El Dia de los Muertes. Фиеста Мертвых в Мексике

1 и 2 ноября мексиканцы празднуют День Мертвых. Скульпторы, художники и кондитеры обращают свой творческий позыв на изображение костных останков. Сувенирные скелеты-тореро колют пикой костяк быка. Скелеты-марьячи чествуют разложившихся жениха и невесту. Смуглые карапузы  лижут сахарные черепа с марципановыми глазницами. Ночью на кладбище горят тысячи свечей. Идет добродушное общение с почившими. Булькает текила, спешно покидая запрокинутую бутыль, хрустят чипсы - начос. Утром живые и мертвые расстанутся, довольные друг другом, чтобы встретится ровно через год.

*****

Мексиканский праздник совпадает с Хеллоуином лишь во времени. Раскатисто произнесите испанское название. Сравните с «хилуином» и почувствуйте разницу. Для белых жителей Штатов дни общения с «темным миром» - еще один повод уверить себя в том, что смерть – лишь досадная оплошность мироздания, и жизнь, полная походов по магазинам и обжорства в фаст-фудах будет вечной, стоит лишь затариться дурашливыми хеллоуиновскими костюмами и открытками, повизжать на очередном ужастике.

В пряном-ядреном латинском мире все понятия – с большой буквы, Любовь, Страсть и Смерть пока не продаются упакованными в супермаркете. Цивилизованным северянам многие атрибуты «фиесты мертвых» кажутся жутковатыми. Ребенок, вонзающий зубы в мертвую голову – даже сахарную - это, знаете ли, чересчур. Да, все мы, наверное, умрем – так чему тут радоваться?!

А мексиканцы и не радуются. Просто они принимают жизнь такой, какая она есть, на ее финале не зацикливаются, но мысли о нем не подавляют. Они всегда готовы рассмеяться в лицо Костлявой.
Роскошный католицизм смешался с мистериями ацтеков. Получился праздник, не похожий ни на какой другой.

1 ноября католики празднуют День Всех Душ, второго – День Всех Святых. Для мексиканцев первый день ноября посвящен los angelitos – «ангелочкам», умершим детям. Выставляются их портреты, где так и не ставшие доннами и кабальерос малыши лежат тщательно причесанные, наряженные, девочки – в кружевных платьицах, мальчики – в камзольчиках. И хочется верить, что каждый из них мог бы стать достойнейшим человеком, дипломатом или ученым – разве мог из такого ангела вырасти наркобарон  или кровавый диктатор?

Тогда же в домах сооружают семейные алтари с фотографиями почивших, украшают их цветами, раскладывают мелкие безделушки, когда-то любимые покойником,  ставят свечи. Но главное – ofrendas, подношения. Сейчас покойников балуют пивом и шоколадками, но основное блюдо, pan de muerto, готовят по рецептам вековой давности. «Хлеб мертвых» пекут из теста , замешенного на множестве яичных желтков, форма бывает разная, но чаще всего – круглая, сверху – узор в виде креста из двух костей, поверх – сахарная глазурь.

На работе мексиканцы сочиняют calaveras – шутливые некрологи коллег и начальства, рассказывающие о достоинствах и пороках «усопшего». В газетах траурной рамкой окружены фотографии президента и всех министров. У нас такие шалости просто немыслимы – слишком все правдоподобно, нешуточно – Брежнев, Черненко и прочие геронтократы, недомогающий последние пять лет Ельцин. С ними такие шуточки – верх бестактности.

По улицам бродят ряженые. Королева бала – Katarina, Дама-Смерть в шляпе с перьями и платье с оборками. Скелет, La Flaca, украшает собой витрины во множестве глумливых инсталляций. Пьет пиво, гоняет на Феррари, клеится к барышням – живет полной жизнью.

Ночью кладбища усыпаны цветами, украшены тысячами свечей. Открываются ворота в Миктлан – ацтекское царство мертвых. Гости общаются с кладбищенскими обитателями. – «К нам-то собираешься?» - - «Да нет пока. Вы уж без меня как-нибудь.»-
Вот так, без обид. Все понимают– воссоединение неизбежно.

И когда мексиканец умирает, в газете появляется его некролог – последний, но далеко не первый.  Родные знают – расставанье не окончательно. Просто будем встречаться реже. Раз в год, в начале ноября. На el Dia de los Muertes.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.