Глава 9
ЦЕНА ВЫЖИВАНИЯ
Шарль Бодлер, французский поэт и эссеист середины девятнадцатого века, был тонкий наблюдатель и аналитик своего времени. Свои взгляды он не боялся выражать открыто. Перед смертью он опубликовал статью в одном из журналов, под рубрикой "Манеры и женщины".
Там он перечислил черты, которые, по его мнению, составляют основу женской привлекательности: пресыщенность, скука, легкомыслие, бесстыдство, безразличие, самоанализ, надменность, своенравие, непослушание, хворость. Кошачий тип, в котором сочетаются ребячество, беззаботность и злость.
Бодлер написал эту статью, будучи тяжело больным. Сифилис, которым он заразился в молодости, прогрессировал в мозгу, производя там огромные разрушения. Естественно, умственные способности его сильно пострадали. Высказывания Бодлера вызывали у публики смех.
В журнале "Личность и социальная психология" была напечатана статья исследователя Каннингхэма, предлагавшая интересный научный подход. Автор описывает два эксперимента по социобиологии красоты женского лица. В первом эксперименте семьдесят пять американских студентов мужского пола были приглашены оценить физическую привлекательность пятидесяти девушек, изображённых на фотографиях. Почти половина фотографий была взята из ежегодного альбома студенток-выпускниц, вторая половина - из альбома международного конкурса красоты "Мисс Вселенная". Параллельно с регистрацией оценок привлекательности группа исследователей производила микрометром всевозможные измерения черт лица с точностью до 0,05 миллиметра.
Во втором эксперименте разные группы мужчин оценивали шестнадцать из вышеупомянутых фотографий с точки зрения личных характеристик девушек, кроме того, по шестибалльной шкале мужчины должны были описать своё мнение о девушках, подразделяя его на следующие характеристики: 1) сообразительная-тугодумка, 2) общительная-необщительная, 3) напористая-покорная, 4) скромная-тщеславная, 5) пустая-интересная, 6) практически здоровая - очень болезненная. Мужчин также просили указать, какие девушки на шестнадцати фотографиях больше склонны, с их точки зрения, к следующим действиям, перечисленным по номерам. Первые три касались денежных трансакций: взять взаймы пятьсот долларов для ремонта машины; вручить на день рождения подарок стоимостью сто долларов; взять совместный заём в десять тысяч долларов для начала предпринимательской деятельности. Три других пункта относились к различным уровням самопожертвования: помочь погрузить мебель для переезда в другую часть города; пожертвовать пинту крови; пожертвовать почку. Ещё три отражали физический риск: броситься в воду и спасти женщину в полумиле от берега; вытащить её со второго этажа горящего здания; прыгнуть на ручную гранату, у которой выдернута чека. Три последних пункта посвящались ухаживанию и продолжению рода: какую девушку они хотели бы пригласить на ужин вдвоём, для сексуального общения, для воспитания детей.
Результаты подтвердили прежние исследования, а также гипотезу самого автора. Мужчины предпочитают девушек с большими широко расставленными глазами, маленьким носом и подбородком. Эти характеристики лица соответствуют лицам новорождённых (первых месяцев жизни). Они пробуждают в мужчинах стремление заботиться, утешать, ласкать. Мужчин также привлекают девушки со зрелыми чертами лица - широкие скулы, узкие щёки, а также большие зрачки, высокие надбровные дуги и широкая улыбка. Мужчинам нравятся умные, общительные и напористые девушки, не склонные к частым болезням и предпочитающие внебрачную связь. Их имущественное положение должно быть таким, чтобы они не слишком думали о деньгах партнёра. Черты новорождённых - широкая улыбка, расширенные зрачки - лучшие показатели плодовитости. Возможно, потому что широкая улыбка означает дружелюбие и восприимчивость, расширенные зрачки - сексуальное возбуждение. Сочетание зрелых черт и черт новорождённого - верный признак того, что девушка максимально готова к спариванию.
Автор сделал вывод, что привлекательные девушки, оцененные в других исследованиях как высокодоминантные по признаку лидерства, фактически склонны к самопожертвованию и физическому риску, а равно к работе, встречам, сексу и воспитанию детей. Отсюда заключение автора, что привлекательные черты лица - это фактор выживания у взрослых.
* * *
После обеда в ресторане Фрэнки вернулся домой и стал ждать Терри. Он пролистал множество журналов. Посидел у телевизора. Через каждые пять минут вскакивал и смотрел на часы.
Прошёл час, потом другой. Он долго расхаживал по комнате. Посмотрел на часы в кухне: половина седьмого. Выждал ещё пятнадцать минут, потом накинул пиджак и вышел.
Фрэнки сел в метро до "Вирго", без четверти восемь был уже на месте. В баре, как обычно, было сильно накурено и шумно, мужчины толпились у платформы и возбуждённо выкрикивали что-то старательно танцующей девушке - совсем молоденькой, моложе той, что Фрэнки видел здесь раньше. Чтобы не попасться на глаза мужчинам, Фрэнки сразу прошёл к стойке бара. Бармен - седой, на щеках лопнувшие капилляры - обслуживал клиентов,
- Рад снова видеть тебя здесь, - приветствовал бармен. - Я хочу сказать - рад, что у тебя всё в порядке.
- Ты - Тед?
Бармен поднял глаза. - Так зовут меня с рождения.
- Маленькая проверочка, - отшутился Фрэнки. - Люди меняются так быстро в последнее время.
- Да, любой старикан скажет то же самое.
- Это истина, независимо от того, молод ты или стар.
- Неужели? - засмеялся Тед. - Тебе если дать ещё пару выходных - вернёшься и будешь учить старика жизни.
- У тебя есть виски, Тед?
- В этом-то баре?.. - Тед плеснул в стакан и отвлёкся на других клиентов. Фрэнки пил понемногу, вскоре вернулся Тед.
- Я ищу Кокса.
- Тут он где-то. А ты разве не встретилась с ним, когда вошла?
- Гм-м...
Тед привстал на цыпочках и посмотрел поверх голов у стойки. - Да он там, у двери.
Фрэнки из-за маленького роста ничего не увидел. Поставив стакан, он пошёл искать Кокса.
Найти его оказалось несложно. В дверях стоял мужчина, его грудь и плечи были шире и мощнее, чем у любого из гостей. Яркий галстук, сшитый на заказ костюм, коротко стриженные волосы, ровная густая борода и не сходящая с лица полуулыбка...
- Фрэнки! - воскликнул Кокс, увидев её. - Я по тебе скучал. Рад, что ты опять здесь.
- Ты Кокс?
Он рассмеялся. - Ну, выпьешь чего-нибудь?
У стойки Кокс заказал ей и себе.
- Как ты, отдохнула немного?
Фрэнки пожал плечами. - У меня чуть чердак не поехал.
- Да, - вздохнул Кокс. - Мне тоже не легко. - Он поигрывал стаканом. - У нас сейчас сложности, девочка Фрэнки. Розалина уже не выступает. - Он кивнул на платформу. - Шоуна вот только. Нам нужна помощь.
Фрэнки кивнул.
- Я знал, что ты не откажешь.
- Ты просишь меня помочь?
Кокс осмотрелся. - Здесь кто-то ещё есть?
Фрэнки это показалось очень странным, он даже не поверил. - Забудь об этом. Я пришёл из-за тебя, Кокс. Больше мне здесь ничего не нужно.
- Из-за меня, Кокса? - Он положил ладонь ей на загривок. - Я Джерри, Фрэнки. Для всех девочек.
- Ну хорошо, Джерри. Послушай, Джерри. Мы можем уйти отсюда? То, что я хочу тебе сказать, это личное...
- Конечно. - Оставив нетронутым виски, он обнял Фрэнки за плечи и повёл в глубь бара. Они шли беспрепятственно, толпа расступалась, все понимали, кто здесь кто и кем владеет. За это Фрэнки был ему благодарен и, хотя Терри предостерегал его, находил Кокса приятным.
В комнате, скрытой от посторонних глаз, Фрэнки сел на стул. Взвинченные нервы незаметно обмякли - влияние алкоголя. - Мне нужна твоя помощь, Джерри.
Кокс прислонился к закрытой двери.
- Ты помнишь ту ночь, когда у меня был обморок? - спросил Фрэнки. - В бар тогда пришёл один мужик, он тоже упал, почти в ту же минуту.
- Ты была пьяна.
- Да, возможно. Мужик тоже был пьян. Мне кажется, он что-то мне подбросил.
Кокса это рассмешило. - Ну совсем как в кино.
- Мне надо найти его, Джерри. Я хочу отплатить ему тем же.
- Да? А как ты собираешься отплатить?
- Ещё не знаю. Найду - видно будет.
Кокс оценивал ситуацию. - Ну, и зачем нужен я?
- Ты всегда стоишь на входе. Знаешь, кто пришёл, кто ушёл.
- Ну и?..
- Я думаю, ты сможешь его узнать, если он ещё появится. Позвонишь мне?
- Позвонить тебе?
- Да. Я хочу поговорить с этим сукиным сыном.
Кокс задумался. Чего-то он здесь не понимал, но, может, это и не имело значения. Не знаю, о чём она говорит, но с выгодой использовать это можно.
- Давай нюхнём кокаинчику, - предложил Кокс, оттягивая время. Он вытащил из кармана всё необходимое, насыпал восемь дорожек и быстро втянул четыре носом. Потом протянул Фрэнки маленькую стеклянную трубочку. Фрэнки замер, не зная, что делать.
- Ну, давай, - буркнул Кокс. - Эта штука - высокий класс.
- Что это?
- А ты как думаешь? - Кокс почесал нос. - Чистое, сладкое. Ну, давай.
Он настойчиво размахивал трубкой, и Фрэнки почувствовал - что-то в его жизни поставлено на карту, лучше согласиться: он втянул носом кристаллы, как только что делал Кокс. В носу обожгло, сразу вся чувствительность исчезла. Через минуту стало пощипывать во всём теле.
- Отличный, да? - Кокс зашёл за стеллажи с алкоголем и принёс бутылку "Джонни Уокера". Налил рюмку и протянул Фрэнки.
- За счёт заведения.
Удивительное ощущение, если пить алкоголь после кокаина - будто глотаешь воду. Фрэнки ещё пару раз приложился к бутылке и заметно опьянел.
- Я вот о чём думаю, Фрэнки, - продолжил разговор Кокс. - Голос его казался непривычно оживлённым и убедительным. Ты нуждаешься в моей помощи, я нуждаюсь в твоей. Вот и поможем друг другу, идёт?
Фрэнки нравился Кокс, хотя он понятия не имел, о чём тот говорит. Ему было хорошо, и он согласно закивал.
- Я буду искать того мужика, никаких возражений. Как только он появится у нас, я сразу дам тебе знать.
- Он у меня что-то забрал, - сообщил Фрэнки. - А я заберу у него... Я не знаю... Что-то тогда произошло... Это несправедливо. Ты понимаешь, о чём я?
- Думаю, что да. Мы найдём того мужика и разгадаем твою загадку. - Он положил руки на стул, на котором сидела Фрэнки, и посмотрел на неё сверху. - А сейчас поговорим о другом: ты должна мне помочь.
- Ну конечно, Джерри.
- Ты нам станцуешь. - Он посмотрел на часы. - Через пять минут тебе выходить на сцену.
Фрэнки засмеялся шутке, но, подняв глаза, увидел, что Кокс серьёзен.
- Так ведь сказано уже, я здесь не для того, чтобы танцевать.
- Это было тогда. А сейчас ты станцуешь. Мы же договорились. Разве не так?
- Ты не предупредил.
- Не обостряй ситуацию, девочка Фрэнки.
- Но я не танцовщица, - голос его прозвучал жалобно.
- Кто это тебе такую байку рассказал? Ты самая лучшая, моя девочка. Лучшая из лучших. - Он легко поднял её за руки и оставил стоящей. - Тебе помочь одеться?
- Я в одежде. - Из живота накатывал хохот. - Это глупо.
Кокс расстегнул ей пиджак. - Моя работа - присматривать за людьми. Твоя работа - танцевать. Подними руки. Не заставляй меня просить дважды.
Фрэнки не подчинился, но сопротивляться Коксу было бесполезно, и свитер легко упал на пол. В теле от алкоголя и кокаина растеклась слабость. Чувствовал он себя свободно, легко, раскованно. Но он мужчина, а не танцовщица-стриптизница.
Он отшатнулся к стене и, прижавшись спиной, решительно скрестил руки. - Я готов на предложение, - пробормотал он пьяным голосом. Но не на принуждение.
- Я предлагаю тебе снять одежду и надеть вот это. - Кокс снял с вешалки тонюсенькие трусики-шнурочки.
- Я не о том говорю.
Кокс взглянул на часы. - Осталось три минуты.
Фрэнки сел, скатившись по стене, и притупленным рассудком отчаянно пытался соображать. Но не получалось. Более того, всё казалось не таким уж важным.
Кокс разбросал в стороны её руки и с треском рванул кофточку - полетели пуговицы. Он заулыбался, увидев свободно колыхавшиеся груди.
- Стой спокойно, - бросил он, придавливая её плечом к стене. - А сейчас снимем штаны.
Фрэнки буквально вцепился в них, но Кокс этого даже не заметил. Быстро свёл руки к лодыжкам и приказал сесть. Потом стащил обувь, носки и брюки и раскидал по комнате.
- Нижнее бельё тоже.
Здесь Фрэнки очень воспротивился, но куда ему, если в голове всё онемело.
Кокс снял с неё трусики, надел "шнурочки" и велел встать. На этот раз Фрэнки повиновался. Кокс опять взглянул на часы.
- Меньше трёх минут, - проговорил он с гордостью. – Едва успели. Неплохо, если учесть, что ты нанюхалась.
- Мне холодно, - пробормотал Фрэнки.
- Глотни ещё, - он протянул ей бутылку, потом отставил в сторону. - Ты хорошо выглядишь, девочка. Выйдешь, станцуешь, и все сразу растают от счастья.
Дверь распахнулась, вошла танцовщица Шоуна. - Сорок долларов! - воскликнула она, потрясая бумажками. - Уж можете не сомневаться, это лучше, чем работать в "Бургер Кинг".
- Пора на сцену, - бросил Кокс. Он подал Шоуне бутылку и жестом показал, чтобы собрала валявшуюся одежду. Затем, положив руку на голую спину Фрэнки, повёл её на помост.
Всё, что происходило дальше, Фрэнки помнил смутно. Реальность слилась с фантазией в сплошной галлюцинаторный кошмар. Бар представлял собой клетку, полную животных, музыка, звон в ушах... Ему помогли подняться на сцену и ступить в туфли с высокими каблуками. Он попробовал идти, но упал, а туфли слетели. Лица у стойки налиты кровью, какие-то перекошенные, яростный визг, будто зверей собираются кормить мясом. Он повернулся спиной к залу, надеясь спрятаться, но тут крикнул Кокс: давай, танцуй, - и так сдавил пятку, что Фрэнки подпрыгнул от боли. Верхняя часть тела начала колыхаться, возникла тошнота и головокружение. Он шагнул в сторону, чтобы очухаться, там орали, но что - не понять. Шагнул ещё... ему хотелось умереть.
Появилось отражение в зеркале - вдруг. Такой женщины он ещё не видел. Захотелось получше её рассмотреть - и он коснулся стекла, потом потрогал себя. Его лицо, его губы, его грудь. Он шагнул вперёд, но его не пустила какая-то холодная во весь рост сила. Фрэнки остолбенел. И попробовал второй раз.
Терри заскочил в бар на несколько минут, чувствовал он себя уставшим и раздражённым. Недавно звонил домой, хотел сказать, что не придёт, но там не ответили. Он был готов наброситься на Фрэнки не только за все унижения, накопившиеся сегодня. Но и за то, что она не дождалась его. Хотя обещала. Он осмотрел зал, думая, что Фрэнки где-то здесь с Коксом. На сцену даже не взглянул. А когда всё-таки посмотрел, увидел там Фрэнки - и удивился беспредельно. Кокс тискал ей пятку, потом она начала двигаться. Терри ничего не мог понять. Но когда Фрэнки задвигалась в такт музыке и показала кое-что из обычных штучек, он улыбнулся. Вот так, жизнь неожиданно покатила прежняя. Всё в порядке.
Фрэнки ходил кругами. Поняв, что в зеркале не скрыться, он кружил, пока не увидел стойку бара, лицо - и узнал это лицо. Мужчина ему улыбался, махал руками и посылал воздушные поцелуи.
- Терри, - прошептал Фрэнки и коснулся своих губ убедиться, что это он говорит. Кошмар рассеивался. Фрэнки сделал шаг, второй... спасение близко... в его сне была дверь, за ней длинная золочёная лестница. Но сейчас ему встретился только воздух. Ещё шаг - и он свалился с платформы, следом зазвенели стаканы, бутылки. Он приземлился на пол с отвратительно глухим звуком, так и остался лежать - кучей. Просто чудо, что ни один из порезов не оказался глубоким. Его подняли, чем-то накрыли. Кто-то звал по имени. И последнее, что он запомнил: "Всё будет хорошо". Найдутся ли у него силы засмеяться. Или зареветь. Как это уже однажды было, он лежал на спине, глаза закрыты - он умер.
Свидетельство о публикации №200110500035