Волшебник

Далеко-далеко, там где можно идти трое суток и никого не встретить, в кленовом лесу стоит замок. В замке живет Волшебник, и это становится ясно раньше, чем ваши глаза увидят замшелые стены и остроконечные башни. Вы входите в лес в солнечный день, идете по ровной широкой просеке, и игра света, тени, ветра и листьев завораживает вас до того, что вы перестаете понимать, где реальность, а где иллюзии. Возможно, что сами того не заметив, вы прошли сквозь ворота между мирами, но вы не собираетесь возвращаться. Вот, наконец, перед вами и замок. Вы собираетесь постучать в маленькую деревянную калитку, - и она сама тихо раскрывается до того, как вы к ней прикоснетесь. Вы понимаете это как приглашение и смело входите внутрь.

Замок не очень большой - похоже, он предназначен для одного, - причем совершенно неподходящий для обороны; скорее - просто для пребывания в уединении. Вы останавливаетесь во дворе и осматриваетесь. Между камнями трава, сам камень сухой и светло-серый. Главное здание очень высокое, запутанной архитектуры, и заслоняет собою деревья на той стороне. Башен всего вы видите три, но, возможно, есть и четвертая. У стены слева - сломанная телега. Наружные узкие лестницы без перил, и вам хочется попробовать подняться по одной из них, чтобы проверить, не будет ли страшно, не закружится ли голова. Но вы не успеваете этого сделать, - вам навстречу выходит Волшебник. Он среднего роста, с черными вьющимися волосами и густой бородой. На нем фиолетовый плащ с блестящей узорной застежкой у горла, а под плащом - темный костюм времен позднего средневековья. Волшебник улыбается, и приближается к вам стремительно, гостеприимно расставив руки. Но вы не хотите, чтоб он вас обнял, вам несколько не по себе, он вам чужой человек. Блеск его глаз и большого рта не внушает доверия. Может быть, он людоед? Но вам интересно, да вы и способны себя защитить. Волшебник, кажется, понимает это. Он замедляет шаг и подходит вполне спокойно. Вы здороваетесь и спрашиваете, нельзя ли вам остановиться здесь на несколько дней. Волшебник вам отвечает, что всегда рад гостям, и  что у него вы можете ощущать себя в безопасности. В его теперь серьезном лице вы замечаете мужественность и благородство, и ваша тревога куда-то уходит. Возможно, что ваши чувства меняются под воздействием колдовства, но в таких дозах это не страшно. Тем более, мало ли какие странности присущи людям, близко знающимся с магией. А когда вы отказывались от таких приключений?

Волшебник достает из складок своего плаща небольшое зеркальце и пускает солнечного зайчика на стену. Солнечный зайчик покажет вам вашу комнату, - сообщает он. Вам отчего-то радостно, солнечное пятно дрожит словно бы в ожидании и нетерпении, и когда вы делаете только один шаг к нему, бросается и пропадает в открытых дверях. Вы оглядываетесь на Волшебника, но тот уже спрятал зеркало. Идите за ним, - повторяет он. А почему бы нет? - решаете вы, и входите внутрь. Солнечный зайчик действительно там. Он убегает от вас по стене и вам приходится шагать очень быстро. Вы идете по длинному коридору, на стенах картины, но вам некогда их рассматривать. Вы поднимаетесь вверх по лестнице, здесь светло, уютно и чисто; солнечный зайчик скрывается за одной из полуоткрытых дверей, вы - за ним, и в глаза вам ударяет  целая волна света. Вы пришли. За окном шелестят деревья и видно небо. Вы оглядываетесь: постель, умывальник, небольшой шкаф - все, что нужно. Вы присаживаетесь на кровать. Из коридора доносится густой голос Волшебника: Приходите обедать, как отдохнете! Нет, вам определенно нравится здесь. Обилие света и свежего воздуха опять создает ощущение нереальности, но это не так уж и важно. А может быть, только в таком зыбком, не знающем определенных границ мире возможны Волшебники, замки и столько солнца. И вы перестаете отдавать себе отчет в том, кто вы и где находитесь.

Наступает время обеда. В большом пустынном зале с высокими окнами и прямоугольниками света на до блеска натертом полу стоит длинный стол, один конец которого покрыт белой чистейшей скатертью с двумя приборами на ней. Вы садитесь напротив Волшебника. Вы смотрите на него, он внимательно смотрит на вас, потом вы обращаете взгляд на свою тарелку, и замечаете, что там, непонятно когда, появилась еда. Вы снова в удивлении глядите на Волшебника, он улыбается с едва уловимой хитрецой, вы вспоминаете, что здесь возможно все, и принимаетесь за трапезу. Вполне съедобно, и, похоже, именно то, что вы хотели. Ваш бокал тоже наполнен - красным, что ли, вином. Блюда сменяются незаметно для вас, грязная посуда исчезает, на ее месте - нетронутая еще порция. Вино возобновляется в пустом бокале, когда вы внимательно следите за тарелкой. У вас есть ощущение, что вы просто выпадаете в какие-то моменты, теряете ненадолго сознание, или же - поток времени здесь не непрерывен. Впрочем, вы и сами не знаете толком, что же такое время и насколько оно независимо от человеческой, а тем паче - волшебной воли.

Теперь вам немного хочется спать. Время - за середину дня. Перед вами маячит лицо Волшебника, мягкий свет его глаз. А теперь, - говорит он, - Я покажу вам самое дорогое, что у меня есть. Подчиняясь его жестам и словам, вы встаете и идете следом за ним. Вы спускаетесь вниз, и вспоминаете, что опять не рассмотрели те картины. Портреты предков, наверное. Во дворе вы зеваете и скрываете свой зевок от Волшебника: вам хочется сохранять вежливость. Фиолетовый плащ развевается при ходьбе. Ветра нет. Волшебник скрывается в темном проеме двери. Вы догоняете его, и оказываетесь на лестнице, ведущей куда-то вниз. Свет сюда проникает через узкие щели в стене. Лестница плавно поворачивает, и теперь вы придерживаетесь рукой за внутреннюю стену, чтобы не споткнуться. Ниже вас в руке Волшебника вспыхивает факел, и на мгновение вы зажмуриваетесь от яркого огня. Ступени неожиданно кончаются, и вы останавливаетесь, поскольку видите перед собой толстые железные прутья. Волшебник рядом, но вам не до него. Огонь освещает какое-то существо в глубине клетки. Существо поднимается вам навстречу. Оно – женщина.

Тут вы ощущаете, как здесь душно.

У женщины длинные темные и не очень чистые волосы, простое мятое платье, босые ноги. Как ни банально это звучит, она похожа на дикого зверя. У нее недоверчивый взгляд и сильное гибкое тело. Она красива, но в ней есть что-то нечеловеческое. Вы не представляете, как с ней можно было бы говорить. Вместе с тем, вы испытываете острую жалость к тому, что она в клетке. Здесь грязно и темно. Женщина явно пленница. Вы оглядываетесь на Волшебника, и замечаете, что у него самодовольный вид. Вы не можете ничего сказать или сделать: вы здесь гость. Чувство несправедливости переполняет вас. Женщина очень близко от вас, она сжимает руками железные прутья. Ее дыхание неровное, и она смотрит прямо на вас. Вы не выдерживаете, и тоже заглядываете в ее глаза. Вам непонятно, что там скрывается, но вам хочется верить, что она вас просит о помощи. Волшебник как будто не обращает внимания на происходящее. И вы мысленно обещаете женщине, что спасете ее. Вам просто нельзя поступить иначе.

Словно нарочно вам на глаза попадается заржавевший тяжелый замок. Ключ, скорее всего, у Волшебника. В воображении вы прокручиваете себе последовательность ваших действий, когда хозяин замка уснет. «Хороша, а?» - прерывает вас голос Волшебника. Вы изо всех сил сдерживаете возмущение. Женщина усмехается. В ее усмешке вы ощущаете боль. «Пойдемте», - манит вас рукой Волшебник, и вы послушно следуете за ним. Теперь вы должны вести себя безупречно, чтобы он не догадался о ваших намерениях, но в вашем сознании стоит и не собирается исчезать образ пленницы.

Вы поднимаетесь наверх, и удивляетесь, что уже сумерки. Неужели прошло столько времени? И вы снова ловите себя на том, что пытаетесь воспринимать этот мир в привычном вам порядке изменений. Вы приглядываетесь к цвету неба, и видите, как сквозь насыщенную синеву начинают проступать звезды. Вам хочется лечь на землю и смотреть вверх, - и только. Но вы не можете себе позволить этого. Вместе с Волшебником вы поднимаетесь в комнату, где стоит пианино из красного, покрытого блестящим лаком дерева. Понимая необходимость следовать всем прихотям хозяина, вы опускаетесь в кресло. Волшебник, усевшись на вращающийся табурет, поднимает крышку и прикасается к клавишам. С первым же звуком мягко и сами собой зажигаются свечи. Пауза, тишина. Краем глаза вы замечаете собственное отражение в оконном стекле. А вы и не подозревали, что у вас такой печальный вид. И начинается музыка.

Вам как-то сразу становится ясно, что эта музыка – создание Волшебника. Она сложна и иррациональна. Иногда сквозь тревожный хаос аккордов пробивается чистая и отчетливая мелодия, и вам хочется, чтобы она продолжалась, но она исчезает за очередной бурей отдельных звуков. Раздраженный, вы начинаете искать в музыке и в ее авторе явные недостатки. Да, это оригинально и незаурядно, но слишком индивидуально, чтобы понравиться хотя бы десятку слушателей. Это сумасшедшая музыка, музыкальный бред. Ни единого четкого образа не возникает при ее восприятии. Волшебник играет без нот, возможно, это – абсолютная импровизация, но вам совершенно не жалко, что вы ее никогда не услышите больше. Внутри вас – ощущение незавершенности. Вы не способны это понять. Понять вот так, сразу. Вы должны стать другим, чтобы воспринимать это. Вы должны набраться смелости и погрузиться во внутренний мир Волшебника через его музыку. Да, именно так. Сумасшедшая музыка – это музыка, выходящая за границы. Как будто в ответ вашим мыслям, мелодия, наконец, улавливается вашим слухом, и, кажется, не собирается исчезать. Это похоже на человека, который выпал из мира предметов, и пытается сориентироваться в не имеющем более или менее постоянных форм пространстве. Ему очень трудно сохранять свою индивидуальность и обособленность, иногда он почти растворяется в окружающем, но вновь и вновь обретает себя. И вас охватывает изумление: как это вы смогли такое уловить? Откуда берется такая музыка, это какая же жизнь нужна, чтоб превратить ее в подобное звучание? «А теперь пора спать», - объявляет Волшебник. Он уже где-то с минуту закончил играть, а вы и не заметили.

Спать вам не хочется, но вы делаете вид, что устали, и сонно плететесь к себе в комнату, стараясь тем временем по звукам определить, где будет спать Волшебник, да и собирается ли он делать это вообще. Вы надеетесь, что здешняя реальность будет все же к вам благосклонна, и не обманываетесь в своих ожиданиях. Проходит беспокойный час, и вот вы в темноте тихо идете по замку в поисках спальни Волшебника. Пока задуманное осуществляется как по сценарию, без единой запинки. Двери открыты. Волшебник спит как ребенок. Связка ключей – рядом с его подушкой, и вам удается ее подхватить, даже не звякнув. На миг в вас рождается подозрение, что Волшебник намеренно вас разыгрывает, и вам грозит разоблачение, но вы так не хотите этому верить, что вытесняете неприятные мысли как можно глубже, до почти забывания. И вот вы оказываетесь во дворе, под звездным небом. Воздух свеж, калитка незаперта. Вы не знаете, что будет делать женщина, когда вы ее освободите, но вы уверены, что так лучше.

Неожиданно синяя тень мелькает в поле вашего зрения, - машинально вы оборачиваетесь, и видите существо, остановившееся напротив вас. Это большая дикая кошка. Вы замираете, она неподвижна тоже. Повернув голову, она смотрит вам прямо в глаза, и у вас неведомо откуда возникает впечатление, что она – не совсем зверь. Эта кошка словно разумное существо, но ее разум отличается от человеческого. Она – чужая, она – другая, ваши миры не пересекаются, и вам ее не понять, вы можете лишь любоваться грацией ее движений. Когда вы это осознаете, кошка проскальзывает к калитке – та открывается беззвучно, и кошка исчезает за деревьями. Вы немного завидуете ее свободе, но вас, как вам кажется, ожидает та, что совсем лишена свободы. В последний раз глотнув свежего воздуха, вы открываете нужную дверь и оказываетесь на той самой лестнице. Вы припасли свечку и спички, и скудный огонь освещает вам путь. Горячая капля воска обжигает вам ладонь, и вы сдерживаете себя, чтобы не вскрикнуть – вдруг ваш возглас непонятно каким образом достигнет ушей Волшебника? И вот вы около клетки. Вы просовываете руку со свечой сквозь прутья, - перед вами ворох соломы, заросшие мхом углы – и только. Женщины нет. Тихо вы зовете ее, но она не выходит, да и неоткуда ей выходить: подвал необычайно тесен, и здесь негде спрятаться. Вы помните эту женщину и ее тепло, и ее дыхание – она не могла быть иллюзией. Ощущая усталость, вы прислоняетесь к сырой стене, и постепенно сползаете на пол. Вас обманули, вам все равно. Вы совсем не из этой истории. Вы закрываете глаза, и свеча глухо падает вниз, на серые камни, погаснув.

Вы не знаете, сколько проходит времени. Вам грезятся луга, поля, просторы ночного неба, и отчего-то – хождение по воде. Вы чувствуете, как у вас мерзнут ноги. Вы приглядываетесь, и отчетливо различаете каждую из травинок. Они очень острые. Они могут порезать вам кожу. Больно и неприятно, но не смертельно. Речная вода смешивается с вашей кровью, и оттого трава здесь такая густая. Это нормально. Так есть. Вы отдаете часть своей силы, чтобы росла трава, чтоб от нее лунный свет переплетался с отчетливой мелкополосной тенью, чтобы небо смотрело на все это и на то, что вы здесь один. И никто не придет сюда. Может быть, это – ваш мир? Или же это – навеянное Волшебником сновидение?

Вспомнив о том, вы возвращаетесь. Вы в подвале. Похоже, вы спали. Наощупь вы поднимаетесь. У вас очень болит спина, еще бы она не болела после такой вот ночи. Вы находите лестницу и идете наверх. Солнце еще не взошло, и Волшебник тоже пока не вышел. Единственное, что вам хочется, это дойти до постели и упасть в ее мягкость, согреться и толком выспаться. Все произошедшее кажется вам нереальным, и вы клянете себя за то, что оказались таким дураком.

Вы снова идете по длинному коридору с окнами слева, вы идете неторопясь мимо одной в темных красках картины, другой, третьей, четвертой… Внезапно вы останавливаетесь, и поворачиваетесь к изображению. Перед вами та самая кошка с разумным взглядом. Вы узнаете эти глаза. Кошка – среди камышей, а за нею до горизонта – луга и луга. Вы поворачиваете голову, и на другой картине видите птицу. Она летит высоко над лесами прямо на вас. У нее тот же взгляд, и вы поклялись бы, что птица и кошка – одно существо, если б не ваш рассудок. Медленно, боком вы продвигаетесь дальше. Олень. Большая змея. Ласка. Волчица. Зверь, которого вы не знаете. Существо, с которым вы не можете заговорить, потому что его язык для вас недоступен. А на последней картине – изображение женщины в простом платье, с серьезным лицом. Выпрямившись, она стоит под огромным деревом, на ее обнаженной руке – капли дождя, и капли дождя на листьях и на траве вокруг, и одна капля внезапно вспыхивает, точно живая, - вы оглядываетесь, и видите что над стеной замка поднялось солнце.

- Верните мне, пожалуйста, ключи, - произносит Волшебник, вышедший из-за двери рядом с последней картиной.

Вы вздрагиваете, но тут же понимаете, что бояться вам нечего; вытаскиваете связку ключей и протягиваете ее Волшебнику. Сегодня он кажется выше ростом. «А как же она?» – тихо спрашиваете вы. «В подвале, где же еще, - отвечает с улыбкой он, - Устала и спит. Она не любит дневного света». Вы вряд ли смогли бы сейчас описать свои чувства, в них столько всего намешано. У вас много вопросов, но Волшебник перебивает ваше намерение.

- Вам тоже требуется отдохнуть, - говорит он, - А потом я вам сыграю новую музыку. Она пришла ко мне ночью. В сущности, так происходит каждую ночь…

Но ему вряд ли нужно о чем-то еще говорить, потому что вы и сами теперь знаете, ЧТО это за музыка и откуда она. Без объяснений. Вообще без слов.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.