4. Эпоха Анзерского возрождения

Ирина Жгурова
4. Эпоха Анзерского возрождения


Пеший ход сквозь лес не утомил паломников. Зеленели плотные листики черничников, но ягоды в лесу не вызревали, их появление ожидалось лишь на полянках. Бывало от внезапных заморозков цвет погибал, и чернички не рождались. Пару лет назад в период цветения расплодились гусеницы и уничтожили урожай.
***Ощущалось духовное присутствие святых старцев, освоивших остров. Когда-то преподобному Зосиме Соловецкому чудесным образом привиделось, что с неба спускалась церковь на избранное место. 
Подобное знамение явилось и к Елеазару Анзерскому.

***Паломники, прошедшие через Анзерский лес, очутились на возвышенной поляне, присели на лавочки и на траву, достали монастырские пайки: пирожки, огурцы, яблоки. Комаров почти не было, день продолжался благодатным природным комфортом.
 Пушистое поле прорезала колея земляной дороги. Развернулась панорама простора и возрождённых строений Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря в Приморском районе Архангельской области.

Душа взлетела под купол прошлого и вернулась в современность. Скит постепенно разрушался в 70-80-е годы двадцатого века, и в конце 90-х годов звонница рухнула.  В новом веке здания постепенно восстанавливались.
Дома гармонично вписались в пейзаж на фоне густой щетины леса, синей озёрной полосы, широты зелёного поля. Возвышалась краснокирпичная церковь Живоначальной Троицы с архитектурным декором на стенах. Двухэтажный фасад трапезной был скромнее и ниже храма.

 За обширной пушистой поляной в низине возле озера белели постройки скита: возле величественного храма и трапезной находился длинный братский корпус с розовой крышей над двумя рядами окон. Неподалёку расположились возрождённые руками трудников Млечный дом и приземистая валунная баня. В бане имелась обновлённая парилка и купель, наполнявшаяся проточной водой канала.  Между баней и Млечным домом, в котором перерабатывали молоко, находился коровник: бурёнки содержались в чистоте - холодная вода поступала по каналу, а тёплая - из бани.

*** После привала на лавочном полукруге верхней поляны паломницы спустились к скиту по холмистой дорожке возле леса.  По пути им встретились деревянная постройка, парники, старый советский грузовик с тентом ГАЗ-66. Приблизились строения, которые виднелись с высоты. Кирпичный храмовый восьмигранник окружили строительные леса, не скрывшие лепестковые кладочные овалы на стенах.   
Троицкий храм в этом виде был построен в 80-е годы ХIХ века.

Преподобного Елеазара похоронили снаружи у южной стены прежней деревянной церкви, а при постройке каменного здания захоронение оказалось внутри него.
Безбожное начальство в 1925-м году приказало вскрыть могилу с подспудными мощами Елеазара, и их изъяли.  До этого года Анзерские святыни хранились надёжно. Так же были осквернены могилы преподобного Германа и игумена Иринарха. Советские начальники уверенно творили своё зло, но не подозревали, что выполнили Божью волю: святые старцы объединились своими мощами в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, который в советское время стал антирелигиозным музеем.   
До 1939-го года мощи хранились в алтаре, потом их вывезли в Москву и далее - в Ленинград.

 В 80-х годах мощи Зосимы, Саватия и Германа были обнаружены, а останки Елеазара и Иринарха исчезли. При раскопках внутри храма нашлись фрагменты этих святых, которые были помещены в небольшой мощевик и сохранены вблизи иконы преподобного Елеазара в Троицком Храме. На стенах установлены лики Елеазара, Иринарха и Иова. Частица мощей Иринарха вложена в икону.
Появилась церковная традиция – молиться преподобному Елеазару о даровании детей.  Одна паломница привезла на остров восьмилетнюю умницу Февронию. Годами ранее, будучи на Анзере, эта мамочка вымолила себе долгожданную дочку. 

***   Под необъятным потолком Свято-Троицкого храма возвышались деревянные конструкции. Скреплённые брусья держали доски перекрытия с помощью металлических стоек. Длинные закруглённые окна вливали свет в намоленное пространство. Возвышение, похожее на сцену, заняло более половины помещения. На нём держалась деревянная перегородка с Царскими Вратами. Алтарь и амвон огородила невысокая ширма, в проёмах которой были установлены образа: Богородица, Христос и Троица, а над ними в ряд расположились праздничные иконы. Наготу стен закрыли большие овальные медальоны со святыми ликами.

В центральной стеновой нише перед киотом под стеклом хранились мощи преподобного Елеазара: маленькие фрагменты приобрели покой в ларце – мощевике.
На иконе «Преставление преподобного Елеазара Анзерского – чудотворца» монах воздел руки ко Христу, восседавшему на облаке над белым храмом. Возле лежавшего на полати старца стояли монахи.   
Рядом с этим киотом находился короб:
«Для пожертвований на восстановление Свято-Троицкого скита». Возле него горели свечи на высоком столе в металлическом ящике с песком.   
С другой стороны киота стояла на подставке большая икона преподобного Михаила - небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича, а ниже на выступе держался образ Богородицы. Великая сила молитв и икон благословляла жизнь реставрируемого храма. Паломники, пропев тропарь святому Елеазару, подавали священнику требы.

*** В советское время в храме работал театр, сценой служил амвон. Потом всё было разрушено, доски убраны, но остались опоры для пола. Использование помещений распределялось по лагерной необходимости. 
Для расселения большого этапа узников храм разделили по высоте на два яруса. До сих пор сохранились чёрные петли – подставки для перекрытий, центральная бетонная плита и серединные выемки для лага.
Храм был летним, и отопление не предусматривалось. Обогревалось огромное помещение стальными буржуйками: тёплый воздух на верх проходил через просверленные отверстия. Храм служил временным бараком, затем заключённых отселяли в корпус. Просторное помещение использовалось то под склад, то под сцену.

*** В возрождённом скиту доски пола обновили, сохранив размеры. Благословением скитоначальника отца Георгия восстановились церковные службы. Пять иноков молились в холода в зимнем храме. Первым монахом скита стал иеромонах Каллистрат. Монахи, строившие Сергиеву лавру, помогли возвести дом и зимнюю церковь. Отец Каллистрат после Соловков служил в Антарктиде, потом стал епископом в Горно-Алтайском кафедральном храме.
В начале века остров посетил патриарх Алексий. От молитвенной жизни острова возродилась святость Анзера и расширение его благодати.

*** К лесу пролегла земляная дорога, по которой паломники прошли к озеру через поляну мимо часовни. Потемневший сруб с четырёхскатной крышей и крыльцом с резными стойками под навесом приглашал к себе тремя ступеньками входной лестницы. Кровля держала небольшую луковку с деревянным крестом. Два противоположных окна с деревянными решётками пронизывали друг друга светом. Насквозь через окна просматривались деревья. Такой предстала воссозданная Елеазаровская часовня в пУстыни.



Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.   


(Продолжение следует)

 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу