Кармен. Истоки античности

Руслан Богатырев
Кто из нас не слышал слово Кармен? Это имя неотразимой цыганки из одноимённой оперы Жоржа Бизе (1874). Оперы, созданной в традициях разговорных опер (opera-comique) и поставленной на сюжет новеллы «Кармен» Проспера Мериме (1845).  Как полагают некоторые исследователи, новелла появилась под влиянием романтической поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824), которую Проспер Мериме в прозе позже перевёл на французский язык (1854).

Пушкин и Мериме раскрывают две истории любви: Алеко и Земфира, Дон Хозе и Кармен. Интересно, что у Пушкина в его поэме есть такие строки, вложенные в уста Старика.

Меж нами есть одно преданье:
Царём когда-то сослан был
Полудня житель к нам в изгнанье.
(Я прежде знал, но позабыл
Его мудрёное прозванье.)
Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной —
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный...

А ведь это явно об одном из любимых древнеримских поэтов Пушкина, имя которому Овидий (43 г. до н.э — 17 г. н.э.). Он автор знаменитых поэм античности «Метаморфозы» и «Наука любви». Из-за своих разногласий во взглядах на идеалы любви с социальной политикой императора Августа был сослан из Рима в западное Причерноморье, где и провёл последние годы жизни. Судьба этого поэта-изгнанника была очень близка Пушкину. 

Кармен, Бизе, Мериме, Пушкин, Овидий... Неожиданно, но кармен действительно имеет куда более глубокие корни, чем мы привыкли считать. Оно восходит к античности. Именно так — кармен (carmen) — именовали стихотворную форму, гимн, заклинание, прорицание в Древнем Риме. Поэтические произведения античности (Горация, Вергилия, Овидия, Апулея) исполнялись чаще хорами в сопровождении щипковых инструментов (кифары, лиры, тригоны).

Один из самых знаменитых и торжественных гимнов-карменов (Carmen Saeculare) был создан Горацием, древнеримским поэтом золотого века римской литературы, по заказу римского императора Августа (Гай Юлий Цезарь Октавиан, 63 г. до н.э. — 14 г. н.э.). Гораций сложил через молитву Аполлону и Диане гимн новому веку, веку Августа. Древние римляне верили, что каждые 110 лет (saeculum, эпоха) мир полностью обновляется, и наступают новые времена. Которым и посвящён этот гимн. Его исполнял хор из 27 девушек и 27 юношей по случаю  «Игр эпохи» (Ludi Saeculares), которые венчали конец очередной эпохи. 

В 17 г. до н.э. император Август возродил этот римский религиозный праздник, проводившийся уже в третий раз. Праздник, который включал жертвоприношения и театральные представления, продолжавшиеся в течение трёх дней и ночей. Торжества получили название «Терентинских игр». Они справлялись на Капитолийском и Палатинском холмах Рима, а также на Марсовом поле, на так называемом Tarentum (Terentum), над подземным алтарём, который был посвящён богу Диту/Плутону и его жене, богине Прозерпине.

От слова carmen произошли камены (Camenae, древн. форма casmenae) — древнеиталийские божества, обитавшие в источниках и родниках. Одна из самых знаменитых камен — богиня Кармента (Фемида, Никострата). Она была нимфой, матерью римского героя Эвандра  и женой лесного бога Фавна. Кармента обладала даром провидения и излагала свои прорицания в форме песен (carmen), откуда и пошло её имя. У подножия Капитолийского холма в Риме ей был воздвигнут храм, алтари и Porta Carmentali («Карментальские ворота», или «Карментин»), а в середине января каждого года в её честь проходил праздник (Carmentalia), в котором в основном участвовали женщины.

Впоследствии римские поэты перенесли название камены и на греческих муз, которые также первоначально были божествами родников, ручьёв, источников.

Сам Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать вместе co струнами». Для исполнения песнопений (это восходит по традиции к Древней Греции) был разработан целый ряд формульных мелодических композиций — номов (3-частные, 5-частные, 7-частные). Связь слова с музыкой осуществлялась через специальные ритмоформулы. Поэт-музыкант приспосабливал различные стихи к мелодии-модели (мелодические формулы). Номы —  текстомузыкальная и инструментальная форма, посвящённая Аполлону. 

Вне всякого сомнения, кармен (carmen) — выразительное, мелодически окрашенное, возвышенное поэтическое слово, обращённое к богам.

Возрождение кармен-искусства античности сегодня находит своё воплощение в кармен-романсах, кармен-фильмах, кармен-синематографе, кармен-сюитах и кармен-миниатюрах. То, что удалось детально проработать и воплотить в рамках деятельности Русского общества классического романса за период с 2016 по 2019 гг.

——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

Кармен-романсы, фильмы-романсы и кармен-синематограф (мои эссе и заметки, 2018-2019):

1. Серебряный век и кармен-романсы (27.11.2018): http://proza.ru/2018/11/27/657
2. Истоки русской лирики. Стихи умиленные (28.11.2018): http://proza.ru/2018/11/28/789
3. Музыка речи. Пел соловей. Лермонтов и Бунин (30.11.2018): http://proza.ru/2018/11/30/65
4. Кармен-романсы. Новый жанр (19.06.2019): http://proza.ru/2019/06/19/981
5. Классический романс и кармен-романс. Сопоставление (21.06.2019): http://proza.ru/2019/06/21/1121
6. Фильмы-романсы. Новый жанр: http://proza.ru/2019/06/21/968
7. Фильмы-сонеты (22.06.2019): http://proza.ru/2019/06/22/1091
8. Александр Блок и web-альбомы. К новому качеству (08.08.2019): http://proza.ru/2019/08/08/1448
9. Пение как танец. Продолжая Шопена (17.08.2019): http://proza.ru/2019/08/17/960
10. Романс. Музыкальный словарь Римана (29.08.2019): http://proza.ru/2019/08/29/1536
11. Типографика музыки. Бунин и Заболоцкий (25.11.2019): http://proza.ru/2019/11/25/635
12. Кармен. Истоки античности (26.11.2019): http://proza.ru/2019/11/26/1164