Сколько ты получаешь?

Россиянина видно издалека.
Это он, родимый, бродит по американским супермаркетам, как турист по Эрмитажу, - смотрит, но ничего не покупает, приводя в отчаяние продавцов.
Это он, сердешный, ломится в двухэтажный автобус, словно от этого зависит его жизнь, и пораженные натиском и хамством англичане уступают дорогу. А тот пассажир, который станет возмущаться громче всех и отпихивать от дверей, окажется при ближайшем рассмотрении либо подвыпившим канадцем, либо другим сыном земли русской.
Это он, россиянин, на третьей минуте знакомства с настойчивостью налогового инспектора интересуется размером ваших доходов.
Гоголь как-то изрек, что Россия славится дураками и скверными дорогами. К этому мне хотелось бы добавить третье: неудержимым стремлением считать чужие деньги. Вместо того, чтобы зарабатывать свои.
На днях ко мне прицепился один малознакомый тип - как банный лист. С извечным вопросом «Сколько ты получаешь?».
Отвечать не хотелось. Во-первых, я ему отчитываться не обязан. А, во-вторых, особо хвастать нечем. Честно отвечу - подумает, что прибедняюсь. Сплетни пойдут. Если совру для респектабельности - опять же сплетен не миновать. Зажрался, дескать. Раскулачивать пора.
- Сколько получаю. - все мое, - ответил я, но отшутиться не удалось.
- Ну а все-таки? - спросил он.
Я скрепил сердце и ответил как на духу. Он, разумеется, не поверил. Тогда я умножил размер своих доходов в пять раз и отнял шесть с половиной тысяч - для правдоподобия.
- А если серьезно?
- Слушай, - сказал я, сердясь, что ввязался в этот дурацкий разговор, - может, тебе справку из бухгалтерии принести?
- Зачем? Я тебе и на слово поверю.
Он продолжал внимательно смотреть на меня, и я понял, что шуточками-прибауточками не отделаюсь. Как бы этому остолопу намекнуть поделикатнее, что его любознательность давно вылезла за рамки приличий?
- Дежурил я как-то в типографии, - начал я. - Разговорился с одним колоритным мужичком - очень грузным, с усиками, ну просто вылитый Честертон. В начале шестидесятых он не журналистикой занимался, а на судах морского флота ходил за рубеж. Говорил, что больше всего в капиталистических странах его поразила неуверенность людей в завтрашнем дне. Каждую неделю, получая конверт с зарплатой, они очень боятся обнаружить извещение, что с понедельника фирма больше не нуждается в их услугах. С особым пафосом он говорил о том, что на Западе никто не спрашивает о размерах доходов. Это считается дурным тоном, посягательством на личную жизнь. А потом двойник Честертона снизошел и до меня. Он спросил, кто я, откуда и чем занимаюсь? Я ответил. «И ско...» - начал он и запнулся. Нервно хохотнул и признался: «Знаешь, я у тебя только что чуть не спросил,  сколько тебе за это платят?».
Выслушав эту короткую притчу, мой собеседник хохотнул и сказал:
- Не виляй. Так сколько ты получаешь?
1993


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.