Несколько слов о феминизме

Здравствуй, милый друг!
Состояние покоя, столь присущее натурам уравновешенным, покидает меня, как только речь заходит о равноправии или феминизме. Большинство апонентов в этом вопросе разбираются мало, и предпочитают в разговоре брать или эмоциями или нахрапом. Сказать, что и я большой спец, значит, сказать неправду. Я знаю крайне мало, а потому стараюсь быть в выводах корректной и осторожной. Чтобы найти "золотую середину" мне приходится читать много литературы и выслушивать различные мнения.
Само понятие феминизма возникло относительно недавно и носило первоначально характер борьбы за право равного голосования. Впервые движение возникло во второй половине 19 века и носило наименование "суфраджизм" от английского слова "suffrage" (право голоса). Как ни странно, первыми в этом добились успеха не англичанки, а финки в 1905 году, потом - норвежки и датчанки. Только в 1918-1920 годах успех женщин в борьбе за право голосовать пришел в Бельгию, Германию, Польшу, Канаду, США.
Вообще, двадцатый век - век феминизма, как это ни странно. Если тебе кто-то скажет, что подобное было и раньше - не верь. Раньше были лишь ростки и робкие попытки развития женского самосознания. Вся история человечества - это история мужчин. Начиная с Аристотеля и Платона и заканчивая Руссо, Кантом, Гегелем и мужчинами нашего века, мы можем наблюдать историю мужчин. Самые распространенные доводы тех, кому лень подумать над историей "А кто мешал женщинам проявить себя?". Да, действительно, кто мешал женщинам проявить себя? Позволь мне немного поразмышлять над этой "странной ленью разума женщин"?
К сожалению, письма не могут вместить всего, а потому, я лишь отрывочно остановлюсь на некоторых интересных для себя, и надеюсь для тебя тоже, моментах.
И так, если начинать со всех религий, а именно от них ведется отсчет в "мужской истории", то я позволю для начала привести пару цитат и одно примечание, Ветхом Завет Бог НЕ ИМЕЛ пола.

И так Библия:
Послание к Ефесянам V: 23-24
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому, что муж есть глава жена, как и Христос глава Церкви"
Апостол Павел говорит (II:7-9)
"Муж не должен покрывать свою голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж создан для жены, а жена для мужа"
(II: 11-12)
"Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева"
Каран:
"Мужья стоят над женами за то, что аллах дал одним преимущество перед другими" (сура IV, алт 38)

И это только две наиболее распространенные религии, говорящие о господстве мужчин. В Индии, религия вообще приветствовала полное подчинение женщины. Только в 1829 году, с приходом англичан, запрещается практика сати (сожжения живых женщин при похоронах мужа). До середины прошлого века вдовы офицеров не могли вторично выходиь замуж, да и сейчас в Индии кое-где сохранились подобные законы. В 1929 году запрещены браки между младенцами и только с 14 лет девочку могут выдать замуж. Всего лишь 44 года назад было введено понятие равноправия.
Ты скажешь, что нам до Индии - это было давно. Мир меняется. Даже если это и мир мужчин, то женщины играют в нем вс большую и большую роль. Да, но религия мужчин не даст им это сделать никогда.
1979 г. Иран. Пал шахский режим. К власти пришел Хаймени. Пришел на руках мужчин и женщин. Женщины были инициаторами многих перемен. И он - мужчина, властитель, "светлое будущее" испугался. Начались гонения на женщин. Первая женщина министр Фарруху Парса была обвинена в "распространении проституции и войне против Бога". Девочек, по подозрения в революционных агитация могут казнить через повешение с 10 летнего возраста! И это не геноцид против женщин?
Хорошо, не буду трогать мусульманский мир и вернусь в мир католиков и христиан. Сколько женщин было сожжено на кострах во времена Великой инквизиции? Да, можешь сказать, что и это было давно, но как тебе тот факт, что в 1929 году прекращен прием в Пасторский класс института Муди женщин, так как мужчины это обосновали тем, что "женщины в рясе разжигают дьявольский огонь в мужчинах".
А когда-нибудь ты слышала о православных женщинах, которые добились бы сколь высокого поста в церковной иерархии?
История мужчин, религия мужчин. Это целый пласт, который можно изучать долго и крапотливо, однако, позволь мне вернуться к вопросу "А кто мешал женщинам проявить себя?".
Не буду брать средние века - уж очень они далеки от нас, но хотя бы 17-20 можно попробовать рассмотреть штрихами отношение мужчин и женщин.Однако, сделаю маленькую ссылку на одного древнего мыслителя, раз уж упоминала его до этого. И так, Аристотель в своей "Политике" утверждал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Интересно не правда ли? Культ силы, красоты и величия. Неудивительно, что во времена этого мыслителя величайшей ступенькой любви считались гомосексуальные связи. Воспевание мужчины и повелителя, силы и войны. И ни одного упоминания о женщинах. Ах да, им же было лень, как говорят многие в спорах…да и глупы они были.
Интересно, а откуда сложился миф о глупости женщин? Помнится в истории жил упомянутый мной выше и другой персонаж , некто Руссо. До сих пор в институтах нам говорят о просветители и великом философе с улыбкой покровительства на устах. Он, взирая на слабый пол со стороны писал, что добродетель в этом мире завсит от пола. Женская добродетель - это сочувствие, состродание, скромность, - следствие того, что женщина не обладает мужской, т.е. - рассудочностью, логичностью и способностью действовать на основе принципов.
И опять вернусь к "мужской трактовке истории". Кто из современников, кроме специалистов по истории, слышал имя Мери Уоллстоункрафт? Сомневаюсь, что 1 из 100 женщин ответит нам на этот вопрос. А вопрос тем ни менее не праздный. В 1792 году эта женщина дала великолепный отпор Руссо в своей работе "Защита прав женщин". Она тогда написала слова, которые и современные феминистки ставят во главу своей борьбы: " Первой целью похвального честолюбия является обретение человеческих качеств, не взирая на различия пола". Возникло целое направление которое занималось такими понятиями как "мужская" и "женская" мораль и добродетель.
Однако, великий мир мужчин не уставал строить себя и охранять камень познания от женщин. Гегель в "Философии права" писал, что недостаточность у женщин универсального дара (разума) делает ее столь же отличной от мужчин, как растение от животных.Умничка Кант не отставал от своих мыслящих братьев, когда устанавливал 3 принципа на которых держится государство:
-свобода каждого члена общества как человеческого существа
- равенство каждого перед всеми как поданного
- независимость как гражданина
Браво Канту! Да вот только он же и писал, что женщина не может быть независимым гражданином, так как играет пассивную роль и "не имеет гражданской личности и ее существование как бы присущность". В сущности, он приравнивал женщину к прислуге, ребенку и не давал права на самосовершенствование.
Ай да умы истории! Ай да история мужчин!
До прошлого века женщина не имела прав на образование в высших учебных заведениях только на том основании, что "не достает универсального дара". Даже в Академию искусств женщин не принимали. Максимум в чем могли себя выразить женщины - моральная поддержка мужчин во время войн и "добродетель семейная" во времена шаткого мира, столь действующего на нервы мужской части земли. Сила стремится к самовыражению. А женщина стремится к сохранению вида, того самого вида, который всю свою историю так увлеченно разрушает мужчина.
Начиная с первой мировой войны 1812 года женщина стремится сохранить мир. В России в 1812 году была зарегистрирована официально первая женская организация - "Женское патриотическое общество", ,которое просуществовало до 1826 года. Существует 2 версии возникновения этого общества. Одна - по наставлению императрицы Елизаветы Алексеевны, другая - по желанию 12 дворянок помочь России в трудную минуту. Членство в обществе стоило 200 рублей, что для России того времени деньги огромные, плюс, каждый год - 100 рублей членского взноса. Подобные общества были и в Пензе и в городах Пензенской губернии. Призыв о создании таких организаций женщин был по всей России. Мужчин туда не принимали, максимум, что позволялось им и что они считали за чяесть сделать - внеси денежное пожертвование. Во время войны более 5 000 семей солдат получили компенсации и денежные поддержки от фонда. За всю историю общества были открыты 7 частных школ для девочек из бедных семей. Дамы общества делили город на сектора и брали под свой контроль весь Петербург. Позже подобные общества стали появляться в Австрии, Пруссии, др. странах Европы. Россия была первой и была основателем подобных женских организация. Пусть не на бумаге, не в дискуссионных залах, а на деле включалась в спор "европейских ученых мужей" о "женской добродетели", как добродетели второго сорта. Вот Вам и второй сорт!
Однако, все это, как отдельные очаги самосознания женщины, так и создание подобных временных организация, есть только первый этап - этап зарождения феминизма.
Второй этап - это 60-70 гг. нашего столетия. Это спорный, смешной, горький период женского движения. Период порой доводивший различные течения феминизма до абсурда. Как и всякий человек, только получивший свободу и не знающий куда ее приткнуть западные феминистки стали развивать как и позитивные направления в своей работе, как то защита женщин от сексуальных домогательств, равные права при оплате работы, право на образование и самовыражение, так и те, которые заставляют улыбаться от понимания их идиотизма. Хорошо, что последних становится все меньше и меньше. Детский период левизны проходит намного быстро в истории женщин, чем в истории мужчин и с наименьшими потерями.
Весь второй этап Россия проспала. В России не могло быть феминизма и его не было. В 1980 году была группа женщин-феминисток в Ленинграде, которую быстро выслали за пределы славного города.
Русский современный феминизм приходится скорее на третий этап мирового становления женского движения. После перестройки формирование женских организаций происходило стихийно - на эмоциях и чувствах того времени. Как и всякие "эмоциональные" образования, многие из организаций были не готовы к реальной жизни. Сами организации в движении делились на "бедных" и "богатых". Передел того, чего в принципе и не было - вот что занимало большую часть времени. Как и во всей стране - урвать кусок послаще и захватить ректорат посговорчивее. Это все было и это нормально. Это история. В данном случае не мужская и не женская - а всеобщая и не половая. Не важно, какого пола человек, но, придя к власти, он должен научиться пользоваться этой властью. Одна из ошибок женских организаций того времени - поиск другого пути. Принцип - все что сделано мужчинами - зло, был разрушительным. Западным феминисткам до сих пор это не удалось до конца понять. Участь на ошибках чужих и переживая свои, русское женское движение учится не отторгать позитивный опыт мужской истории и строить свою. Но строить свою не параллельно, не в пику то, которая уже есть и с которой надо как-то уживаться, а интегрируя свое начало и стараясь придать ему доминирующее направление.
Доминирующее движение женщин есть основная цель на современном этапе развития России. Надо привести в равновесие мужское и женское начало, что бы потом создать мир гармоничный, в котором история пишется не по половому признаку, а по признаку исторической значимости каждой личности имеющей равные права на проявление своей индивидуальности. Надо сделать так, что бы ни один из полов не задавал вопрос "А кто вам мешал?". Этого вопроса не должно быть в истории, как и повода к его возникновению. Однако, все это в будущем, сейчас же главная задача женского движения - создание равного мира и написание равной истории, где не будет насилия и запретов, проистекающих по половому признаку.
Вот так вот вкратце, милый мой друг…вот так вот вкратце.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.