Коронавирус. Фанатизм тотального страха

Руслан Богатырев
Коронавирус | Фанатизм тотального страха

Итак, ситуация с вакциной достаточно ясна: это много месяцев, без гарантии успеха. Известно, что в первую очередь будут вакцинировать медработников. По разным оценкам, ждать не менее года.

Что же предлагается сейчас в большинстве стран? И здесь Россия не исключение.

Ограничение контактов. Локдаун, карантин, самоизоляция...

В надежде (скорее, априорной категоричной уверенности) что это значительно остановит масштабы заболеваемости.

Думаю, давно уже пора всё же признать, что в отношении этой "пандемии" речь идёт не о масштабах заболеваемости, а о масштабах инфицирования. Это очень разные вещи, если знать пропорции реально больных, подлежащих госпитализации (12-15%), и просто инфицированных.

Наращивание суточной базы тестирования решает больше задачу психологической уверенности, что выявляем инфицированных (вирус-положительных) для последующей их изоляции. При этом доля реальных больных наверняка начнет падать, если будут тестировать всех в массовом масштабе и без симптомов.

Как показывают мои расчёты на основе официальных открытых данных Роспотребнадзора, коечный фонд начинает высвобождаться. Эпидемический процесс понемногу идёт на убыль. Примерно с начала мая. Рассчитать и оценить это не так сложно, как может показаться. 

Надежды эпидемиологов и вирусологов на то, что жаркое солнце и грядущее лето остановят злобный коронавирус, пока плохо подкреплены результатами исследований. Аналогии с другими вирусами могут просто не работать.

Более того, недавнее исследование учёных из Университета Торонто говорит о том, что "лето не заставит коронавирус уйти".

Значит, карантинные мероприятия решили чисто тактическую задачу — выиграть некоторое время, чтобы подготовить коечный фонд и медперсонал к возможному потоку больных. Насколько можно судить по заявлениям наших официальных лиц, эта задача в целом для России решена. Причём с запасом.

И что же дальше? Если исходить из того, что вирус сам ослабнет за счёт увеличения цепочки инфицирования и коллективного иммунитета, то тогда любые меры по изоляции только искусственно сдерживают этот процесс (в этом и состоит противоречие, которое своим путём пытаются разрешить, быть может, слишком в лоб, Швеция и Беларусь).

Проблема остаётся. Так где же собственно стратегия?

Если коронавирус такой страшный и злобный, как его представляют в информационном пространстве, то само собой не рассосётся. И тогда вырисовывается на горизонте тупиковый путь: 2-3 месяца самоизоляция (под "домашним арестом"), потом пару месяцев немного погулять в "тюремном дворике" и опять на несколько месяцев обратно, в "камеру" (я про осень и ожидаемую вторую волну).

Сравнение напрашивается невольно. Поскольку ничего реального и конкретного не предлагается. Не только у нас. Вообще в мире.

Ссылки на Китай вызывают большой скептицизм. Если нет прозрачности в тестировании (а количество тестов там ни ранее, ни сейчас намеренно не предается огласке), говорить об успехе и победе можно чисто условно.

Вспомним, как всего месяц назад в мире и у нас стояла шумиха вокруг аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких). Ну просто главное спасение в этой "пандемии". Угрохана уйма сил и средств. И ради чего?

Что на выходе имеем: для помещенных на ИВЛ 88% летальных исходов в США, 86% в России (если обобщать данные Дениса Проценко, главврача клиники в Коммунарке). Т.е. это, скорее, гильотина от насморка. Да, помогает. Но при таком проценте это не вариант.

Денис Проценко (10.05.2020):"Проанализировано 125 законченных случаев использования ИВЛ. Успешное отлучение у 17 (13,6%)".

По данным Минздрава, у нас сейчас в России около 1400 пациентов на ИВЛ. Вот и считайте, чего можно ожидать в не столь отдалённом будущем в плане летальных исходов.

Полагаю, давно уже пора перешагнуть через ложный барьер "страшной угрозы" COVID-19 и начать активно выяснять степень поражения популяции. Но не столько тестированием на наличие SARS-CoV-2, сколько поиском любых маркеров перенесённого инфицирования. В частности, речь о тестировании на наличие антител.

Есть немало вполне обоснованных предположений, что реальное инфицирование популяции в разы превышает нынешние скромные оценки. А для Москвы превышает и даже смелые оценки Сергея Собянина (300 тысяч инфицированных). Не исключаю, что в реальности гораздо больше.

Т.е. не вируса надо бояться, а понимать, где сейчас узкое место, где потенциал средств борьбы и как его повышать. Как формировать долгосрочную стратегию, а не совершенствовать сиюминутную тактику.

Полагаю, наличие свободного коечного фонда и мед.персонала — это просто начальный этап. Ведь лечение пока носит характер более интуитивный. Ни о какой доказательной медицине речи вообще нет.

Врачи учатся. На живых людях. Но другого выбора у них нет. Нет его и у их пациентов.

Так что решают, как и в любом значимом деле, кадры. Золотые кадры. Единицы, которым надо создавать максимум условий, чтобы они быстрее смогли наработать ценнейший опыт и далее передавать его в другие клиники.

Пора уходить с экстенсивного пути и меньше доверять бодрым рапортам о количестве новых коек. Теперь уже не в койках дело. Германия это знает. Не в количестве. А в кадрах. В их качестве.

Полагаю, в нашем здравоохранении нужна срочная реинкарнация хорошо подзабытого в ИТ метода главного программиста. Которому остальные на этом этапе должны подносить снаряды.

Постойте, а как же пресловутое социальное дистанцирование? Не вижу смысла от него отказываться. Как и от очевидных мер профилактики. Но использовать всё это надо в меру и без нынешнего фанатизма. Фанатизма, который вырос из тотального страха.

——

Подзабытый компьютерный проект IBM для New York Times. Он занял два года и был завершён к середине 1971 г. В проекте одновременно использовалось несколько нововведений: организация команды главного программиста (chief-programmer team organization), нисходящая разработка с пошагововым уточнением, иерархическая модульность и функциональная верификация программ. Разработанная система для New York Times решала задачи хранения и поиска информации для справочной службы редакции. Доступ к ней был организован с более чем ста терминалов — для того времени это был прорыв.

Исследование, проведённое IBM, показало, что по сравнению c другими проектами подобного масштаба и сложности производительность труда в этом случае была в 5 раз выше. Главным сюрпризом стали не только сжатые сроки, но и высокая надежность системы. За весь первый год эксплуатации она вышла из строя только один раз.

——— ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Коронавирусная летопись. Ситуационный центр: http://proza.ru/2020/04/28/1189
• Коронавирус. Фанатизм тотального страха: http://proza.ru/2020/05/11/1689
• Коронавирус. Да здравствует тестократия: http://proza.ru/2020/04/30/2045
• Коронавирус. Эпидемия. Модель лесного пожара: http://proza.ru/2020/04/23/1046
• Коронавирус. Москва и Россия. Бессимптомные и тяжелые. Реальная картина: http://proza.ru/2020/04/24/2228
• Коронавирус. Лукавство статистики. Тесты: http://proza.ru/2020/04/30/1438
• Коронавирус. Москва и Россия: мониторинг, отчётность, оперативность, тестирование: http://proza.ru/2020/05/04/40
• Коронавирус. Россия и Европа. Точки перелома: http://proza.ru/2020/04/21/134

• Коронавирус. Россия. Прогноз на 11 мая: http://proza.ru/2020/05/11/275