Русаки, часть 7 Дохлый номер

"Государственная граница" "Русаки-7"


    ДОХЛЫЙ НОМЕР


В Европе все так же, в принципе,  как у нас. Но есть там такие маленькие тонкости, которые в совокупности и составляют одно большое отличие "нас" от "них".
О системе и бессистемности "народного образования" в Германии и России рассказывает очевидец с 35-летним педагогическим стажем в рубрике "Государственная граница"
 
Тридцать пять лет спустя

Здравствуйте, мои дорогие родные русские!
Много интересного я открываю здесь с течением времени, а времени прошло немало - второй год уж, как я, русская училка, стала немецким рабочим. А ведь 35 лет вложила я в  дело советско-русского образования! И не просто "вложила", а истратила их по максимуму, из кожи вон лезла, старалась сделать как можно лучше - научить всех и представить этот процесс для детей как можно легче и приятнее. Теперь я понимаю, что все, в принципе, было и есть невозможно...
С ужасом вспоминаю всю мою учительско - творческую деятельность: нервно, напряженнно. А сколько было желания сделать хорошо и с пользой!? Собственно, эти две вещи и составляли жизнь: хорошо и с пользой. Для меня работа с детьми была главной в жизни, и самое интересное, что продолжает оставаться, как бы внешне и на словах не было это переоформлено. Это уж точно.
А с чего бы измениться? С того, что я узнала, что детей во всем мире учат ВООБЩЕ НЕ ТАК, как в Росиии? Да, я не знала как надо, ведь за опытом за границу ездили и ездят другие - добросовестные и удобные, но не самые "умные". Я же вкалывала под флагом и за собственную инициативу отдавалась сама в еще какое-то дополнительное время и все что-то изучала: новые предметы, новые методики. Но есть в России еще магическое слово "блат". В цивилизованной стране этого понятия нет, здесь люди ценятся по деловым качествам, по уму и  так далее. Это я уже писала о работе. Кому нужен блат, хоть бы и из родственников? Дело завалить? Тут ничейных дел нет! В России сейчас тоже все дела к рукам прибраны - к каким прилипли. Но эти дела там можно делать говняно, т.к. Россиянин не избалован качеством да сервисом. С другой стороны и хорошо, что я не знала как учатся другие: каково мне было бы узнать, что диплом Российского специалиста нигде не признается? Я даже слов не нахожу! Как это можно??? Но я не знала, ладно, но наши-то министерства в курсе ж всегда были! И делали дело заведомо угробительное в масштабах 1\6 Земли?

Жутейский опыт

Я в системе образования человек не посторонний: школа -завуч, училище - завуч, техникум - заведующий отделом. Это моя краткая биография. Возможно, я преувеличиваю, но я именно так формулирую для себя извечный вопрос нашего наробраза: зачем каждому учащемуся, скажем, тригонометрические функции? Замечательные учителя-литераторы сроду математики не знали и не знают - чем не аргумент? Дохлый номер! Каждая новая методика (а сколько их пережито и переживается сейчас?) несет новые сложности и все напрасно! Но дети - все хорошие люди! Это чудесные люди! Вот я здесь если и приживаюсь, если не считаю жизнь законченной в 54 года, то этим я обязана исключительно постоянному общению с детьми, особенно с подростками: людьми уже достаточно умными, но еще не испорченными советскими принципами и житейским опытом (а нет слова "жутейским"?). Так вот что я помню: эти все "хорошие люди" на моих глазах всю жизнь ломались! Ну не может ребенок так быстро "схватить" идею вашу математическую, химическую и так далее, ну тихий он, может он философ? Ну не первый он в толпе шустрых - ну так может быть он другие проблемы решает? А кому, простите, это надо? Никому! А потому - долбежка, зубрежка, порка. А через два года глядишь - он уже зачислен в "дураки и двоечники". Я не буду перечислять всем знакомые термины и действия учителей, в результате которых ребенок и дома становится изгоем. Ах, родители, как же они забыли то какое чудо они однажды выродили! Плод горячей любви! А теперь долбят его за то, что не родился он сразу таким же скучным, бесцветным и озабоченным проблемами, как они. Я прошу вас, я всех прошу: никогда не бейте детей! Они вырастут лучше чем мы все! Они - другие и пусть будут другие! 
А что сказать о том методе, когда подростка в 15 лет приводят в учительскую с родителями и доводят до состояния "понял", то есть буквально до слез? Кто не помнит себя, заплакавшего в присутствии  толпы 12-13 летних? Это же катастрофа жизни! Но никому это не надо и все против! А учитель - кто? Так ли уж каждый из преподавателей сегодняшних  научить умеет и понять может? И душа его болит ли за каждого? Ой-ой-ой! Лучше не трогать!
А оказывается, эти извечные проблемы решаются просто самой СИСТЕМОЙ образования, которая МОЖЕТ быть по-житейски проста, не унося физического здоровья ребенка, не угнетая и не ломая его морально, когда родители детей не бьют! Цивилизованное государство стоит на защите и не позволяет обижать детей! Говорят, что за подзатыльник своему же ребенку здесь могут запросто посадить в тюрьму!
Все трудные переходные возрасты детей - это "ломки"  искусственно созданные системой образования и воспитания детей (читай - людей). И ведь, добро бы, было это дело никому не нужным, но что ты! Тема воспитания - любимый и удобный "конь" каждого дурака! Тут он все знает и умеет! А министерства и ведомства? А защиты, паспортизации, карточки, формочки, программмирование, разряды, систематизация, проверки, нервотрепки, дежурства и поломойства в классах - тайные и явные преступления наши перед ребенком. И это далеко не полное описание ситуации в которой живет лучшая и большая часть населения: то есть дети и их учителя.

      Нулевая палочка

Итак, вернусь к главной своей теме: российское образование - это ноль с палочкой во всем мире. Поэтому здесь, в Германии, русак с двумя "высшими" может мыть полы или резать металл на станке.
Но, наконец, пора изложить саму систему и все ее ступени. Русаки из числа бывших советских учителей, говорят, что здесь дети тупые, что в пятом классе по математике проходят то, что у нас во втором! Ах, какое замечательное неведение! Именно "проходят"! Российский учащийся так шикарно списывает уже со второго класса, что в  десятом он уже не понимает, что списывает, а думает, что так и надо! Он совершенно искренне возмущается: "Как это списал? У него - скорость 5 км\час, а у меня - 7 км\час! Аргумент убийственный!
Каково же мне было обнаружить, что больше нигде в мире учащиеся не списывают. Но не потому, что глупые или честные - а потому что в этом нет никакого смысла: система построена иначе и результатом является не зазубренный параграф, а степень развития интеллекта - вот что контролируется и оценивается в учениках.
Учиться в Германии можно чуть ли не всю жизнь. Система профобразования особенно широка. При предприятиях есть собственные школы, где подготавливают узких специалистов. Общая схема здесь такая: 4-5 дней учащиеся вкалывают, а потом один день учатся. Года через три-пять лучшие из них придут на предприятие, где после испытательного срока в 3-5 месяца, они имеют шанс получить постоянное место, что здесь означает: жизнь обеспечена. Инженер после института может тоже получить такое место, если покажет себя за 2-3 года пробной работы: конкурс среди инженеров примерно 2-3 человека на одно место. Ну уж если кто такое место получит - то живет не хуже хозяина!
Все, кто учится, получает деньги, кроме тех, кто учатся  на, скажем, пантомимщика или уличного циркача, - тогда сами ищут и сами платят за учебу. Интересно, что возможно свободное ПЕРЕМЕЩЕНИЕ между разными специальностями и между школами. Можно остаться на второй год, можно пролететь через класс, можно не учиться после 9-ти лет обучения, так как получаешь специальность. А то, что работу по ней можешь никогда не найти - твои проблемы. В учебе обходятся без обзывалок и угнетения: просто родители ученика получают сведения о своем ребенке и предложение: повторить класс в реальной школе, перейти в основную школу (главную) и т.д. Особенно дети русаков тусуются из школы в школу - языка, как правило, не знают, а если в России учились хорошо, то программу намного вперед других знают. Бывает, что за год до трех вариантов обучения меняют!
Дети учат язык быстро, если учатся среди немцев, а это почти всегда так. Те, что имеют аттестат, могут его использовать, он признается, чтобы пойти на специальность. Но многие идут в 10-11 класс, сдают "квали" то есть экхамены. Провалы их не слишком расстраивают, так как они легко относят свои неудачи на счет недоверия немцев к русскому аттестату. Идут снова, потому что не со всякими оценками берут на работу в хорошее место. Потом русаки учатся специальности и, в зависимости от знания языка и прилежания, получают документ об образовании и, возможно, работу. Я уже говорила, что русские и немцы - ценные работники, но простые рабочие - самая презираемая часть Германии. Может быть даже слишком презираемая, хуже даже иностранцев.
Многие дети, то есть подростки "за 17", получают образование за границей, это здесь свободно, тем более, что английский здесь - второй язык в школе и, в отличии от наших учащихся, здесь его знают все, а значит и разъезжают спокойно. Можно также поискать работу за границей и постажироваться там.

Маленькие тонкости

В Германии сейчас некоторая напряженка с финансами, поэтому обед в школу и детский сад дети несут с собой. Не так давно все это оплачивало государство (и как после этого немец должен относиться к эмигрантам, на которых ушли эти деньги?). Детсад работает с 7 до 16. Воспитатель постоянно чему-то учит детей, но не усаживает как в школе и не призывает быть внимательными. А вот дисциплина здесь в учебных заведениях просто ужасна! Некоторые мои знакомые русаки водят туда внуков и не понимают как так можно чему-то научить? Я тоже не знаю как можно в шуме и шараханьи учить класс?
Мнение русаков расходятся на предмет: признается ли советский диплом. Одни говорят: официально признается, а отказывают только по причине незнания языка в совершенстве. Другие говорят: нет! Два года назад Бавария еще признавала наш диплом воспитателя детского сада, но сейчас - нет. И это - правда. Как это выглядит официально - не знаю, но если Бавария не признает некоторые дипломы соседних земель, то чего же с русскими мудрить?
Есть в здешней школе проблемы? Много говорят о резком разделении детей на "дураков" и "умных" после начальной школы, а я так думаю, кому обидно считаться "дураком" может приложить не слишком большие усилия и перевестись в "умные".
Оценок здесь десять. Самая лучшая - один. Русаки шутят, что русские двоечники сюда в отличники въехали. Но это только первое время так, из-за расхождения в программе, а потом... Потом все расставляются по своим местам, согласно проявленным способностям и рвению к учебе.
В всех ступенях образования возможно сдать экзамены на аттестат о среднем образовании. Но все земли учатся по-разному. В Баварии после основной школы только лучшие идут в гимназию, остальные - в главную. И только после 5-го - 6-го класса главной школы лучшие идут в реальную. В принципе, все 5 лет возможны переходы туда-сюда за особые успехи или наоборот, за нежелание учиться.
Два курса советского института зачитываются как "абитур", то есть в как подготовка к университету. Пропускать занятия нельзя и в каждом таком случае родители пишут извинительную записку, или передают освобождение от врача. Детей в школах профуклона (в отличии от реальной) учат всему с недельной или 2-3 недельной практикой в магазинах, детских садах, почте, предприятиях обслуживания и так далее. А экзамены в таких школах они сдают, например, такие: по созданию уюта в доме, по шитью, по готовке обедов. А эти способности нужны каждому и срочно, потому что в 18 лет каждый человек получает отдельное жилье: ему предлагают, он выбирает пока не определится. Понятно, что он сам это жилье и обслуживает.
На самих лекциях или, например, на уроке я не была - времени нет, да и не знаю пустят ли. Но по рассказам - свободная обстановка, похоже, как у Шаталова. Учеба посильна для каждого, чем выше образование, тем труднее учиться. Если в план не входишь - стипендию не платят, но тогда платит "социал". Как ни крути, а жить и учиться можно, и дело это очень престижное, так как уж если кто выучился, тот и получает в меру заслуг всю жизнь и без боязни потерять место.
Географию, в общем, почти не знают, историю очень приблизительно, то есть на уровне очень среднего русского учащегося. Все, что не используется по делу, в памяти не задерживается, усыхает.
Образование здесь не просто ценность, а как бы титул: врач в больнице, например, с техничкой не здоровается - презирает. Особенно, если русачка. А в метро можно запросто увидеть благородно-лысого русака, собирающего мусор в тележку на колесиках. Жутковатая картина с непривычки! Но при этом на работу свою он подъезжает на машине, какую в России не каждому и потрогать доведется.
В общем, по самым оптимистическим прикидкам, надежным можно считать только немецкое будущее наших внуков. И только.
Ну, я позвоню, расскажу как живу. Хотя счет за телефон опять принесли  - 270 ДМ! Идиотизм!
Всех целую. Бог мой, что я тут делаю!




Ираида Грефенштейн
к печати подготовил Юрий Меркулов




ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ




 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.