3. Анзерский отшельник
Местное выражение «осоловеть на Соловках» значило «полюбить Соловки». Стало быть, полюбить и Анзер. На встречном столбовом указателе цифра «2» маркировала две соловецкие версты. Одна соловецкая верста равнялась общей длине стен Соловецкого монастыря и составила одну тысячу восемьдесят четыре метра.
В начале XVII века закончилось строительство Соловецкой крепости, ставшей северным форпостом России. Каждое лето прибывали отряд стрельцов со своими старшими сыновьями и сезонные наймиты. Монастырь на это время превращался в шумный город с мирской суетой.
Монахи ушли в тишину леса без благословения игумена, но не все были готовы для подвига уединения. Это в наше время трудники привезли аккумуляторы и газовые горелки для облегчения сезонной работы на островах.
Монахов, ушедших без разрешения на Анзер, одолели искушения, и игумен Иринарх возвратил всех в монастырь.
Однако инок Елеазар получил благословение игумена, так как обладал духовной зрелостью и желанием к отшельничеству. Монах Елеазар (в миру Елисей) прибыл в Соловецкий монастырь из Козельска и по благословению отправился на лодке к мысу Кеньга Троицкой губы острова Анзер.
По прибытию Елеазар дошёл к заброшенной солеварне на пустыре. Лес, поставлявший дрова и защищавший от морского ветра, был вырублен предшественниками. Монах ушёл на поиски места уединения, отмерив пешком две соловецкие версты, и остановился в пУстыни, которая получила название Елеазаровой. Подвижник построил келью возле озера Круглого. Когда он страдал от тяжких дум в одиночестве, перед ним явилась Пресвятая Богородица, подав ему трость и чётки: «Мужайся и крепись, Господь с тобою. Напиши на стенах кельи: «Христос с нами уставися». Так появился обычай у анзерских отшельников - писать эти слова на дверях келий.
Глагол «Уставити» означал – удержать.
Позже Елеазар принял от подвижника Фирса постриг в схиму и перешёл жить к берегу Троицкой губы. Он приносил деревянные чашки и ложки к морской пристани, затем возвращался в келью. Мореплаватели забирали рукотворную посуду и оставляли запас еды. Если монах не успевал забрать продукты, их растаскивали ушлые чайки.
Елеазару являлись откровения. Он рассказывал о знамениях игумену Иринарху, а тот, будучи в Москве, поведал об этом патриарху Филарету и его сыну Михаилу Феодоровичу, который предложил построить на Анзере монашеский скит: при таких видениях необходим храм.
По благословению Филарета и разрешению царя в 1620-м году была построена деревянная церковь в честь Святой Троицы. Царица Марфа, мать царя, внесла пожертвования на строительство. Елеазар отблагодарил Михаила Феодоровича построением придела в честь небесного покровителя царя - греческого святого Михаила Малеина, учителя основателей Афонской Лавры.
***Елеазар, отложив топорик, сказал братии:
«Сейчас на смертном одре лежит наш игумен Иринарх, поспешу к нему, но по воле Божией не застану его в живых.» Отправился в монастырь и, не успев застать в живых игумена и проститься, похоронил его. Ныне остался ростовый образ Соловецкого игумена Иринарха в надвратной церкви Благовещения над Святыми Вратами.
***В Троице-Сергиевой Лавре служил келарем соловецкий монах Александр, отвечавший за трапезу, управление вотчинами, хозяйство, снабжение и приём важных гостей. Ныне на Соловках келарь – ответственная должность по снабжению и хранению запасов, а в то время келарь был на уровне министра. Когда царь Михаил Феодорович поделился с ним горем, то Александр ответил, что знавал молитвенника на острове в студёном море.
Царь впервые узнал о том, что недалеко от Большого Соловецкого острова есть маленький остров, где и жил тот подвижник. По совету своего духовника царь письмом пригласил в Москву праведника Елеазара для молитв о даровании наследника престола.
***Получив письмо от царя Михаила Фёдоровича с просьбой прибыть в Москву, Елеазар собрался быстро, потому что навигационный сезон краток, а июль подошёл к концу. Навигация длилась август-сентябрь, поэтому торопился успеть в Москву и вернуться в скит до штормового октября. В Москве доложили о прибытии старца, и Елеазар встретился с царём Михаилом Феодоровичем, который поведал ему о своей скорби: в царской семье рождались только девочки, а по закону престолонаследия нужен мальчик. Пережив смутное время, бояре выбрали царя. Но наследник не появлялся, а девочка не имела права на престол. Назревали народные волнения.
Михаил Фёдорович обратился к Елеазару:
«Слышали мы, что Бог слышит тебя и дарует тебе просимое.»
Елеазар ответил: «...дарует тебе Господь чадо мужеского пола.»
Царь молился, отдавал пожертвования в монастыри и последней надеждой доверился старцу:
«...пока не исполнится тобой обещанное, поживи в Чудовом монастыре».
В Москве смиренный старец переписывал и раздавал монахам книги, обучал их грамоте до 10-го марта 1629-го года, когда родился наследник Алексей Михайлович.
Царь от радости предложил Елеазару остаться в столице игуменом или занять кафедру епископом.
Монах отказался: «Отпусти меня на Анзер, мне милее моего острова ничего нет».
Царь отпустил его, подарив облачения, рукописные книги, денежные пожертвования.
Таким образом, Анзерский святой молитвенным вмешательством решил судьбу России, построил на острове первый храм в честь святой Троицы, основал Анзерский Свято-Троицкий скит.
Прибывший на Анзер московский священник Никита Минов стал любимым учеником преподобного Елеазара. Никита принял монашеский постриг с именем Никон в Троицком храме. Здесь он пребывал три года.
Московский престол перешёл к благочестивому царю Алексею Михайловичу, пожелавшему увидеть анзерского святого. Старец с трудом прибыл в столицу к государю, потом вернулся на остров. Состарившемуся Елеазару помогал его ученик Никон, ставший потом митрополитом Новгородским. Так Елеазар повлиял на судьбу и этого человека. Патриарх Никон ежедневно читал Псалтирь с тысячью поклонами и служил водосвятный молебен, кропил святой водой келью и её окрестность.
Слава о подвижническом подвиге святого Елеазара привлекла к нему сторонников безмолвного уединения и строгого устава. Прожил преподобный до 13-го января 1656-го года и был похоронен у южной стены Троицкого храма. Перед кончиной Анзерский старец Елеазар изложил в рукописи опыт духовной жизни.
Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.
(Продолжение следует)
В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице. Ссылки могут не работать
1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу