5. Анзер. Пустынь среди леса

Ирина Жгурова
5. Анзер. Пустынь среди леса

  Пустынь, пустынька (с ударением на первый слог) –   место проживания одного или двух монахов. В скиту по уставу проживали десять-двенадцать монахов, если больше, то статус поселения повышался – уже монастырь.

Анзерская пустынь названа в честь основателя Свято-Троицкого скита преподобного Елеазара, который поселился около озера, воздвиг Крест, сделал земляночную келью, смастерил печку, прожил в безмолвии четыре года на берегу Троицкой губы, возродил порядок пустынножительства.
Но завистники его оговаривали и унижали. Никон -  ученик преподобного Елеазара, почитаемого святым при жизни, не выдержал несправедливости и покинул скит.

В начале XIX века был найден крест на месте проживания Елеазара. 
Позже появилась деревянная часовня во имя этого святого, в которой установили иконы: святитель Филипп с Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери Иову, явление Пресвятой Богородицы Елеазару.
Во времена СЛОНа в часовне размещались охранники лагеря. После разорения от неё остались один ряд сруба, дверь и тот деревянный крест.

*** Паломницы остановились на Богородичной поляне, объятой благодатным северным небом. До этого просторного луга брели более двух километров по лесной тропе.
Благословен был короткий отдых на густой траве среди полевых цветов. Раскрывались лепестками памяти беломорские волны за кормой, береговые валуны под ногами, Поклонный Крест с доброй ящеркой, танцующие букеты берёз, черничные кусты без ягод, белые коврики оленьего ягеля.  Отрадны были мысли о явлении Богородицы.
Но шелестом леса анзерская земля передала память о многострадальности узников: «Не забывайте и помяните».
Меня встревожили соловецкие стоны, когда вспомнила закрытую от путников крутую лестницу на Секирной горе в 294 ступени, помнившую страшную пытку: к человеку привязывали бревно и швыряли вниз по ступеням.

Монахи, возвращавшиеся на Анзер после отъезда, привозили семена, выращивали травы и цветы, которые напоминали о родных местах и близких людях.
Вытянулись розовые свечки дикой орхидеи. Эту краснокнижную нежность нельзя было тревожить руками.
Выглядывали искорки красной морошки, но оказалось, что она ещё «зелёная», то есть, незрелая. Созревшая должна приобрести ярко-оранжевый цвет.

*** На этом лугу Елеазару чудесным образом явилась Пресвятая Богородица. Это было настолько внеземное событие, что преподобный старец в своём духовном дневнике, который дошёл до нашего времени как «Житие преподобного Елеазара, написанное им самим», не упомянул об увиденном чуде. Инокам рассказал о видении, а они устно передавали сообщение дальше.

Пустынножитель заполнил мудростью дневник своего бытия: «Некогда ми бдящим в молитвах и совершающих Иисусовы молитвы число и поклоны, последи же ноча призывати пречистую Богородицу».
То есть, Богородица услышит, если душу вложить в простые слова: «Обычай имуща молитеся тако: пресвятая госпоже Марие, Пречистая Богородица, спаси мя грешного».

Сотни поклонов и молитв сотворил Елеазар, чтобы узреть чудо явления сиявшей Божьей Матери:
«И к совершению сотни сотвори, является мне Пресвятая Богородица, имуща на себе три звезды вельми светлых, на главе и на рамях, яко же описуй и имуща ризу багровиту и глаголаша ми: Елеазар, разумий на мне звезды сия и аще имыше всегда мя тако призывать в молитвах, буду тебе помогать до исхода души твоея».
Это можно понимать так: если с чистой душой, с добрыми намерениями, с любовью призывать Пресвятую Богородицу, то Она явит милость и помощь до конца жизни.

Преподобный Елеазар увидел северное сияние в ясной ночи, когда солнечный ветер волнами прилетел на землю и стал видимым. Благодать видения заполнила его радостью: «Владыка Божий отче сыне и святый душе, яви мне како тя призову на всяко время псалмопением или красной молитвой»
 То есть, для видения нужно было сотворить угодное моление и отблагодарить псалмопением или молитвой.

 «И слыша глас глаголяще ко мне: Сим образом молися глаголя на всяк день – слава в вышних Богу на Земле мир в человецех благоволения Господи прибежище бысть нам, сподоби Господи в день сей и на другой день.»

Великое славословие отверзает Царские Врата, и хор тихо поёт: «...слава в вышних Богу и на земле мир...»
«Сподоби Господи в день сей и на другой день паки помолихся и паки тоже повелевает глаголати – се бо есть песнь к Богу обща ангельска и человеческа. Аминь».

Это песнопение желанно и земле, и небу. Ангельским блаженством наполнился звёздный купол, охвативший остров и прибрежное море.
Благословенные слова остались в памяти, как образ Анзерского неба и радость паломнического пути.

*** На расстоянии полтора километра до самой высокой горы Голгофы виднелась её вершина в просвете ветвей. Небо радовал колокольный звон. Православные путники подошли к подножию Елеазаровой горы. На этой горе, обнаруженной в 1992-м году, был установлен крест, к которому со временем пролегла тропа.  В 2005-м году восстановлена часовня на историческом месте и сооружена лестница для подъёма и спуска со священной горы. 

***Святой старец пришёл на суровый остров в Покров, когда сложно было вернуться: бури неделями волновали море. Приходилось выживать: «от Покрова до рождества Христа Бога нашего зело мне тяжко быша».

Тёмные мысли искушали Елеазара, видения не давали покоя. Являлись злые силы пешие и овие – на конях с луками и с ружьями: «Обступиши меня глаголахо, хотяши убити меня». Испытывали его: «Почто прииде на нас. Наше бейскание место», они считали, что это их исконное место.
 Елеазар оставался верен своему убеждению:
«Аз им отвечал – не ваше, а Христа Бога нашего, а Бог изволил мне зде быти.» Беспрестанно молился: «Да воскресне Бог, расточатся врази, и добежат от лица, ненавидящие Его».

 Но не по силам взял праведник этот подвиг, душа его дрогнула, и он впал в уныние:
«Зело мне тяжко, подумал я уйти в русские земли». 
В момент крайнего отчаяния ему помогла Пресвятая Богородица -  явилась ему на этой горе и изрекла:
«Мужайся и крепись, Господь с тобой. Напиши на стенах своей кельи – Христос с нами уставися».

«Уставися» означает - Христос был, есть и будет. Глагол означал три времени одновременно: прошедшее, настоящее и будущее.
Это аналогично писанию: «Иисус Христос вчера, днесь и во веки веков».

 Матерь Божия вручила Елеазару чётки – духовный меч, чтобы разить врагов и посох - символ власти над злом. Святой Елеазар пришёл на Анзер в 1614-м году, в 1620-м – основал скит, стал скитоначальником - игуменом устроенного им монастыря, в 1656-м– почил. 

Дощатая лесная дорожка привела к крутому спуску по узкой деревянной лестнице с двусторонними перилами.
Ходили слухи, что тому, кто на Соловках и Анзере поднялся по исторической лестнице на гору, прощались все грехи. Шутка возникла при затрате сил от покорения ступеней. Хотя грехи прощались только на исповеди.

На небольшой поляне среди деревьев открылся взору восьмиконечный Поклонный Крест над горкой из небольших камней. Брусья креста были заполнены множеством символов.

Нижняя перекладина отмечена большими буквами НИКА. Выше были вырезаны рельефные знаки: медальон со святым, символ Голгофы с черепом, распятие до большой перекладины, по краям которой расположены большие буквы ИС...ХС и медальоны – Мария и Иоанн. Под ладонями начертано -  Сын Божий. Над склонённой головой – ИНЦИ.

На историческом месте часовни паломницы прикоснулись ко Кресту и после троекратного «Кресту твоему поклоняемся, Владыко» двинулись далее по тропе. 
Анзерский Елеон, то есть Елеазарова гора, напомнил Святую Землю, так как находился недалеко от Анзерской Голгофы, вершину которой венчал белый храм Голгофо-Распятского скита.





 Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022. 

(Продолжение следует)

 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу