Спящие
”Путевки еще остались?”
“Да, да...” – забормотал И.И. Он явно еще спит, нужно толкнуть его сильнее.
“Что? – вскрикнул он, вонзив взгляд в лицо А., – Какие путевки? Нет никаких путевок! Раньше надо было думать...” – и понеслось. Теперь Иван Иванович какое-то время прободрствует.
А. не стал выслушивать дальнейшие излияния И.И. и пошел своей дорогой.
По коридору, как обычно, неуверенными шагами передвигались сонные сослуживцы: кто с закрытыми глазами, кто с открытыми. Попеременно натыкаясь друг на друга и на стены, они периодически недоуменно взглядывали на внезапное препятствие и тотчас же мгновенно возвращались в сон. Еще некоторое время они побродят по кабинетам: по своим и по чужим. Когда невозможно разлепить веки, трудно обнаружить свое рабочее место. Находят какую-нибудь дверь после непродолжительных, а порой и долгих, с ней мучений пробираются к столу и плюхаются на стул. Иногда, к несчастью, он оказывается занят. И тогда снова приходится все повторять с самого начала. Если же стул пуст, то, немного отдохнув, человек принимается сонно за положенную работу.
Каждый день А. наблюдал эту картину, но так до сих пор к ней и не привык. Конечно, он вполне понимал этих сонных, скорее даже, спящих, людей. Подниматься в такую рань и куда-то спешить, вместо того, чтобы хорошо выспаться и с ясной головой приниматься за дело. Поэтому все они спали сутки напролет: короткой ночью отключившись полностью, лежа в постели, а днем – на работе, передвигаясь и обмениваясь бессвязными репликами. Еще удивительно, как они умудряются работать.
Они хорошо вместе сосуществовали, не надоедали друг другу, не прерывали сон окружающих. Только А. порой позволял себе, вот как сегодня, потрясти кого-нибудь, чтобы добиться несонного ответа. Иногда он делал это просто так, чтобы поразвлечься среди сонных мух. Раньше А. пробовал пробудить их, но они слишком привыкли спать и находились в состоянии перманентной усталости, поэтому быстро засыпали, лишь только А. исчезал из поля зрения. Так же и с И.И. сегодня утром: недолго пререкаясь, он мгновенно погрузился в сон.
Иногда они ругались, кричали друг на друга сквозь сон. Наверное, они видели коллективные сны; или кому-то снилось что-то страшное, и он принимал сослуживца за персонаж из сна и прогонял его криком.
Да, с каждым прожитым днем А. понимал их все больше и больше. Кажется, даже их сны порой обретали плоть и выползали в коридоры, и А. видел призраков, бродящих в сонном тумане.
В последнее время А. стал ощущать усталость дома и на работе. Не желая погрузиться в Вечный Сон, он горстями глотал амфетамины, отчего постоянно находился в нервном возбуждении.
Пройдя в свой кабинет, он обнаружил на своем месте какого-то человека с признаками глубокого сна на лице, медленно выводящего буквы на бумагах А. и бормочущего что-то себе под нос. Такое случалось уже не раз, и по опыту А. знал, что сонного человека лучше не трогать. Если вопрос к И.И. ничем плохим для А. не закончился, то подобные эксперименты с отправкой человека с уже занятого им места могли закончиться весьма плачевно: начиная разбитым носом и кончая увольнением. Последнего, правда, еще никогда не случалось, но промежуточные происшествия бывали, и не раз.
Существовало негласное правило:” Занимай место – и оно – твое. Если твое место занято – найди себе другое, ибо это место занято, и, значит, оно уже не твое”.
Поэтому А. опять вышел в коридор и направился на поиски свободного места. Он заглядывал в каждую дверь, но, видимо, немного опоздал, ибо пока все места оказывались заняты.
Наконец он попал в кабинет, где не было еще никого: просторная комната с большим окном во всю стену и одно-единственное рабочее место.
А. пошарил по ящикам, нашел какой-то чертеж и качал его исправлять.
Так прошло неизвестно сколько времени. Изредка к нему заходили сонные люди и направлялись к его месту. Не дожидаясь, пока они доберутся до стола, А. будил их криком: “Занято!”, и они огорченно исчезали за дверью.
“Должно быть, скоро начнется обеденный перерыв, и в коридорах станет шумно и тесно от голодных спящих”, - уныло размышлял А. Обычно перерыв затягивался на два часа, иногда и более. Запихнув в сонные рты пищевые продукты, они медленно расползались по местам.
А. неотступно преследовала мысль о большом окне; наконец он отвлекся от чертежа и поднял голову. Открыл окно и выглянул наружу: по улицам, еле-еле переставляя ноги, двигались люди: сонно держась за руки, сонно догоняя трамвай, сонно держась за руки, сонно доедая мороженое. А. шагнул вперед и полетел... вниз.
Свидетельство о публикации №200101400026