2. Тропа сквозь Анзерский лес

Ирина Жгурова
3. Тропа сквозь Анзерский лес

У Поклонного креста

Паломников, одолевших морской путь, Анзер встретил Поклонным Крестом. На Анзерском мысе Кеньга 2-го сентября 1992-го года у бывшей переправы прибывавших по морю заключенных был установлен Крест сотрудниками ТСМ (Товарищество северного мореходства), которое в 90-х годах было создано историком и писателем Сергеем Васильевичем Морозовым на Соловках.

На этом месте слова исходили от светлой чистоты неба, бирюзовой полосы горизонта, зелёной щетинки прибрежной травы на рыжевато-коричневых участках, мудрости деревьев. Озвученные истории заполняли пространство и сердца. События прошлого растворялись в памяти, располагали к терпению и смирению. Анзерский комфорт заключался в благодати, в тревожном познании, в спокойствии от отсутствия удобств. Анзер был таков, каковым являлся. Палатки с чаем не предусматривались, и такси на полтора десятка километров не подвозили по причине их отсутствия.

С этого места начиналось чудо притяжения Соловецкого острова Анзер. Блаженство охватило ноги при прикосновении к многострадальной земле. Лучше было бы идти босиком для живого касания, но на такой подвиг никто не решился.  До площадки со скамьями предстояло пройти долгий путь через лес, хотя было желание посидеть на траве и ощутить дыхание крон. Позавчерашний дождь размазал грязь по дороге, и солнышко успело испить воды из луж.  Преодоление пути вызывало беспокойство от участи мучеников и одновременно покоя от намоленности места.

В Анзерском пребывании растекалась теплом благодарность судьбе за возможность наблюдать, смотреть, узнавать, печалиться и радоваться. Телефонные звонки не отвлекали -  связь имелась только на горке и на Голгофе. Воспринимались благодарным смирением: отключение от мира, неспешная ходьба, возможность созерцания природы и прикосновения к истории.   

Небесный образ Соловков и Анзера входил и оставался в сердце. Прилетало воспоминание об ухоженности и комфорте на Валааме, но Анзер успокаивал тишиной.
*** В монастырских причалах устанавливали часовни в честь икон Богородицы или святых. На месте разрушенной часовни ставили Крест, например, в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости». У Варваринского причала, откуда паломники отправлялись на Анзер, ранее была установлена часовня в честь святой Варвары, которой люди молились перед отправлением в море, и там же после преодоления морского пути благодарили святителя Николая. Соловецкие святые Зосима и Савватий так же стали помощниками мореходов, потому что они ходили в этом море, боролись с волнами, претерпевали трудности.
 По их милости и ныне паломники легко преодолели суровое море: даже ветер притих на весь день и уступил место солнечным лучам. 

Сквозь лес

Большой Соловецкий остров назвали святым, а Анзер – Святая Святых. Можно прибыть на Соловки, но не попасть на Анзер: налетевший ветер поднимал большие волны, и корабли в море не выходили.
Однажды на Соловки приехали сотрудники Портнадзора. Корабли с паломниками вышли в море, одолели половину пути, но вынуждены были вернуться - по рации передали приказ. Паломникам тогда не удалось посетить Анзер. Позже гид Ольга, впервые приехав на Соловки, записалась на Анзер, хотя слышала, что с одного раза туда никто не попадал. Налетел великий шторм: гнулись деревья, летали вперемежку пыль, листья и всё, что могло летать. Девушка не отказалась от мечты, и с Божьей помощью ей удалось через день выехать на Анзер. 
 
Анзер прозвали северным Афоном и Богородичным островом, так как на нём неоднократно происходили явления Пресвятой Богородицы. По её благословению на острове обосновались два скита –– Троицкий и Голгофский.
Бытовала поговорка: кто не был на Анзере – тот не был на Соловках. Тюменские паломники молились у мощей святых в Соловецком Троицком соборе, получили благословение, и Анзер их принял. Они БЫЛИ на Соловках!
Сквозь Анзер по дорожке, как по Дивеевской канавке, надёжно обутые паломники проходили то с молитвой, то в тишине, пребывая в наслаждении погодой и природой.

У обочины на камне устало лежала старая анфельция.  Подошвы в виде присоски у неё уже не было, а протянулся длинный стебель бурого цвета. Эта полезнейшая водоросль издавна применялась в лабораторных и лечебных целях и пригодилась для изобретения агар-агара. При своём рождении она прикреплялась дерновиной к грунту на камне, а потом длинным плоским «телом» лежала среди собратьев.
 
Водоросли добывали драгами, у которых длинное древко - косавьё достигало трёх с половиной метров.  Драг представлял собой маленькую косу с приваренными железными штырями. Одновременно он служил граблей для драгирования. Драгировщики выходили в море на отливе воды, опускали драги и косили по дну, так как водоросли были тяжелее воды. Этой же граблей извлекали ламинарию и укладывали на лодку, привозили в посёлок и развешивали для просушки на колючую проволоку.

 После получения полезной информации ходоки продолжили путь к Троицкому скиту. Ноги размеренно утаптывали лесную тропу, сопровождаемую причудливо изогнутыми многорукими стволами и густыми кустарниками.
В начале пути на берегу паломники брали круглые камни, чтобы внести трудовой вклад в дождевые лужи для благоустройства лесной дороги. По пути у обочин встречались кучки камешков, которые другие путники донесли с берега. Никто не брал эти камни – каждый нёс свои береговые. Такая работа за несколько сезонов помогла спасти тундровую растительность при заболачивании. Булыжники накидывали и для облегчения проезда.

Небольшая поляна у обочины пушисто белела оленьим мхом, словно запорошенная снежком. Тропа проходила между стен из разновеликих деревьев беспорядочной густоты, между которыми сочно зеленели листья и травы. Земляную дорожку с дождевыми лужами украшали кучи камней, оставленных паломниками береговой лептой. 
В просвете между ветвями спокойно блестело солнечной дорожкой лесное озеро с разбросанными по краям зелёными блинчиками не родившихся кувшинок. Лес уступил место широкой поляне, приблизился участок настила шириной в два десятка прижатых друг к другу постаревших досок, уложенных на поперечные лаги, кое-где сгнивших до слома. Дощатая дорога пролегла через луг в очередные заросли.

Солнце протиснулось лучами на земляную микротрассу в две колеи с травяной полосой посередине.  Утоптанную дорогу оживил труднопроходимый участок с крупными змеями коричневых корней на волнистой земле. Ход по лесным тропам продолжался, история острова откликалась эхом от верхних ветвей. 

*** Поселившиеся на Анзере в XV – XVI веках монахи-отшельники строили солеварни. Позже в летнее время работали наймиты-трудники, как волонтёры. Подобная технология была воспроизведена на макете старинной солеварни в музее Соловецкого монастыря.

В конце XVI века производство было налажено: наливали начерпанный рассол на большую сковороду, под которой поддерживался слабый огонь. Для этого заготавливали дрова - вырубали ближний лес. Постепенно место становилось непригодным для проживания.
 Люди ушли, забросив солеварню. Напоминанием о прошлых работах осталась тропинка. 


Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.   


(Продолжение следует)


 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу