиепископа Войно-Асинецкого, о.
Павла Флоренского и многих других, кто категорически не подходит под это правило...

Николай Филипьев   27.01.2011 22:36     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и рецензию. Я думаю вы как человек грамотный почуете - где неплохо , где плохо, где опасно и откуда бежать.

Самсон   27.01.2011 23:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прелюдия Империя» (Юрий Ижевчанин)

Н.А.Филипьев.
Регрессоры против Прогрессоров.

Рецензия на книгу 1 «Прелюдия: Империя»
Научно-фантастического романа Юрия Ижевчанина
«Лиговайя». Жанр – социальная фантастика.

Роман производит ошеломляющее впечатление.
Ничего не подозревающий читатель, пролистав предварительно книгу, обнаруживает средневековый сюжет, и настраивается на легкое чтение, - отважные рыцари, красивые поединки, благородные короли, блистательные красавицы, коварные враги и торжество справедливости.

Охватывает грусть о несбыточно – прекрасном средневековом прошлом. Несбыточном потому, что, наверное, его и не было. Благородные рыцари мало чем отличались от бандитов на большой дороге, насквозь были пропитаны своим и конским потом, и не мылись месяцами. Изысканным украшением прекрасных дам были золотые щипчики, которыми те изящно выщелкивали блох в волосах и под одеждой. Шелковая одежда из Китая особо ценилась за то, что блохи в ней не заводятся. И рыцарские романы давно уже осмеяны Сервантесом. Но успех Желязны и Толкиена внушает надежды.

Читатель начинает знакомиться с текстом - обнаруживает, что все атрибуты средневекового романа вроде бы как и присутствуют. И мощный мужик, и прекрасная гетера, и поединки и любовь аж до самой тантры. Но все это – только пейзаж за окном или задник театральной декорации.
Поражает стройность, системность, продуманность отношений и глубина характеров. Примитивных характеров просто нет. Каждый из персонажей очень быстро «растет». И в социальном, и в нравственном плане.
Общество сословно. Дворяне, крестьяне, мастерские, цеха, принцы, короли, император, даже рабы.
Но сословные перегородки преодолимы. Нравственный рост человека «повышает» его социальный статус, падение –понижает.
Персонажи не делятся на «плохих парней» и «хороших». Каждый совершает ошибки. Но отношения в империи таковы, что ошибку можно исправить, и тот, кто преодолел себя, становится лучше, осознает новую грань реальности, морально «растет». Сообщество это осознает - и готовит для него более высокую социальную нишу.
Нигде в романе нет остановки в виде соблазнительного счастья «и жили они долго и счастливо, и умерли в один день». Все в развитии, все в движении. Награды судьбы есть, они грандиозные – но без остановки сюжета, - дальше – только вперед.
Так не бывает! – протестует возмущенный читатель. Это против природы хищного зверя под названием человек! И здесь автор детально, подробно, внимательно, на блестящих сюжетных коллизиях раскрывает все детали устойчивого, саморегулирующегося и отлаженного механизма. Такого механизма правил, традиций, законов, который и обеспечивают все эти утопические красоты.
Все равно не верю! – протестует читатель. Любой механизм, как бы точно он ни был отрегулирован, нуждается в Механике, не говоря о Конструкторе механизма. Такое не может быть само по себе. Кто-то очень могущественный за этим должен стоять.
Мне не хочется ни утомлять читателя пересказом, ни, тем более, портить ему впечатление пересказом самого интересного. Ниже я скажу об этом подробнее.
Но в конце спектакля у Гамлета в кармане звенит сотовый телефон, Горацио достает ноутбук, а Клавдий летит сниматься в Голливуд, США. Все объясняется и становится на свои места. Да, были Конструкторы и есть Механики. И механизм не произошел в результате счастливых случайностей или естественного отбора. И веская причина его создания была. И Великие Ошибки тоже были, и они были исправлены. И совсем не все Проблемы решены…
Ко многим достоинствам романа следует отнести изящность входа в социальную модель. Мальчик Тор поступает на обучение к известному кузнецу. Он, начиная со своего цеха, шаг за шагом осмысливает и обживает тот мир, в котором оказался. И вместе с ним это же делает и читатель.

Что касается недостатков, романа, здесь я приведу известную американскую шутку. Девушка с фонариком проводит зрителя на свободное место в кинотеатре. Идет остросюжетный детектив. Девушка ожидает чаевых. Зритель не дает. Тогда, в качестве мести, она «подсказывет» зрителю, кто из персонажей убийца. Вся интрига распалась. Смотреть становится не интересно.
Такую роль в романе играет глава 0 –« Мир, в котором живут герои»
Слава Богу, она написана, в отличие от всего романа, достаточно сухим, «академическим» языком и поэтому не запоминается. Или, по крайней мере, потому, что в начале не ясно, какое она имеет отношение к остальному.
Мой совет – причитать эту главу последней – так будет интереснее.
Видимо автор, человек явно академических традиций, привык в начале писать аннотацию – о чем же дальше будет идти речь. Судя по номеру главы, он вставил ее впоследствии, после написанного, в качестве добросовестной доработки. На мой взгляд, «перехорошил».
Это противоречит законам жанра. Вспомните «Рукопись найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого. Сколько мистификаций, запутанных страшных историй не имеющих, казалось бы рационального объяснения. И в конце все очень просто разъясняется, загадки разрешаются, напряжение сюжета спадает. А если бы разъяснение было с самого начала?

В целом же роман интересен тем, что за острым сюжетом и романтическими декорациями Средневековья стоит сложный и развитый мир, заставляющий задуматься над самыми современными, актуальными и глубокими вопросами.
- Случайно ли возникает жизнь, если математическая вероятность спонтанного возникновения одной клетки с сотнями тысяч химических реакций внутри нее невероятно, исчезающе мала? Не следует ли предположить, что жизнь «распространяет себя сама» как семена деревьев?
- Сложность жизни так велика. Не следует ли предположить, что Конструктор Жизни обладает интеллектом, значительно превышающим человеческий?
- Для переноса семян нужен нехитрый механизм плодов и птиц. Для переноса жизни от звезды к звезде нужен более высокий интеллект космических путешествий. Не являемся ли мы сами «колонией поселенцев» их других, более развитых миров?
- Колонисты из других миров неизбежно должны врастать в экобиоценоз Колонии. Для этого, не должны ли они упростить свой быт, свою культуру до примитивного освоения агроструктур, других структур жизнеобеспечения и перестать «ностальгировать» о своем космическом прошлом? Не должны ли они (мы) намеренно потерять свою историческую и личную память?
- Этика, моральные ценности, ценности духа – не является ли это «последней твердыней» уходящей памяти о Великом Прошлом?
- В процессе «врастания» Колонистов в экобиоценоз, неизбежны ли встречные процессы - как роста их технологической вооруженности, - так и падения, деградации этических и духовных ценностей?
- Должны ли первопоселенцами быть созданы «службы безопасности» для балансирования этих двух составляющих? Как они должны работать?
- Не выполняют ли эти «службы безопасности» роль «регрессоров» для этически несовершенных сообществ? Не является ли «теория горизонтального регресса» фантастической альтернативой «теории вертикального прогресса» Стругацких?
- Не является ли, в этом случае, неизбежным, разделение «потусторонних сил»: - на «светлых», для которых этика впереди технологии, - и «темных», для которых - технология вне этики и является ключом к силе и к власти?
- Не является ли сам «вертикальный прогресс» с созданием «сверхчеловека», - изобретением «темных» сил, которые отвергают приоритет этики?
- Неизбежно ли крушение империй, достигших технологических высот, но потерявших свою духовную основу?
- В результате этического расслоения людей, способствует ли их росту сословное разделение, соответствующее этическому уровню?
В целом, роман как бы "вбивает последний гвоздь" в идею Прогрессорства, блестяще начатую Иваном Ефремовым. У Ефремова "хорошие парни" несут идеи прогресса и борются против "плохих парней". Идея продолжается у Стругацких от того, "хорошие парни" не должны применять жестокость и насилие к "плохим парням" но жизнь заставляет...(Трудно быть Богом). - До логической противоположности - Когда "хорошие парни" несут свой прогресс нам грешным, то мы стреляем в них без колебания и сомнений, не мучаясь угрызениями совести(Жук в Муравейнике).
Как и в мистике Эльтерруса в романе Ижевчанина становится понятно, что технологическое "прогрессорство" - путь эволюции Темных Сил, а путь Светлых - это нравственный и духовный прогресс, намеренно опережающий технологический.

Николай Филипьев   24.01.2011 15:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за обстоятельную рецензию. Честно говоря, от Стругацких и Ефремова я немного отталкивался. В частности, в Часы Быка намеками, но совершенно определенно, говорится о спартанском жестоком воспитании молодого поколения в "светлом будущем" и о беспощадном положительном отборе как противодействию сползанию "цивилизованного" общества в отрицательный.
А сами Стругацкие пришли к выводу, что их Мир полдня -- нереализуемая утопия (смотри Б. Стругацкий. Комментарии к пройденному. Амфора, СПб, 2003). И что необходима жесткая стратификация общества по моральному уровню.
А вот с Эльтеррусом мы работали абсолютно независимо, хотя кое-кто уже говорил мне о перекличке с ним.

Юрий Ижевчанин   24.01.2011 20:29   Заявить о нарушении