Килдым-цзюань десять берестяных отрезков

предуведомление:
Монастырь Ко Люй-Ман находится в отдалении от Китая, тем паче от Японии, традиционных дзенских местностей. Однако, дзен начинался именно здесь и уже отсюда распространялся дальше на Восток. Именно в силу удалённости от привлекающих исследователей местностей, роль монастыря Ко Люй-Ман абсолютно не исследована даже в дзенской литературе, а большинство (если не все) из идущих путём дзен даже и не подозревают о существовании древней дзенской столицы. Причина этого кроется в тотальности монахов Ко Люй-Ман. Мастера монастыря настолько последовательны в Пути, что даже ученики их порой вполне искренне считают, что мастер не подозревает о существовании дзен.
"Десять берестяных отрезков", более известные под названием “Килдым-Цзюань” - основное достояние библиотеки Ко Люй-Ман. Это юлу, притчи и коаны, процарапанные на десяти берестяных свитках.
Необходимо сделать пояснения. "Отрезки" неоднократно переписывались заново, отчего со временем в них вкрались некоторые приметы времени уже вовсе недавнего. Это вполне нормально для древнего дзенского творения. Переписчик мог счесть необходимым появление некоторых черт современности из-за изменений в сознании: устаревали понятия, их следовало заменить на новые. Вряд ли представляется возможным восстановление многих подобных фрагментов в первоначальном виде, но, скорее всего, притча “Как опоздать на трамвай”, к примеру, соответствует более ранней подобной притче, где, понятное дело, никакого трамвая и не было.

Собственно говоря, вот они, фрагменты древней книги.




ОКЛИК СВЕРХУ

Известные мастера дзен Тай Ли Жо и Ю Динь Ир как-то отправились за пропитанием и потеряли деньги, предназначенные для покупки продовольствия. Тогда они решили побродить некоторое время, покуда не встретят кого-нибудь знакомого, дабы взять некоторую сумму.
Некоторое время побродив таким образом, вдруг они заметили спешащего куда-то Им Я Вадя. Тогда Ю Динь Ир, как существо более быстрое, устремился за мастером и окликнул его.
Им Я Вадь, услышав, что его окликают, не стал оглядываться назад, не стал смотреть влево или вправо. Мастер сразу посмотрел вверх.


РЕКА СОР О КИ

Сор О Ки некоему ученику, пришедшему к нему за коаном, который помог бы остановить блуждания ума, задал следующий вопрос: "В какую реку нельзя войти трижды?"
Кто был этим учеником - неизвестно, ибо он в ту же ночь удалился, никого о том не предупредив. Этого ученика больше никто и никогда в Ко Люй-Мане не видел. Говорят, что чуть позже на Востоке появились первые слухи о Бодхидхарме.


КАК ОПОЗДАТЬ НА ТРАМВАЙ

Ю Динь Ир однажды ушёл в молчание. И молчал день, или месяц, или весь год. Под конец же они с Тай Ли Жо, с которым обычно не расставались, а также Сор О Ки и монахами На Татом и Ба Танем ехали ночью в трамвае. На какой-то остановке Ю Динь Ир вышел из передней двери трамвая на остановку и неспешно направился к задней двери. Трамвай меж тем закрыл двери и уехал. На следующей остановке Тай Ли Жо, Сор О Ки, На Тат и Ба Тань сошли и в беспокойстве пошли обратно. На полпути они повстречали Ю Динь Ира, идущего навстречу.
- Я вышел из молчания, - объявил Ю Динь Ир, приближаясь, - Когда выходишь из передней двери, можно забыть, что задняя окажется впереди.

ГЛАВНОЕ - ОСОЗНАННОСТЬ

Упоминавшийся уже Им Я Вадь славился как мастер музыкальных инструментов. В этой его практике порой случались неожиданности, изумлявшие многих. Например, однажды в баситре*, отданной ему для починки, мастер проделал с обратной стороны деки через равные интервалы несквозные углубления.
Все недоумевали. Лишь Сор О Ки осмелился спросить Я Вадя, ради чего проделал он подобный эксперимент.
- Для меня главное - осознанность, - был ответ.
Сор О Ки в знак признательности склонил голову пред Я Вадем.
*баситра - струнный музыкальный инструмент

ТО, ЧТО ИЗВЕСТНО ДА О ДАЮ

Да О Дай с учениками однажды сидел возле жилища старейшины Ми Трая. Неожиданно Ми Трай, обычно сердитый, вышел к ним, сияя лучезарной улыбкой, с горшочком, в котором держат мёд.
- Эй, человек, не хочешь ли медку откушать? - вопросил Ми Трай.
Да О Дай взял горшочек из рук старейшины, поднял крышку и понюхал. Лицо его исказила гримаса отвращения.
- Что ты принёс, старик?! - воскликнул он, - Ты что, отравить нас хочешь?
Рот Ми Трая растянулся в ещё более весёлой и радостной улыбке.
- Ты знал! Ты знал! - повторял он, довольно похохатывая.

ЧТО ЕСТЬ БУДДА

Известного мастера, любителя выпивки, Е Хий Ли один из учеников спросил как-то: “Мастер, что есть Будда?” Недолго думая, мастер, в то утро несколько отягощённый последствиями выпитого накануне, произнёс: “Будда - это я наутро после посещения питейного дома”.
Ученик встал на путь дзен недавно, и слова мастера показались ему едва ли не кощунством; во всяком случае, он решил, что мастер с похмелья не отдаёт себе отчёт в том, что говорит. (А надо сказать, что накануне Е Хий Ли выпил изрядную дозу сакэ, поэтому подозрения ученика были не вполне безосновательны).
Огорчённый таким поведением Е Хий Ли, и отнюдь не удовлетворённый таким его ответом, ученик отправился с тем же вопросом к другому мастеру, Ди Тонг Ма, казавшемуся ему более компетентным в столь важном вопросе. Кроме того, ученику казалось важным, что Ди Тонг Ма не употребляет спиртного.
Ученик пересказал Ди Тонг Ма ответ Е Хий Ли.
- Он заблуждается, - ответил незадачливому ученику Ди Тонг Ма, - Будда - это я наутро после посещения питейного дома.
- Мастер, но вы же не пьёте? - удивился ученик.
- А я тебе о чём толкую? - возмутился Ди Тонг Ма.
В этот момент ученик обрёл просветление.

ЧУДЕСА ДИ ТОНГ МА

Один из учеников Ди Тонг Ма был родом из мест, где в почёте были всякие виды колдовства, поэтому ему казалось, что мастер должен уметь творить какие-нибудь чудеса.
Однажды он обратился к мастеру с просьбой показать ему своё умение.
- Что ж, - сказал Ди Тонг Ма, - присаживайся здесь, и я продемонстрирую тебе своё умение.
Ученик уселся на предложенную мастером циновку, а Ди Тонг Ма скорчил смешную физиономию, начал водить руками в воздухе, умело пародируя пассы колдунов, и забормотал нечто очень похожее на то, что дети произносят, едва научившись говорить.
- Мастер, я не могу настроиться, - смеялся ученик, - вы так смешно выглядите. Подождите немного, я отсмеюсь...
- Зачем? Чудо уже свершилось. Моё колдовство состояло в том, чтобы вызвать у тебя смех. Как видишь, помимо прочего я ещё и могущественный колдун! - с неподдельной гордостью ответил ученику Ди Тонг Ма.

ТАЙ ЛИ ЖО ПОЙМАЛ БУТЫЛКУ, КОГДА ОНА РАЗБИЛАСЬ

Тай Ли Жо, ещё не будучи мастером, шёл как-то зимой со своим мастером и другими учениками. Снег припорошил землю, и корка льда покрывала дорогу, поэтому ноги слегка скользили.
- Мастер, вы обещали дать мне коан, - напомнил мастеру Тай Ли Жо.
Не отвечая ни слова, мастер зашёл в первую попавшуюся на пути лавку и вышел оттуда с бутылкой сакэ.
- Держи! - крикнул он, и кинул её Тай Ли Жо.
Ученик испуганно отдёрнул руки, и стеклянная бутылка разлетелась на осколки, упав на дорогу. Сакэ моментально впиталось в снег.
В этот момент Тай Ли Жо обрёл просветление.
Когда, сам уже будучи мастером, он рассказывал эту историю ученикам, то неизменно прибавлял в конце:
- Я поймал эту бутылку в тот самый момент, когда она разбилась.


Рецензии
Знай мужское - оберегай женское.
Будь Ущельем Поднебесного Мира.
Знай белое - оберегай черное.
Будь Долиной Поднебесного Мира.

Чжуан-Цзы, если чего не напутал.

А вообще в чем-то напомнило Пригова. Его известную и длинную штучку.

Kharchenko Slava   13.09.2000     Заявить о нарушении
А КОРУ ДУБА прочел. Спасибо. Я очень обожаю отрывок про ботинок 43 размера. МОЛОДЕЦ!!!

Kharchenko Slava   13.09.2000   Заявить о нарушении
нУ ЭТО ВСЁ-ТАКИ ко ,блин, КОРА ДУБА. Сейчас длиннейшую сказку втюльну. Отлучусь. Нюха явится - пусть в ящик глянет. Буду минут через пять

Sorokin -Drug Rafieva   13.09.2000   Заявить о нарушении