По стопам кисы воробьянинова

Господин Воробьянинов, просивший милостыню у источника, - жалкий дилетант. Я просто уверен, что ни в одном из подземных переходов Ростова он не удержался бы и пяти минут. С гимназическим знанием иностранных языков он, в принципе, мог бы попробовать переход на Кировском, около «Интуриста», но я бы ему это не посоветовал. Тем более - заикаться о членстве в Государственной Думе.
- Киса, берегите стекляшки!..
На это есть самые веские причины. Куда-то пропали опрятные старики и старухи, которых в подземные переходы на старости лет погнало бедственное положение, и вместо них появились другие - одетые в рвань, с испитыми лицами, неуклюже крестящиеся. Это было первым признаком того, что нищенство стало профессией. Не совсем престижной, но зато одной из самых доходных. В самом деле, где вы еще найдете такую блатную работенку: целый день на свежем воздухе, легкие оздоровительные физические упражнения и - никакого налогообложения. Кроме рэкета и милиции, разумеется.
Между прочим, на «рабочем» месте вовсе не обязательно совершать рукой движения, похожие на перекрещивание кадыка, и бормотать «Спаси тя, Господи!..» Своими глазами, например, я видел бородача, грязного, немытого и нечесаного. Он лежал вдоль стены с потухшей сигареткой в зубах - спал. Рядом красовалась драная кепка с рублевыми бумажками. Что можно сказать на это? И жизнь хороша, и жить хорошо…
Один мой знакомый, когда апофеоз милосердия в нашей стране достиг максимума, когда средства массовой информации только открыли для себя эту тему, увидел в подземном переходе Буденновский/Энгельса старуху с опухшим, наверное, от голодухи лицом и мутными глазами.
- Подайте Христа ради!
Он, наивная душа, подал батон хлеба - как раз шел из магазина.
Эх, какой отборный мат сотряс своды подземного перехода! Оскорбленная до глубины души, старуха запустила батоном в милосердного, но недалекого юношу. Прохожие получили огромное удовольствие от происходящего.
Около гостиницы «московская» уже полгода, не меньше, сидит мальчик с табличкой на груди - сирота, куча голодных братьев и сестер. Судя по всему, мальчик этот намерен здесь сидеть всю жизнь. Скоро фасад гостиницы будет немыслим без него. Что будет делать администрация, когда мальчика призовут в армию? Впрочем, что я такое пишу… Во-первых, у мальчика уже немало учеников и последователей, а, во-вторых, у него уйма братьев и сестер. Как знать, может, нестабильная экономика породит целые династии?..
Чтобы переквалифицировавшимся бомжам не так скучно было протирать штаны  в переходах, появились музыканты. Как-то «на гастролях» был даже джаз-банд из Ростовской государственной консерватории. Под землей  они проработали недолго  - наверное, их музыка показалась местным профи слишком шумной и сложной или репертуар не понравился.
Впрочем, пассивные методы работы с прохожими отходят на второй план. Все чаще и чаще можно столкнуться с активными спецами, которые, как кажется, исповедывают принцип «под лежачий камень вода не течет». Такие либо бродят по квартирам, либо, остановив на улице вполне конкретного прохожего и тем тоном, каким раньше просили закурить или прикурить, требуют «немного денег».
Один мой знакомый (не тот, что подал батон хлеба, а другой, поинтересовался: «Немного, это сколько?» - и узнал, что около десяти рублей.
Ну что ж, в самом деле немного. Одна буханка хлеба. Особенно часто в этом амплуа встречаются малолетки. Мальчики, загорелые до черноты, одетые в грязное трико или штаны школьной формы. Девочки - в таком рванье. что можно отдать десятку только за то, чтобы узнать:
- Где такое достали?!
Активизировали свою деятельность всевозможные погорельцы. Не так давно в трамвае первого маршрута я наблюдал работу такого вот спеца. Он сел напротив средней двери, выставив в проход ногу, до колена замотанную грязными бинтами, и бодреньким тенорком начал свое выступление. Сперва он сообщил. что является жертвой Чернобыльской аварии, все имущество его сгорело во время пожара, а сейчас он едет к брату в Волгодонск, чтобы занять денег на операцию, но его обокрали. Вообще-то он сказал много больше, но я не хочу утомлять читателей. Этот «погорелец» в своей жизни не пострадал разве что от падения метеорита - а так было все, полный джентльменский набор.
Убедившись, что никто не подает, он начал добренько покрикивать:
- А ну, передняя площадка! Ну что же вы?! Задняя площадка! Не оставайтесь в стороне от чужого горя!..
Над ним  откровенно смеялись.
Неудачник, что и говорить…
1994


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.